УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И САМОРАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА
Буракова Л.В., Касьян С.В., ГОУ СПО "Омский государственный промышленно-экономический колледж»,
Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в педагогической сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. Перемены в образовании, их осмысление и прогнозирование отстают от темпов изменения общества и от потребностей самого образования. Целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная и научно обоснованная инновационная педагогическая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования. В условиях реформирования образования ведущей линией является перевод образования в режим творчества и превращение творчества в базис образования нового типа. Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышения социального статуса и профессионализма педагогических и руководящих работников необходима реорганизация методической службы. Актуальными являются построение ее деятельности на принципах распространения передовых образовательных практик, существующих в рамках системы образования; создание экспериментальных площадок, лабораторий перспективного и актуального педагогического опыта, педагогических мастерских. Речь идет не просто о разработке и внедрении в образовательный процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы в системе повышения квалификации педагогов, а о создании алгоритмов профессиональной деятельности педагогов, которые позволили бы им становиться творческими, саморазвивающимися личностями, обладающими системными взглядами на педагогическую реальность. В процессе реформирования методической службы довольно четко обозначаются некоторые противоречия между: - возрастающими требованиями к уровню профессиональных знаний педагогов и фактическим его состоянием; - укоренившейся практикой традиционного повышения квалификации на различного рода курсах и необходимостью создания новых форм обучения педагогов с учетом их способностей к самообразованию и самосовершенствованию; - потребностью в привлечении педагогов к реализации программ развития образовательных учреждений через новые формы организации их деятельности и традиционным подходом управленческих структур и методической службы к процессу управления. Сегодня педагогу необходима помощь не только в повышении квалификации, но и в переподготовке, так как ему не достает знаний по педагогике и психологии общения, нужна образовательная парадигма, система средств и критериев для ведения экспериментальной работы, внедрения новых педагогических технологий. Показательным в этой связи является понимание того, что научно-методическое обеспечение образовательного процесса должно являться системой со следующими признаками: целенаправленностью и управляемостью, иерархической структурой организации, наличием информационных связей, многокритериальностью оценки результативности функционирования, многократностью изменения. Такой системой может являться научно-методический отдел колледжа, основой деятельности которого должно стать управление профессионально-творческим развитием и саморазвитием педагога, которое может быть представлено совокупностью следующих положений: - выработка стратегии развития колледжа, определение его приоритетов, реализация этой стратегии через Программу развития и инновационные проекты; - организация научных исследований, направленных на развитие профессионального образования, перевода его в новое качество; - активное распространение инновационной образовательной деятельности, изучение и поддержка инновационной деятельности каждого педагога; - обеспечение возможностей для личностного и профессионального самосовершенствования каждого педагога за счет разработки и реализации специализированных программ развития и саморазвития личности; - организация мониторинговой деятельности для оценки качества педагогической деятельности. В связи с этим формулируется цель деятельности научно-методического отдела колледжа: обеспечение органического единства прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры педагога, его широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач образования. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - создание системы непрерывного повышения квалификации работников через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества; - создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации; - оказание практической помощи педагогическим и руководящим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими; - создание творческой атмосферы в колледже, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств; - приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (конкурентоспособность); - создание экспериментальных площадок, авторских мастерских, а также других профессиональных объединений педагогов по отдельным направлениям учебно-воспитательной и научно-методической работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации; - осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических работников; - осуществление мониторинга организации и содержания учебно-воспитательного процесса и разработка рекомендаций по его совершенствованию. При проектировании научно-методического отдела предполагалось его базирование на следующих ведущих принципах: концептуальной направленности, предусматривающий общие цели и исходные теоретические основы преобразований; системности, требующий использования всех положений системного подхода; инвариантности, отражающий необходимость выделения общих концептуальных позиций и подходов; вариативности, предусматривающий в каждом конкретном случае учет и использование конкретных особенностей в преобразуемой ситуации; открытости, отражающий необходимость корректировки, изменений, конкретизации разработанных проектов и программ. Приоритетное внимание уделяется следующим направлениям деятельности: - диагностика потребностей педагогических и руководящих работников в повышении квалификации; уровня педагогического профессионализма и качества образования; информационных потребностей педагогов; - создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации; по актуальным вопросам развития образования; - оказание научно-методической поддержки педагогическим работникам; дидактическое и методическое обеспечение нового содержания образования; - организация опытно-экспериментальной работы педагогов и студентов; - организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников через обеспечение системообразующей и интегрирующей базы для сознательного управления педагогом своим развитием; - организация профессионального консультирования по актуальным проблемам с приглашением представителей ИПК, вузов; - организация рефлексивной деятельности педагога, приводящей к появлению микро- и макропрограмм работы над саморазвитием; - участие в аттестации педагогических и руководящих кадров; образовательных учреждений; - осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических и руководящих работников колледжа. Исходя из поставленных цели и задач, предполагается применять следующие методы организации повышения квалификации педагогических и руководящих работников: анализ конкретных ситуаций, тематическая дискуссия, профессиональные игры, обучение через научно-исследовательскую работу, профессиональная консультация, авторская творческая мастерская, краткосрочные проблемно-тематические курсы, методологический семинар, подготовка методической продукции, подготовка научно-методического доклада или сообщения. Наиболее рациональный вариант состоит в том, чтобы вооружать педагога методологическими основами саморазвития, но эти знания должны найти свое продолжение в соответствующих навыках учебной работы, в культуре творческого труда. Таким образом, образовательные учреждения могут быть обеспечены высококвалифицированными кадрами только тогда, когда повышение квалификации и творческое развитие и саморазвитие педагога обеспечены сильной методической базой. |