УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И САМОРАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА

 

Буракова Л.В.,

Касьян С.В.,

ГОУ СПО "Омский государственный

промышленно-экономический колледж»,

 

Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в педагогической сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. Перемены в образовании, их осмысление и прогнозирование отстают от темпов изменения общества и от потребностей самого образования.

Целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная и научно обоснованная инновационная педагогическая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования.

В условиях реформирования образования ведущей линией является перевод образования в режим творчества и превращение творчества в базис образования нового типа.

Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышения социального статуса и профессионализма педагогических и руководящих работников необходима реорганизация методической службы. Актуальными являются построение ее деятельности на принципах распространения передовых образовательных практик, существующих в рамках системы образования; создание экспериментальных площадок, лабораторий перспективного и актуального педагогического опыта, педагогических мастерских.

Речь идет не просто о разработке и внедрении в образовательный процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы в системе повышения квалификации педагогов, а о создании алгоритмов профессиональной деятельности педагогов, которые позволили бы им становиться творческими, саморазвивающимися личностями, обладающими системными взглядами на педагогическую реальность. В процессе реформирования методической службы довольно четко обозначаются некоторые противоречия между:

-        возрастающими требованиями к уровню профессиональных знаний педагогов и фактическим его состоянием;

-        укоренившейся практикой традиционного повышения квалификации на различного рода курсах и необходимостью создания новых форм обучения педагогов с учетом их способностей к самообразованию и самосовершенствованию;

-        потребностью в привлечении педагогов к реализации программ развития образовательных учреждений через новые формы организации их деятельности и традиционным подходом управленческих структур и методической службы к процессу управления.

Сегодня педагогу необходима помощь не только в повышении квалификации, но и в переподготовке, так как ему не достает знаний по педагогике и психологии общения, нужна образовательная парадигма, система средств и критериев для ведения экспериментальной работы, внедрения новых педагогических технологий.

Показательным в этой связи является понимание того, что научно-методическое обеспечение образовательного процесса должно являться системой со следующими признаками: целенаправленностью и управляемостью, иерархической структурой организации, наличием информационных связей, многокритериальностью оценки результативности функционирования, многократностью изменения.

Такой системой может являться научно-методический отдел колледжа, основой деятельности которого должно стать управление профессионально-творческим развитием и саморазвитием педагога, которое может быть представлено совокупностью следующих положений:

-        выработка стратегии развития колледжа, определение его приоритетов, реализация этой стратегии через Программу развития и инновационные проекты;

-        организация научных исследований, направленных на развитие профессионального образования, перевода его в новое качество;

-        активное распространение инновационной образовательной деятельности, изучение и поддержка инновационной деятельности каждого педагога;

-        обеспечение возможностей для личностного и профессионального самосовершенствования каждого педагога за счет разработки и реализации специализированных программ развития и саморазвития личности;

-        организация мониторинговой деятельности для оценки качества педагогической деятельности.

В связи с этим формулируется цель деятельности научно-методического отдела колледжа: обеспечение органического единства прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры педагога, его широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач образования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-        создание системы непрерывного повышения квалификации работников через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества;

-        создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;

-        оказание практической помощи педагогическим и руководящим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими;

-        создание творческой атмосферы в колледже, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств;

-        приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (конкурентоспособность);

-        создание экспериментальных площадок, авторских мастерских, а также других профессиональных объединений педагогов по отдельным направлениям учебно-воспитательной и научно-методической работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации;

-        осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических работников;

-        осуществление мониторинга организации и содержания учебно-воспитательного процесса и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

При проектировании научно-методического отдела предполагалось его базирование на следующих ведущих принципах: концептуальной направленности, предусматривающий общие цели и исходные теоретические основы преобразований; системности, требующий использования всех положений системного подхода; инвариантности, отражающий необходимость выделения общих концептуальных позиций и подходов; вариативности, предусматривающий в каждом конкретном случае учет и использование конкретных особенностей в преобразуемой ситуации; открытости, отражающий необходимость корректировки, изменений, конкретизации разработанных проектов и программ.

Приоритетное внимание уделяется следующим направлениям деятельности:

-        диагностика потребностей педагогических и руководящих работников в повышении квалификации; уровня педагогического профессионализма и качества образования; информационных потребностей педагогов;

-        создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации; по актуальным вопросам развития образования;

-        оказание научно-методической поддержки педагогическим работникам; дидактическое и методическое обеспечение нового содержания образования;

-        организация опытно-экспериментальной работы педагогов и студентов;

-        организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников через обеспечение системообразующей и интегрирующей базы для сознательного управления педагогом своим развитием;

-        организация профессионального консультирования по актуальным проблемам с приглашением представителей ИПК, вузов;

-        организация рефлексивной деятельности педагога, приводящей к появлению микро- и макропрограмм работы над саморазвитием;

-        участие в аттестации педагогических и руководящих кадров; образовательных учреждений;

-        осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических и руководящих работников колледжа.

Исходя из поставленных цели и задач, предполагается применять следующие методы организации повышения квалификации педагогических и руководящих работников: анализ конкретных ситуаций, тематическая дискуссия, профессиональные игры, обучение через научно-исследовательскую работу, профессиональная консультация, авторская творческая мастерская, краткосрочные проблемно-тематические курсы, методологический семинар, подготовка методической продукции, подготовка научно-методического доклада или сообщения.

Наиболее рациональный вариант состоит в том, чтобы вооружать педагога методологическими основами саморазвития, но эти знания должны найти свое продолжение в соответствующих навыках учебной работы, в культуре творческого труда.

Таким образом, образовательные учреждения могут быть обеспечены высококвалифицированными кадрами только тогда, когда повышение квалификации и творческое развитие и саморазвитие педагога обеспечены сильной методической базой.