НОВЫЕ ПОДХОДЫ К КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Читалин Н.А.,

Щербаков В.С.

(ИПП ПО РАО)

 

Становление новых подходов в профессиональном образовании на методологическом уровне предполагает преодоление ряда фундаментальных противоречий. Противоречия эти проявляются уже в телеологической сфере. Одно из них заключается в том, что целевые запросы общества (своеобразный социальный заказ) обращены в будущее. Общество желает, чтобы из стен учебного заведения выходил человек будущего, специалист определенного качества, способный быстро и продуктивно вписываться в социальный, технологический, экономический, психологический контексты прогнозируемого будущего. Традиционная парадигма, которая, к сожалению, является доминирующей в современной школе (как общеобразовательной, так и профессиональной), несмотря на декларируемую обращенность в будущее, ориентирована на прошлые образцы общей и профессиональной культуры. Вся педагогическая среда, начиная с психологической атмосферы, характера взаимодействия пе-дагога и т.д. является искусственной, никак не соотносящейся с реалиями и потому не мотивирующей учащихся к полноценной учебной деятельности. Учение в таком случае не имеет личного смысла и профессиональная компетентность не входит в состав жизненных ценностей. Доминировать начинают утилитарно-прагматические мотивы. Обозначенная обращенность в прошлое (изучаются вчерашние технологии, вчерашняя наука, доминирует информационно-технократический подход), а также явно выраженная информационная модальность (информационная «накачка») способствует больше тренингу памяти, нежели формированию продуктивного, творческого мышления. Учащиеся, прошедшие через такую систему, имеют хорошие фактологические знания (и репродуктивные способности), неплохие навыки решения шаблонных типичных задач и практически не умеют осуществлять перенос в новые, проблемные, творческие ситуации. отсюда психологические проблемы: длительная, болезненная адаптация выпускника профессионального учебного заведения к реальной профессиональной жизни.

Одной из важнейших функций общего образования в системе среднего профессионального образования должна стать функция самоидентификации личности в различных ракурсах: социальном, культурном, этническом, гражданском, профессиональном. Самоидентификация - важнейший инструмент, способствующий снятию эффекта маргинализации будет выполнять функции гармонизации общества и личности учащегося.

Очевидной стала необходимость трансформации профессионального образования (с точки зрения его освоения) из знаково-символической в активно-действенные формы, что способствует формированию не только и не столько знанию о культуре, сколько активному функционированию студента профессиональной школы в этой культуре. Такая трансформация обеспечивает запуск механизмов внутреннего развития личности каждого студента (мотивации, целеполагания, принятия решений, продуктивной самореализации). И тогда наряду с механизмами адаптации начинают функциионировать механизмы активно-творческого преобразования себя и среды.

Не ставя под сомнение значимость технического знания и тех учебных дисциплин, которые можно назвать техническими, следует отметить засилье технократического подхода в современной профессиональной школе. Ликвидация традиционного технократического подхода в реализации общего среднего образования как доминирующего является одной из главных задач модернизации образования. По своим целям и функциям общее образование является педагогически средством, инструментарием личностного развития человека через общую культуру. Линейность технократического образования, его однозначность, категоричность, нормативность, схематичность - несомненные плюсы в технике и техническом знании становятся большим минусом в развитии человека как многофакторной, многоуровневой и по природе своей нелинейной системы. В рамках технократического подхода остаются без внимания, выпадают такие важнейшие личностные образования, как культура чувств, культура эмоций, культура взаимоотношений.

Одной из важнейших функций общего образования в системе среднего профессионального образования должна стать функция самоидентификации личности в различных ракурсах: социальном, культурном, этническом, гражданском, профессиональном. Самоидентификация - важнейший инструмент, способствующий снятию эффекта маргинализации, будет выполнять функции гармонизации общества и личности учащегося.

Обучение должно быть аналогом творческого процесса. И в связи с этим структура обучения должна предусматривать формирования умений структурно входящих в акт творчества: анализ исходной учебной ситуации, выявления противоречия и формирование его в виде учебной проблемы, построение суммарного подхода к решению проблемы, учитывающего как когнитивный, так и организационно-деятельностный аспекты, выбор решения и средств его реализации, контроль его исполнения, получение результата и необходимые коррекции учебной деятельности.

С содержательной и организационно-методической точек зрения учебный процесс должен включать интегративные учебные дисциплины, либо специально организованные формы и методы (метод исследова­тельских или творческих проектов), формирующие целостность научной картины мира, понимание того, что каждый учебный предмет отражает лишь одну, узкую сторону действительности. Истинная же картина мира во всей ее полноте возможна лишь на основе интеграции наиболее существенных, общих знаний из каждого предмета, и что истина полученной картины относительна. Для того, чтобы эта картина стала полнее, достовернее, необходим поиск противоречий, поиск их решения, т.е. поиск, добывание нового знания.

Процессы модернизации СПО в целом и общего образования в ССУЗах в частности не возможны или не эффективны без создания оптимальной системы управления (и не в административном смысле, а в психолого-педагогическом). В связи с этим архиважным представляется создание государственной службы мониторинга в области образования (в том числе и общего), необходимой для принятия своевременных и релевантных управленческих решений в области модернизации образования. Для ее эффективного функционирования необходимо создание методологии управления и определение места, роли и функций мониторинга; создание, апробирование и использование надежного и адекватного диагностического инструментария: пакетов диагностических методик с необходимой полнотой и адекватностью, отражающих узловые компоненты педагогического процесса; техническое обеспечение системы мониторинга: системы сбора, обработки, хранения и представление необходимой информации.

Новый уровень развития средств массовой информации и информационно-компьютерных сетей способен обеспечить и принять часть образовательных функций на себя. Поэтому нам видится возможным и желательным создание государственных медиа- и информационно-компьютерных (возможность использования ресурсов Internet) образовательных структур, обеспечивающих новые формы образования .В связи с модернизацией образования видится необходимым интенсивное развитие новых областей психолого-педагогического знания как на теоретическом уровне, так и в области практики: "Философия образования", "Педагогика модернизации (инновирование) образовательных систем", "Психология и педагогика личностных самопроцессов".

Становление организационных культур в образовательных системах России происходило в первой половине прошлого столетия, в период закрытости всего общества, в целом, и образования, в частности. Политические и социально-экономические условия с тех пор претерпели значительные изменения, однако, система образования почти не изменилась в организационной части. Более того, объективные процессы модернизации образования, инновационное движение не затрагивает фундаментальную платформу системы образования – организационную культуру, что является причиной торможения многих идей реформирования системы образования.

Развитие системы образования только на основе внутренней логики далее невозможно, т.к. произошли коренные изменения в обществе. Необходимость привлечения в развитие образования методов других сфер знания и деятельности: теории управления, квалиметрии, социологии, стратегического менеджмента и др. обусловлено тем, что:

-функция трансляции знаний новому поколению перестала быть единственной функцией образования, изменившиеся социально-экономические и политические условия нашей страны поставили перед образованием новые цели и задачи, среди которых на одном из первых мест стоит формирование навыков социализации подрастающего поколения, формирование нового уклада школьной жизни. Большую часть современных задач образования невозможно выполнить, руководствуясь только интересами системы образования, требуется привлечение многих социальных институтов, а это означает, что для плодотворной совместной работы системе образования также необходимо овладение нетипичными для нее методами.

-большинство руководителей учреждений образования и муниципальных систем образования не имеют специального образования по менеджменту, и действуют, опираясь на предшествующий учительский опыт и интуицию. Сегодня число компетенций руководителей образовательных систем значительно расширилось, однако, анализ программ повышения квалификации и переподготовки говорит о том, что систематизированных знаний по менеджменту руководители не получают, самостоятельное обучение требуемым навыкам затруднено из-за малого количества адаптированной к образованию литературы по стратегии образования, менеджменту.

-интеграционные процессы, протекающие во всех областях человеческой жизнедеятельности, особенно в социальной сфере, не могли обойти стороной образование. Образование становится все более открытой системой. Интеграция России в мировое сообщество также требует увеличение степени открытости системы образования, принятия и внедрения общемировых технологий.

Теория организационных культур системы образования России практически не разработана. Имеют место лишь описания организационных культур в социальной сфере зарубежных авторов, однако, специфичность российского образования не позволяет применять эти описания полностью для нашего образования.

Развитие образовательных систем происходит в соответствии с корпоративными интересами, не адекватно современным запросам общества, потому что образовательные системы не обладают свойствами открытости, восприимчивости к достижениям других наук (квалиметрии, менеджмента, систематики, социологии, экономики), так как:

-подготовка специалистов в области образования осуществляется в узких концептуальных рамках (обучение, воспитание, (иногда) развитие).

-образование в России реально пока не рассматривается как стратегическая область (как, например, область компьютерных или нанотехнологий)

 -технологии, используемые в производстве, экономике, менеджменте и т.д. слабо адаптированы к образовательным процессам

 Организационная культура образовательных систем характеризуется высокой степенью боязни неопределенности, длинной управленческой дистанцией, так как:

-фактическая роль преподавателя сводится к роли реализатора учебных программ, а формирование личности, гражданина остается на втором плане.

-сложная, многоуровневая система управления образованием (подчинение на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, города, региона, Федерации) тормозит своевременное реагирование управляемой системы на происходящие во внешней и внутренней среде изменения.

Педагогическое сообщество критично воспринимает технологические подходы к развитию образовательных систем, так как:

1.                  Традиционно образовательная деятельность воспринимается как искусство (процессы спонтанные и потому плохо согласующиеся категориями управления, а не как производственный процесс (с технологическими признаками).

2.                  Методисты образования выполняют функцию "собирателей интересного", но не переводят имеющийся опыт на язык технологии, т.е. достижения отдельных педагогов не могут быть доступны для других на деятельностном уровне. Некоторые секторы этого поля представляют больший интерес, некоторые - второстепенный, однако, в целом они определяют направления стратегических изменений в организационной культуре образовательных систем, необходимых для получения качественно новых результатов образования, адекватных современному состоянию общества.

В настоящее время растет дефицит в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Особенно это проявляется в недостаточном количестве рабочих кадров высшей квалификации. 80% вакансий в экономике приходится на долю рабочих и специалистов. В то же время трудоустройство подготавливаемых системой начального и среднего профессионального образования по полученным специальностям не превышает, по различным источникам, 30-50%. Это говорит о низкой эффективности планирования, возможно о низком уровне подготовки и очевидно об отсутствии реалистичных заказов со стороны бизнеса на количество и качество подготовки кадров. Бизнес «требует» от системы профессионального образования таких специиалистов, которые бы сразу, без адаптационного периода, без стажировки могли качественно выполнять специфические профессиональные обязанности. Иными словами, с точки зрения бизнеса, избрана позиция Европейского «круглого стола» промышленников, в которой открыто сформулирован приоритет заказчика (работодателя) в подготовке кадров: «Образование должно рассматриваться в качестве услуги экономики». На наш взгляд - этот явно прагматический подход имеет тактические кратковременные преимущества для экономического развития, но не имеет позитива в долгосрочной экономической перспективе.

Более того, если следовать гуманистической парадигме, которую мы все принимаем и понимаем, определяющей главной ценностью человека и человечество, а экономику как средство жизни и их развития, то образование, нацеленное на экономику, как таковую, а не на человека (его культуру, здоровье, развитие) теряет свое основное предназначение. Закономерность эволюционирования системы образования безусловно направлена от подготовки специалиста к образованию человека, и этот процесс даже в условиях перехода к рынку невозможно повернуть вспять. Априорно можно утверждать, что в интересах общества и отдельного человека, как объекта и субъекта образовательной системы, чтобы образование выполняло основную свою миссию – сохранение и воспроизводство цивилизации, преемственное развитие культуры и интеллекта, воспитание и обучение каждого индивида. Результирующим продуктом человеческой деятельности следует считать не экономику, не валовый национальный продукт, а человека - его культура, образование, здоровье. Иными словами, само образование следует рассматривать как сферу гуманитарного производства, создающего продукт фиксированного качества – культурного человека.

Понятно, что эти два разных подхода, обусловленные интересами бизнеса и интересами личности, едины, как две стороны одного процесса. Они не могут реализоваться по отдельности, они взаимосвязаны и взаимозависимы: разумеется, что качество жизни человека зависит от состояния экономики, и для нее, обеспечивающую качественную жизнь человека, нужно готовить грамотных профессионалов. Вместе с тем, образование – это такой социальный институт, который может напрямую влиять на культуру, интеллект, ментальное и физическое здоровье человека, что более эффективно, чем их формирование опосредованно через развитие экономики.

Образно говоря, «роль государства в качестве посредника» между бизнесом и людьми, между работодателем и работником, помогающего учитывать и интегрировать каждого субъекта этой системы. Осуществление разумной сбалансированности интересов интересы личности (будущего работника), интересы общества и интересы бизнеса и экономики, выводит на необходимость модернизации системы профессионального образования. Предлагается выделить в системе профессионального образования учреждения, подведомственные Рособразованию. Именно эти учреждения, поддерживаемые государством, имеют возможность гораздо в большей степени представлять гуманистические идеи, интересы человека и пока еще малоорганизованного общества во взаимодействии с хорошо организованными бизнес- системами.

Государство, взяв под свою опеку названные учебные заведения, продвинет образовательную систему, в первую очередь, к развитию тех направлений, которые должны быть приоритетными в дальне- и среднесрочной перспективах.

Наряду с рассмотренными выше гуманистическими приоритетами профес-сионального образования, формирования человеческого потенциала (капитала), государство заинтересовано в приоритетном развитии тех отраслей экономики, которые обеспечивают национальную безопасность и качество жизни в стране, а не просто прибыли промышленных корпораций.

В этой связи образовательные учреждения, подведомственные Рособразованию, необходимо нацелить на подготовку кадров для приоритетных направлений экономики, промышленности, технологии науки. В послании президента таковыми названы: энергетика, машино- и авиастроение, космос, современные коммуникации, оборонный комплекс, нанотехнологии. Вполне естественно, что не все направления в краткосрочной перспективе рентабельны, так как имеют длительные циклы реализации. Есть и такие направления, которые без сомнения должно поддерживать государство, как наука, в части фундаментальных разработок, образование и здравоохранение, в части инноваций и т.д. В области нанотехнологий тоже быстрая отдача не ожидается. Подготовка специалистов по таким направлениям, также забота государства, которая должна осуществляться в учреждениях, подведомственных Рособразованию. Наиболее затратную подготовку по наукоемким и инновационно-технологичным направлениям, проектам с высоким риском (но в случае удачибольшими перспективами), тоже должно взять на себя государство. Разделение рисков должно стать нормой во взаимоотношениях образовательных учреждений и государства.

Учебные заведения, подведомственные Рособразованию, будут образцами для остальных профессиональных учебных заведений с авангардной ролью в развитии всей системы профессионального образования. Они должны быть доступными для всех слоев населения независимо от платежеспособности, где в полной мере проявляется государственно-демократический принцип доступности. Финансирование учебного заведения, кроме основного государственного (за счет налогоплательщика) может иметь диверсифицированные формы. В этой связи есть основания прогнозировать, что новые учебные заведения станут «центрами кристаллизации» учебных заведений современного типа способных вывести систему начального и среднего профессионального образования на качественно новый уровень.