О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНИТРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

Волков Н. А.,

Волкова Т. И.

ГОУ «Нововоронежский политехнический колледж»

 

В современной социокультурной ситуации иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Развитие международных связей нашего государства и их качественное изменение, интернационализация всех сфер общественной жизни делает иностранные языки реально востребованными в практической и интеллектуальной деятельности человека. Все эти динамические явления меняют место учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе профессионального образования, актуализируют необходимость совершенствования профессионально ориентированного обучения студентов иностранному языку.

Знание иностранного языка становится одним из важнейших требований, предъявляемых к специалистам в условиях рыночной экономики. Первостепенное значение для специалистов любой отрасли приобретают практические навыки владения иностранным языком. Навыки, предполагающие знание правил делового общения на иностранном языке, как в устной, так и письменной формах, а также умения пользоваться иноязычным речевым общением в профессиональной сфере. В связи с этим изучение иноязычных материалов о теоретических и практических достижениях зарубежных ученых расширяет уровень профессиональных знаний специалистов. Сегодня становится очевидным, что профессионально  ориентированное обучение иностранному языку, является существенным фактором подготовки  конкурентоспособного специалиста.

Наряду с объективной значимостью иностранного языка в сегодняшней жизни, очевидно значение проблемы владения иностранным языком, как важного фактора личности специалиста. Несмотря на то, что преподаватели иностранных языков в системе профессионального образования осознают необходимость профессионально ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, важнейшие задачи иноязычной коммуникации остаются для  их выпускников недостижимым идеалом. А именно, проблема  восприятия  иноязычной речи на слух, изложение профессиональной аргументации и ведение профессионального диалога  на иностранном языке. На лицо противоречие между социальным заказом общества на подготовку специалистов, владеющих практическими навыками использования иностранного языка  в своей профессиональной деятельности и сложившейся практикой обучение иностранному языку в системе профессионального образования. Это является следствием недостаточной разработанности таких технологий иноязычного речевого общения, которые учитывали бы профессиональную специфику будущих специалистов. Однако это было бы явным упрощением проблемы, рассматривать её в чисто методическом плане. В действительности проблема профессионально ориентированного обучения иностранным языкам намного шире. Она обусловливает целый комплекс взаимосвязанных противоречий:

- между спецификой подготовки преподавателя иностранного языка и содержанием процесса обучения иностранному языку в системе профессионального образования.

Преподаватели иностранного языка в своем большинстве являются филологами по образованию, не обладают, в достаточной степени, техническими или иными специальными знаниями, что, безусловно, затрудняет организацию различных форм профессионально ориентированной иноязычной речевой деятельности.

- между требованиями, предъявляемыми в профессиональном учебном заведении к деятельности, по овладению иностранными языками и низким уровнем мотивации студентов к выполнению этой деятельности.

Сегодня большинство поступающих в технические вузы квалифицируются как условно начинающие – люди, которые учили иностранный язык, но не овладевали им  элементарно, т.е. не смогли преодолеть начальный этап обучения.

- между интуитивными личными устремлениями будущих специалистов к изучению иностранного языка и отсутствием необходимых педагогических условий реализации профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов.

Полученные на уроках иностранного языка знания умения и навыки иноязычного речевого общения в профессиональной сфере полученные студентами в учебных ситуациях оказываются не востребованными на старших курсах при выполнении курсовых и дипломных работ (проектов) при подготовке научных статей, докладов.

Для решения всего этого комплекса проблем, на наш взгляд, следует изменить отношение к  иностранному языку в технических и специальных вузах как к учебной дисциплине общеобразовательного цикла. На различных факультетах вузов было бы целесообразно предусмотреть введение специальных курсов с углубленным изучением иностранного языка, и формировать специальные группы с углубленным изучением иностранного языка из студентов, имеющих достаточную подготовку и желание в действительности овладеть практическими навыками профессионального общения на иностранном языке. Выпускникам таких групп, имеющим квалификацию инженера, экономиста или другого специалиста, можно было бы предоставлять право преподавания соответствующего иностранного языка в системе учебных заведений соответствующего профессионального профиля.

Это позволило бы решить проблему подготовки кадров преподавателей иностранного языка для системы высшего и среднего профессионального образования  для системы профессионального образования обладающих специальными знаниями. А с другой стороны это могло бы укрепить кафедры (методические объединения преподавателей) специальных учебных дисциплин преподавателями, обладающими иноязычной коммуникативной компетентностью в определенной профессиональной сфере. Но это дело отдалённого будущего.

На данном же этапе совершенствование преподавания иностранного языка в системе среднего и высшего образования ложится на плечи преподавателей иностранного языка, которые должны постоянно повышать интерес студентов к изучению своего предмета, создавая условия для преодоления  низкого уровня мотивации студентов к изучению иностранного языка.

Но как сформировать стойкую положительную мотивацию студентов в отношении иностранного языка, чтобы добиться оптимального уровня в овладении основами профессионального общения на иностранном языке. Большие возможности для преодоления пониженной мотивации к учебному труду дает проектная методика организаций занятий.

С педагогической точки зрения проектом называют выходящую за пределы учебной дисциплины тему, которая характеризуется самоорганизацией учебной группы и при работе над которой одинаково важны как процесс учебы, так и итог или продукт, который является результатом этого проекта.

Для проектной методики характерны следующие признаки:

- обусловленность ситуацией и связь с жизнью

Тематика проектов должна быть обусловлена жизненным миром студентов (и не должна  быть содержательно жестко связанной со специальными науками и таким образом с учебными предметами).

- ориентация на интересы участников

На ход осуществления проекта оказывают влияния желание, потребности и антипатии участников проекта (преподавателя и студентов).

- самоорганизация и самоуправление

Студенты и преподаватель на равных правах определяют цель, планируют проведение и дают оценку проекта.

- общественно практическая актуальность

В проектах действительность должна не только наблюдаться, накапливаться, анализироваться, или моделироваться, но также и прообразовываться, даже если эти преобразования весьма малы.

- целенаправленное планирование проекта

Работа над проектом не является учебой без определенной цели; проект всегда предполагает определенную (конечную) цель, к которой стремятся посредством текущего планирования и корректировки предшествующей деятельности и по достижении которой заканчивается проект.

- ориентация на результат

Проект должен заканчиваться не только трудно оцениваемым учебным успехом, но, прежде всего предъявляемым продуктом (фильмом, докладом, моделью, программой с документацией и т.д.), который делается доступным для общественности и должен подвергаться общественной оценке и критике.

- включение многих способностей человека

Этот признак касается в первую очередь объединения мышления и практической деятельности, то есть развитее физических способностей и включение их в учебный процесс, который традиционно  представляется, прежде всего, как умственная деятельность.

- социальная учеба

 Совместная учеба и деятельность в группах на основе коммуникации студентов друг с другом и с преподавателем как равноправным членом. При проектной организации занятий имеет значение не только цель, но и путь к ней. Проект может рассматриваться как успешный и в том случае, если цель его не достигнута, но студенты научились решать конфликты и работать командой.

- междисциплинарность

Проектная методика  позволяет выйти за рамки учебной дисциплины, то есть в проект могут сделать свой вклад любые дисциплины.

Выбор тем для проектов

Студенты должны широко привлекаться к выбору темы и к постановке задачи.

Можно предложить два способа выбора тем:

Первый способ заключается в том, что преподаватели предлагают студентам различные темы на выбор. Причем любой перечень тем должен, по меньшей мере, включать: постановку задачи, сроки сдачи заданий для определения требований, конечный результат и рамки концепции проекта по следующему образцу:

Цель группы:

Учебные цели:

Задание:

Срок сдачи задания:

Рамки концепции проекта.

Студенты объединяются вокруг какой-либо темы из предложенного многообразия тем.

Преимущество этого способа заключается в том, что преподаватель может инициировать проекты, которые он уже испытал ранее и которые проструктурированы настолько, что гарантирован успех проекта.

Второй способ заключается в том, что студенты сами предлагают темы методом «мозговой атаки» и, при участии преподавателей, принимают решение об объединении  вокруг определенной темы.

В этом случае модели проекта предшествует ещё «фаза поиска проблемы». Студенческая группы должна основательно обсудить предложенные темы, чтобы избежать ошибочных решений. Одна из возможностей для реализации процесса принятия решения заключается в проведении общего анализа предложенных тем проектов. Для этого необходимо поручить каждую тему из предложенной тематики одному -двум студентам для общего (грубого) анализа, который затем представляется группе. Здесь можно выяснить, является ли избранная проектная цель достижимой или же при реализации проекта могут возникнуть сложные проблемы.

Некоторые критерии для выбора тем проектов.

- связь с действительностью;

- реализуемость;

- подготовленность;

Временные затраты подготовительного этапа не должны быть слишком велики.

- делимость на модули;

Тема должна, по возможности, легко делиться с точки зрения метода разделения труда. При этом отдельные элементы (модули) должны  быть комплексным.

- сокращаемость/ расширяемость;

- рамки определения требований.

Постановка проблемы должна оставлять достаточную свободу для собственных уточнений и побуждать студентов к самостоятельным исследованиям и открытиям.

С точки зрения типологии проекты дифференцируются на монопроекты и коллективные проекты, которые могут быть устно-речевыми, письменными, видовыми и интернет-проектами.

В системе профессионального образования при осуществлении профессионально ориентированного обучения иностранному языку, целесообразна реализация проектов в рамках учебной дисциплины «иностранный язык», но с участием преподавателей специальных учебных дисциплин. Преподаватели специальных дисциплин помогут студентам ориентироваться в большом количестве источников, чтобы студенты могли отобрать наилучшим образом те факты, ту информацию, которые помогут им наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и выйти за рамки символического «учебного исследования» в рамках реализуемого проекта и приблизиться к подлинно-научному исследованию.

Студент должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близким к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Результатом таких проектов могут быть:

 – научный доклад по проблеме исследования на русском и иностранном языках, который может быть прочитан на студенческой конференции в учебном заведении или на региональной научной студенческой конференции;

- научная статья с кратким резюме на иностранном языке, подготовленная для публикации или помещенная  на сайте учебного заведения в интернете.

- специальный вопрос в курсовом или дипломном проекте;

- резюме дипломного проекта на иностранном языке;

- и, в идеале, защита дипломного проекта на иностранном языке.

 

Литература.

 

1.                 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка /Иностр. языки в школе.- 2000. - № 2,3.

2.                 Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия 1999.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат. Е.С. – М.: ACADEMA, 2002.