ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Ведерникова Г.В., ФГОУ СПО «Приморский политехнический техникум»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ
Спрос на бухгалтеров на рынке труда является высоким, большое место в деле подготовки бухгалтеров занимают средние специальные учебные заведения. Это объясняется в немалой степени тем, что на дисциплины по бухгалтерскому учету отводится большое количество часов, «Теория бухгалтерского учета» - 80, «Бухгалтерский учет» - 262, «Налоги и налогообложение» - 82, «Раздельный учет» – 36. «Бухгалтерский учет на предприятии» – 74, кроме того, обязательной является производственная практика, во время которой студенты получают практические навыки бухгалтерской работы. Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах преподавания бухгалтерского учета. Прежде всего, «аудитория», изучающая бухгалтерский учет, это выпускники школ, часто не подготовленные к восприятию профессиональных понятий. В этой связи назрела необходимость разработать такую методику изложения учебного материала, которая вызывала бы интерес у молодежи. В процесс преподавания, на мой взгляд, необходимо включать больше игровых элементов, тестов, занимательных заданий, деловых игр. Студенты, как правило, имеют слабое представление о средствах и имуществе, которые используются в организациях, не умеют различать материалы и основные средства. Для бухгалтера это важно, так как он получает счета на оплату средств и решает, на каких счетах они будут отражены. Для лучшего понимания отличительных признаков определенных видов средств я использую не только примеры, связанные с промышленными предприятиями, но и с таким объектом деятельности, как фотоателье, парикмахерская, издательство, автосервис и т.п. Предлагаю анализ ситуаций, при которых одни и те же средства выступают в разных качествах, то есть в одной организации они используются как материалы, на других как малоценные предметы или готовая продукция. В дисциплине «Теория бухгалтерского учета» наиболее важным представляется обучение студентов умению различать виды средств, которые используются в организации, проводить расчеты на бухгалтерских счетах, составлять корреспонденцию счетов, а также знать методику расчета баланса. Как показывает опыт преподавания, наиболее сложным для студентов является составление бухгалтерских проводок, поэтому имеет смысл акцентировать внимание на понятий «двойные проводки». (И. Гете называл двойную запись в бухгалтерии «величайшим достижением ума человеческого») К ним можно отнести такие хозяйственные операции, которые формулируются следующим образом: «начислено и выплачено...», «акцептован и оплачен...», «оплачены и оприходованы...» и т.п. Двойные проводки характеризуются тем, что в каждой из двух операций присутствует один и тот же счет (в одной проводке он отражается по дебету, а в другой по кредиту счета) и, как правило, в одной из двух проводок присутствует денежный счет, так как в этих операциях чаще всего происходит выплата наличных денег или безналичные перечисления. Умение составлять двойные проводки позволяет обучающимся более грамотно подходить к составлению бухгалтерских проводок в целом. Большего внимания заслуживает изучение темы «Классификация бухгалтерских счетов», так как этот учебный материал позволяет студентам не только ознакомиться со спецификой отдельных групп бухгалтерских счетов, но и рассмотреть те счета, которые были недостаточно изучены в предыдущих темах. Например, при изучении регулирующих счетов студенты должны усвоить понятия: амортизация и износ, научиться рассчитывать износ, исходя из стоимости средств, срока службы или нормы амортизации. В теме «Бухгалтерский баланс» уделяю большое внимание на вопросы, связанные с формированием уставного капитала при создании организации и составлении вступительного баланса. При этом теоретические знания студентов закрепляю на практических занятиях путем решения различных нетрадиционных задач. Некоторые практические занятия провожу по подгруппам, состоящим из 4 человек, что позволяет достичь следующих целей: во-первых, студенты учатся работать в команде, распределять обязанности и нести ответственность за выполненную работу, во-вторых, более сильные студенты, возглавляющие работу подгрупп, приобретают навыки руководства, так как они распределяют обязанности в соответствии с индивидуальными особенностями своих «подчиненных», дают необходимые разъяснения, проверяют выполненные расчеты и отвечают за то, чтобы работа была выполнена правильно и за отведенное время. Важной является тема «Учет налога на добавленную стоимость». Поскольку на практике все операции приобретения, а также продажи средств и продукции ведутся с учетом НДС, а это два основных хозяйственных процесса в организации - снабжение и реализация, этот вопрос я выдела в самостоятельную тему программы. Это дает студентам возможность получить более четкое представление о ведение учета НДС на счетах 19 и 68, помогает закрепить навыки составления бухгалтерских проводок, оформляющих получение и оплату товарно-материальных ценностей, реализацию продукции, работ и услуг с учетом НДС, а также научит студентов рассчитывать сумму НДС, предназначенную для перечисления в бюджет. Занятия лучше проводить в обстановке доброжелательности и дружеской поддержки. Такое начало занятий создает для большинства студентов положительную мотивацию к усвоению учебной информации. Чувство юмора также считаю необходимым качеством для успешного проведения занятий, например, по теме «Учет арендованных основных средств». ü Кот Матроскин из мультфильма "Каникулы в Простоквашино" скопил денег и взял у колхоза в аренду корову. По какой статье баланса отразил бы кот Матроскин взятую в аренду корову, если бы вел бухгалтерский учет? (на 001 забалансовом счете «Арендованные основные средства») ü Кого более чем 500 лет назад Лука Пачоли сравнивал с петухом, извещающим, что в хозяйственных делах имеются неполадки? (бухгалтер) ü В стихотворении "Ольховая сережка" Е. Евтушенко есть такие строки: «И необъяснимое - это совсем не бессмыслица. Все переоценки нимало смущать не должны, - ведь жизни цена не понизится и не повысится - цена неизменна тому, чему нету цены».
Переоценки не должны вызывать трудностей и у бухгалтера. Как часто и в какие сроки проводится переоценка объектов ОС согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01?
ü В стихотворении В. Бутенко есть такие строки: «Бухгалтеры - народ бумажный, Сухой, сидячий и чернильный, Физически не очень сильный, Но тем не менее - двужильный. Бухгалтеры подков не гнут, А множат, вычитают, делят И линию одну ведут, Чтоб дебет выше был, Чем кредит».
Прав ли поэт в том, что дебет всегда должен быть больше, чем кредит?
ü В романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" есть такие строки: «Онегин шкафы отворил: В одном нашел тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой И календарь осьмого года. Старик, имея много дел, В иные книги не глядел». Правомерно ли называть книгой тетрадь расхода?
Студенты активно работают на уроке, лучше запоминают материал, если преподаватель излагает его проблемно, все время обращается к группе с вопросами, приводит практические примеры из жизни, увязывает материал со специальностью. Контроль знаний необходим для лучшего усвоения материала, поэтому на уроках я применяю различные формы опроса и контроля: Ø собирательный, проверяются знания по нескольким изученным темам; Ø контроль- эстафета, студенты задают вопросы друг другу; Ø повторный контроль- перед зачетом, экзаменом; Ø закрепляющий контроль, студенты сами выбирают вопросы для ответа; Ø регулярный контроль - ответы на вопросы по индивидуальным заданиям (задания бывают с сюрпризом, например найти неправильную проводку), в течение пяти- семи минут; Ø контроль-консультация, при котором преподаватель беседует со студентом, который спрашивает преподавателя и совместно с ним отвечает; Ø развернутый контроль- опрос проходит в виде развернутой беседы за круглым столом. Все применяемые методы дают ощутимые объективные результаты знаний и наши выпускники всегда востребованы. |