ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Васильева Л.В.,

Пугачева Е.Л.,

ФГОУ СПО «Приморский политехнический техникум»

 

Перемены, которые происходят в современном обществе, вызвали необходимость реформирования системы подготовки специалиста. Целью такой подготовки можно считать: достижение ее соответствия образовательно-профессиональным потребностям личности;  соответствие мировым образовательным стандартам.

Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что творческая учебная деятельность предполагает более полную реализацию задач обучения, способствует формированию профессионально-значимых качеств личности специалиста, формирует комплексное инновационное развитие системы образования в целом.

Проектный подход в творческой деятельности студентов, играет важную роль обучении и оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения, позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки в области гуманитарных дисциплин, способствует творческому развитию и решению воспитательных задач в образовательной деятельности.

В нашем техникуме разработаны следующие принципы проектной деятельности:

1. Адаптация заданий

Задания должны соответствовать уровню подготовки студентов, соблюдается дифференцированный подход.

На первом курсе преподаватели иностранного языка начинают работу с мини-проекта: «Семейный альбом» В эту работу входят: диалог «Знакомство», диалоги «Приглашение в гости» с показом семейного фотоальбома, ролевая игра «Моя семья», переписка с зарубежным другом. Этот мини-проект способствует адаптации студентов нового набора и позволяет им чувствовать себя комфортно в группе.

Проектная деятельность студентов специальности «Гостиничный сервис предполагает обучение с основными видами профессиональной деятельности в гостеприимстве, функции специалистов, видами и формами обслуживания, платежными средствами гостеприимства, распространенными сегодня в мире. Используются базы освоения профессиональной терминологической лексики. Примером этому служит проект «Моя гостиница». Выполнение заданий к этому проекту и участие в нем позволяет студентам овладеть лексикой и фразеологическими единицами в теме.

В условиях современной жизни важно подготовить выпускников учебного заведения к общению на английском языке, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Студенты должны овладеть разными способами общения, чтобы уметь применять свои знания на практике.

2. Учение с увлечением

Студенты хорошо усваивают материал, если им нравится процесс обучения, поэтому преподаватели иностранного языка включают в обучение активные методы: деловые игры, работа малыми группами, разучивание песен, шуток, стихов,  проекты.

По дисциплине «История» ставится цель: учиться с увлечением – это тоже интересные проекты. Особенно если они связаны с историей родного города и края.

Студенты охотно берут темы поисково-исследовательского характера, особенно по истории родного города. Так, работая над проектом «Владивосток начало ХХ века: Фирма «Кунст и Альберс во Владивостоке», студенты выступают в роли исследователей: им интересно фотографировать, сравнивать здания города в их современном виде со старыми фотографиями, находить соответствующую информацию в исторической литературе.

Студенты выбирают темы: «Старый и новый Владивосток», «Владивосток. Памятники улицы Светланской» и учатся подходить к окружающему их миру творчески,  уверенно в том, что они могут улучшить жизнь для людей и самих себя, они начинают воспринимать себя  активными и способными на любую позитивную деятельность.

Метод проектов в преподавании иностранных языков и общественных дисциплин – это разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения, а также способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы.

3. Связь идеи проекта с реальной жизнью

Идея всякого проекта должна быть связана в той или иной форме с реальной жизнью. Темы проектов должны быть актуальны. Это главное требование метода проектной деятельности осуществляется при разработке проблемных тем. Например, по истории студенты работают над такими темами проектов как: «Чеченская проблема: пути решения», «Владивосток – город контрастов»; по философии – «Человек на войне».

Особое место занимают краеведческие, исследовательские и поисковые виды мини-проектов по истории: «Владивосток. Памятники, посвященные Великой Отечественной войне»», «Хасанские события 1938 года: правда и вымысел». При работе над данными темами студенты посещают не только краевые и городские библиотеки, а также музей им.Арсеньева, Музей боевой славы Краснознаменного Тихоокеанского пограничного округа, где представлены соответствующие выставки, используют Интернет. Происходит глубокая проработка темы, которая позволяет не только расширить и углубить знания по данной теме, но и представить материал темы объективно и творчески.

В дальнейшем материалы выполненных проектов  применяются на уроках истории при объяснении нового материала по темам: «Приморье в годы Великой Отечественной войны», «Международные отношения 20-30-е годы ХХ века».

4. Организация творческой работы студентов в рамках заданной темы

Совместно с преподавателем студенты решают, как организовать свою работу. Роль преподавателя здесь не является главной. Он выступает в качестве помощника-консультанта. Ребята сами составляют план работы над проектом, определяют свой режим работы. Таким образом, работая командой, студенты осваивают все этапы совместной деятельности.

Когда студенты приходят в определенный срок отчитаться о проведенной за неделю работе, видно, что они работали командой: разделены вопросы и обязанности. Главное – отношения очень серьезное и ответственное к выполняемой работе. Желание и необходимость работать в команде сказывается и на самом результате.

Например, проект «Экскурсия по городу Владивостоку». Самостоятельная деятельность студентов проходит в групповой форме. Подготовка проекта основывается на принципе совместной развивающей деятельности, которая позволяет всем участникам проекта полноценно усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – работать совместно и самостоятельно. Созданная творческая группа выбирает тему экскурсии, подбирает материал, разрабатывает маршрут экскурсии, работает над содержанием экскурсии на английском языке. Творческая группа выбирает наиболее эффективные приемы показа и ведения экскурсии. Студенты выступают в роли экскурсоводов. В ходе экскурсии студенты делают множество фотоснимков, создают видеофильм «Экскурсия по г. Владивостоку» для дальнейшего его использования на уроках английского языка.

5. Связь с другими дисциплинами

Проектный подход в преподавании иностранных языков и общественных дисциплин дает дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные по другим наукам, могут быть использованы в проектах по гуманитарным дисциплинам.

Проектный подход не только помогает закреплять полученные по дисциплинам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться, а часто знания, необходимые студентам для работы над проектом, «подстегивают» развитие интереса к другим наукам.

Например, проект «Здания Владивостока, построенные немецкими архитекторами», выполненный студентами, использовался в преподавании дисциплин «Архитектура зданий и сооружений», «Промышленное и гражданское строительство».

 

6. Практическая результативность проектного подхода

Используя проектный подход, преподаватели техникума понимают, что проект – это не самоцель, а средство решения самых разнообразных психолого-педагогических  и организационно-педагогических задач:

1. Интеграция образовательной среды учебного заведения и семьи, более тесное вовлечение родителей в образовательный процесс.

2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей студентов всех курсов.

3. Создание в учебном заведении атмосферы единого коллектива студентов и преподавателей, создание атмосферы сотрудничества. В нашем учебном заведении создано отделение общеобразовательной подготовки, где обучаются студенты 1 курса, поступившие на базе 9 классов в техникум. Для этой категории студентов разработана программа адаптации, в которой определенное место занимает и проектная деятельность.

Преподавателями английского языка перед Рождеством студентам предлагается тема проекта: Празднование Рождества и Нового года в Англии, США, России». В итоге представляется сценарий праздника для проведения Рождества, составленного в полном соответствии с традициями англоговорящих стран. Презентация проходит на английском языке.

4. Социализация студентов, воспитание у них патриотизма, толерантности, здоровой национальной гордости.

В мае 2006 года в техникуме был проведен конкурс проектов, посвященный 61 годовщине Победы в ВОВ: «Вторая мировая война», «Блокада Ленинграда», «Человек на войне», «Итоги и значение победы СССР в Великой Отечественной войне». Это стало настоящим праздником.

5. Формирование у студентов активной жизненной позиции.

6. Развитие ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, кооперативной и др.

7. Интеграция наук, форм практической деятельности в образовательном пространстве учебного заведения.

В нашем техникуме на методических и педагогических советах не раз рассматривались вопросы проектного подхода и применения методов проектов в образовательной деятельности. Преподаватели сами заинтересованы в использовании проектной деятельности в обучении и обладают рядом профессиональных качеств, среди которых следует отметить умения осуществлять свои педагогические проекты. И это не только «Программа адаптации студентов 1 курса», в феврале 2006 все организационно-методические комиссии техникума представляли проект – презентацию на тему: «Роль организационно-методических комиссий в образовательном процессе». Преподаватели на себе испытали все радости и трудности работы над проектами, что очень важно и ценно.

Проектный подход в преподавании гуманитарных дисциплин – это один из важных подходов к обучению. Это - особая философия образования, философия цели и деятельности, философия результатов и достижений, философия, далекая от формирования только теоретической образованности, она органично соединяет несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.