ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Галиуллов Н.Р.,

ГОУ СПО «Димитровградский технический колледж»

 

Современное социально-экономическое развитие общества выдвинуло вновь на передний план вопросы воспитания подрастающего поколения. В условиях имущественного расслоения общества, других нерешенных социальных проблем особенно остро стоят проблемы жестокости, насилия, гэмблинга (пристрастия к азартным играм, в первую очередь, компьютерной игромании), наркомании и алкоголизма в молодежной среде. В последнее время наметилась тенденция интернационализации агрессивного поведения молодежи при попытке решения социальных проблем.

Поэтому, моделируя и создавая воспитательную среду образовательного учреждения, педагогический коллектив колледжа в своей работе уделяет большое внимание проблемам профилактики девиантного поведения подростков, в том числе аддиктивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям. Наряду с экологическими проблемами окружающей среды, аддиктивное поведение становится реальной проблемой экологии личностных ресурсов, что является немаловажным звеном в полноценном функционировании общества и дальнейших его перспективах.

В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.

Для успешного решения данных проблем сегодня явно недостаточно психолого-педагогических знаний, сегодня для педагогов в вопросах воспитания требуются интегративные подходы, которые включают знания в области  новых научных отраслей – психогенетика, нейропсихоиммунология, соционика, нейролингвистическое программирование.

На основании подходов ученых Н.Л. Бочкаревой, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, Л.Г. Леоновой и др. по коррекции асоциального поведения с учетом психофизиологических и социально-экономических факторов, позволили разработать реальную и востребованную программу профилактики аддиктивного и девиантного поведений подростков, включающую в себя проблемные семинары, конференции, исследовательская работа. Так, например, были проведены семинары для классных руководителей по следующим темам:

-                    «Три исследовательские парадигмы индивидуальных различий в психике людей – «Биологическое» и «социальное»; «врожденное - приобретенное»; «наследственное – средовое»;

-                    «Генеалогический метод – как способ исследования генетического и средового компонента в становлении и развитии личности»;

-                    «Наследственные и социальные истоки преступности»;

-                    «Стихийное массовое поведение как социальный феномен»;

Для оказания успешного воспитательного воздействия и понимания студента, педагогу необходимы знания не только социальных факторов влияющих на поведение студента, его мотивации к обучению, профессиональному самоопределению, но и знания его психологических и физиологических особенностей

В рамках исследовательской работы по данному направлению, нами проведено исследование, целью которого являлось выявление влияния гормонального фона на социальное поведение студентов.

Объектом исследования стали студенты III курса, которые добровольно согласились участвовать в эксперименте.

Обследование было проведено в клинико-диагностической лаборатории г. Ульяновска.

 Проведенный анализ на содержание тестостерона в крови показал, что из 20 студентов, принявших участие в обследовании, один имеет отклонения от нормы, у остальных в диапазоне допустимых норм от 12,1 до 38,8 нмоль/л. Результаты по анализам гормона кортизол показал, что из 20 человек прошедших обследование 5 человек (25%) имеют отклонения от нормы, причем в сторону значительного превышения допустимых норм свыше 670 нмоль/л.

Следующий этап исследовательской работы – определение социометрического статуса личности в процессе социометрических исследований.

По данной группе студентов нами получены следующие результаты: 4 человека являются «лидерами», 5 человек имеют по одному выбору и 4 человека являются «изолированными».

Учитывая фактор некоторой субъективности социометрических исследований, мы в данной работе использовали так же метод педагогических наблюдений, в результате которого данные социометрии нашли свое подтверждение.

Сопоставив данные гормонального скрининга, социометрического статуса и педагогических наблюдений мы пришли к выводу о том, что уровень гормона кортизола коррелируется с социальным статусом студентов.

По данным эндокринологов гормон тестостерон является гонадотропным гормоном, который оказывает влияние на формирование конституции человека, его репродуктивную функцию, низкое содержание этого гормона влечет за собой проблемы и в социальном поведении. Гормон кортизол является стрессовым гормоном, для людей с повышенным его содержанием характерны проявления аффективных состояний. Педагогические наблюдения показывают, поведение студентов с повышенным содержанием кортизола характеризуется концентрацией на собственных проблемах, они долго и тщательно выбирают знакомых, медленно привыкают к окружающим, круг общения ограничен в основном родственниками.

При необходимости защищать свою позицию перед преподавателями они испытывают тревогу, напряжение. Недооценивают себя, свои способности. В беседах с родителями этих студентов им рекомендовано обратиться за консультацией к эндокринологу. Мы понимаем, что малая выборка не позволяет получить абсолютные данные, однако это исследование мы рассматриваем как необходимый элемент в системе исследований социального поведения студентов.

Результаты данных исследования являются конфиденциальными для студентов, однако, в распоряжение классного руководителя и психолога поступает ценнейшая информация, которую необходимо использовать по возможности для коррекции поведения, а кроме того использовать при выработке рекомендаций для определения области профессиональной деятельности после окончания колледжа.

В настоящее время в колледже создается База Данных (программный продукт) для проведения психофизиологических исследований личности студентов.

В заключении, хотелось бы отметить, необходимость таких исследований очевидна, ибо наблюдаемые различия в поведении студентов не всегда поддаются объяснению с позиций педагогики и прошлого опыта человека. Отсюда следует задача, а именно, поиска новых основ индивидуальной вариативности психологических черт личности, личностных характеристик их связи с соматическими, эндокринными и другими системами человеческого организма, с целью формирования социальноориентированной  личности выпускника, отвечающей требованиям современного социума.