ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

 

Голицын Р.И.,

Волошин О.И.

Чебоксарский электромеханический колледж

 

Для современного состояния в развитии кадрового потенциала Чувашской республики, характерны следующие негативные явления:

- несоответствие структуры и объемов образовательных услуг потребностям республиканского рынка труда;

- существенное снижение производительности труда, профессионально-квалификационного уровня и падение трудовой и производственной дисциплины;

- общий профессиональный уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым рынком труда.

В этих условиях проблема качества подготовки специалистов и  их трудоустройства фокусирует в себе все эти негативные явления. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования и его результат в виде набора ключевых компетенций освоенных выпускниками и востребованных на рынке труда и обществом. Категория компетенции является следствием нового подхода к человеческому ресурсу и описывает инструментарий одновременно отношения, понимания и действия, которые позволяют человеку осваивать новые культурные, социальные и экономические реалии. С этой точки зрения, компетенцию определяют как готовность к самоорганизации внутренних и внешних ресурсов специалиста для преобразования ситуации в эффективном выполнении социальных и профессиональных ролей и активизации процесса самореализации. Развитие ключевых компетентностей отличается от формирования общих и технических умений и навыков – они не могут преподаваться как традиционные предметы, но должны интегрироваться в целостный процесс самообучения и саморазвития студентов. Необходимо также учитывать что в этот возрастной период происходит “созревание” психических и ценностно-мировоззренческих структур, осуществляются процессы ролевой социализации, формирование творческого потенциала личности. Студент, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) в процессе целедостижения, а значит, происходит осознанное управление своей деятельностью. Таким образом осуществляется не только социализация, но и индивидуализация молодого человека, самоосознание его как полноценной личности, социального субъекта, самостоятельного в своих решениях и социально ответственного.

Стратегической целью развития профессионального образования в Чебоксарском электромеханическом колледже является подготовка мобильного, конкурентоспособного выпускника на основе развития его ключевых компетенций. В колледже была проведена большая научно-методическая работа в этом направлении и разработаны модель компетенций специалиста, психограммы по всем специальностям, начато професиографическое описание специальностей. В основу модели компетенций специалиста положено формирование трех групп ключевых компетенций:

 - аутокомпетенции, проявляемой в конструктивном использовании ресурсов в личностной самоорганизации;

 - социальной компетенции, проявляемой в овладении коммуникациями в межличностных отношениях, для конструктивного использования ресурсов взаимопомощи в социальной жизни;

 - специальной, проявляемой владением методами решения проблемных задач и широким применением информационных технологий в профессиональной деятельности.

Для каждой группы ключевых компетенций разработаны свои критерии уровня сформированности, включающих три аспекта — знания, способы регуляции и ценности деятельности. В результате анализа требований ГОС к уровням сформированности профессиональных и ключевых умений, были определены коэффициенты значимости видов деятельности специалиста и требуемые уровни развития ключевых компетенций в этих видах деятельности. В оценочной «Модели компетенций специалиста» разработаны интегральные диспозиции ключевых компетенций, которые используются для оценки качества подготовки выпускников и для составления рекомендательных писем работодателям. Диагностируемые уровни развития ключевых компетенций у студентов могут включать в себя следующие проявления интегральных диспозиций: самореализацию; коллективизм; результативность; социальная значимость; исполнительность; социальное приспособление; самоанализ; пассивность. Используя данные социологического и педагогического анализа учебных трудностей студентов, психограммы специальностей и модель компетенций специалиста были разработаны инвариантные учебные модули программ для развития ключевых компетенций студентов. Возможности интеграции ключевых компетенций открываются для выпускников во время работы над профессиональными проектами в «Учебных фирмах».

Внедрение компетентностного подхода требует и изменения в социальной среды колледжа, что нашло свое отражение в следующих инновационных программах внедряемых в колледже:

1.                  Студенческого соуправления;

2.                  Социально-психологического сопровождения;

3.                  Комплексного мониторинга качества социальной среды.

Дадим краткое описание этих программ.

Программа студенческого соуправления

Мы стремимся, чтобы учебно-воспитательная деятельность в колледже велась в творческом союзе всех субъектов образовательного процесса. Студенческое самоуправление действует в форме молодежного общественного объединения «Студенческая Федерация» и получила на Всероссийских конкурсах в 2003 - 2005 годах, дипломы лауреатов 2 и 1 степени. Колледж является экспериментальной площадкой Федерального агентства по образованию «Реализация комплексных программ для осуществления процессов социализации, профессионализации и самореализации студентов». В рамках проекта была проведены следующие работы:

1. Подпрограмма «Ресурсы – Я». Создание внутренней информационной среды интерактивного взаимодействия студентов, преподавателей и психологов «Web-псистудия».

2. Подпрограмма «Карьера»: Создание системы комплексного сопровождения трудоустройства и адаптации выпускников.

3. Подпрограмма межрегионального сотрудничества студентов СПОУ. Обобщение социального опыта и традиций в организации социокультурного пространства учебных заведений.

4. Апробация новой организационной формы взаимодействия кураторов, педагогов-организаторов и членов студенческой федерации в рамках отделений.

Программа социально-психологического сопровождения

Оказание комплексной социально-психологической поддержки и развитие социально-коммуникативных компетенций всех субъектов образовательного процесса обеспечивают:

1.                  Профориентационный цикл на подготовительных курсах, тестирование абитуриентов и методический семинар для ознакомления кураторов с особенностями новых учебных групп;

2.                  Обучающие курсы для студентов: «Учись учиться», «Психологическая культура личности», «Технология выбора карьеры». Социально-психологические тренинги для студентов в преодолении трудностей адаптации «Толерантность», «Управление конфликтом»;

3.                  Повышение педагогической квалификации преподавателей: «Основы социального влияния в лично-ориентированном образовании» и профилактическая работа с родителями.

 

Программа социомониторинга качества социальной среды

Основными объектами мониторинга являются: качество учебных занятий, уровень развития ключевых компетенций студентов, качество педагогических кадров; степень удовлетворенности студентов и сотрудников, социально-психологический климат и адаптация в студенческих группах, качество взаимоотношений в коллективе сотрудников, требования к личности выпускника работодателей и др. В социомониторинге применяются следующие методы:

·                    Социологический опросы и социометрические срезы характера взаимоотношений в группах и самооценки усвоения студентами знаний по основным предметам;

·                    Экспертная оценка личностно-ориентированного потенциала обучения;

·                    Разработка психограмм специалиста на основе требований работодателей.

Анализ и выводы по результатам комплексного мониторинга, утвержденные Советом по качеству колледжа становятся корректирующими и предупреждающими мероприятиями, что позволяет создавать динамичную социальную среду в колледже для социального и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса.

Результаты внедрения этих программ нашли широкое отражение в материалах и обсуждениях на Всесоюзной и Международной научно-практических конференциях, проведенных Чебоксарским электромеханическим колледжем в 2005 и 2006 годах, и посвященных инновационным подходам к воспитанию и развитию личности профессионала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10.

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. - Воронеж, 2004.

4. Зеер Э.Ф., Павлов A.M. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб. Пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный Гуманитарный фонд «Знание», 1996.

7. Переломова Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. - Иркутск, 2003.

8. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Ростов н/Д, 1993.

9. Мониторинг в системе условий обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена: Научно-педагогическое пособие для работников системы СПО /-Казань: ИСПО РАО, 2002.

10. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений. Молодежь: будущее России. — М., 1995.