ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ И ДИАЛОГИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЗДРАВОТВОРЯЩЕЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО

 

Голикова Ю.В.,

Курганский архитектурно-строительный колледж

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед учреждениями СПО, является сохранение здоровья учащихся. Поэтому необходимо соблюдать правильную организацию учебной деятельности, а именно:

·                     строгая дозировка учебной нагрузки;

·                     построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

·                     соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

·                     благоприятный эмоциональный настрой.

Здесь многое зависит от классного руководителя, которому приходится сталкиваться с актуальными, но не специфическими для преподавателя проблемами: пропуски занятий без уважительной причины, дисциплина в группе, а также налаживание взаимодействия с родителями для решения этих и многих других вопросов.

Традиционные формы работы с родителями по решению вопросов успеваемости, посещаемости и дисциплины:

·                       беседы с родителями (информирование о сложившейся ситуации);

·                        приглашения родителей в учебное заведение для беседы с работниками администрации (наставления, предупреждения);

·                       проведение родительских собраний с приглашением преподавателей группы, психолога и администрации.

Все перечисленные формы работы хороши своим высоким уровнем информативности: родители имеют возможность получить исчерпывающие сведения о своем ребенке, специфике работы учебного заведения, особенностях учебно-воспитательного процесса в нем, задать вопросы, высказать свое мнение. При этом мнение учащегося учитывается мало, при вынесении решений на родительских собраниях никто не спрашивает студентов, согласны ли они с принятыми решениями. В результате подростки принимают все дальнейшие действия родителей и педагогов как «давление сверху», как ограничение их прав и свободы.

В связи с этим появилась необходимость решать проблемы инновационными методами, используя основополагающие принципы современного образовательного процесса – принципы проблематизации и диалогизации, и применяя интерактивные формы взаимодействия его участников.

Проблематизация – организация содержания и процесса образования, позволяющая замечать противоречия, ставить проблемы, искать альтернативные способы решения в познавательной и нравственной сферах. Педагог инициирует исследовательскую активность учащегося, его стремление к личностному росту. Проблематизация предполагает нахождение каждым участником воспитательного процесса собственного смысла в рамках решаемой задачи.

Диалогизация – выстраивание педагогического взаимодействия, исходя из признания безусловной ценности личности и сущности каждого участника образовательного процесса. Диалогизация педагогического взаимодействия обеспечивает формирование эмоционально-оценочного отношения учащихся к процессу воспитания и образования.

Так, например, в группе 2-го курса сложилась критическая ситуация: количество пропусков без уважительной причины росло, а традиционные формы работы с родителями не приносили результатов. Появилась идея провести собрание со всеми участниками образовательного процесса в форме мозгового штурма, являющегося одним из самых ярких примеров применения указанных принципов.

Целью данного собрания являлось изменить тенденцию роста прогулов на противоположную. Были поставлены задачи:

1. Создать обстановку, в которой студент осознает необходимость решения проблемы, ведь подросток бережнее всего относится к тем истинам, до которых дошел своим умом.

2. В ходе совместной работы преподавателей, родителей и студентов наметить пути достижения поставленной цели.

3. Способствовать разрешению противоречий, возникающих в юношеском возрасте между детьми и их родителями.

4. Разработать систему, позволяющую контролировать выполнение решений собрания.

На этапе «разогрева» происходил обмен вопросов-ответов между родителями и студентами: учащиеся писали вопросы, адресованные родителям, родители – своим детям. По-очереди вытягивая вопросы, «оппоненты» отвечали на них. Преподавателям на данном этапе была отведена роль родителей. Вопросы звучали самые разные: от мелких бытовых до философских, затрагивающих вечные проблемы «отцов и детей». Цель этапа - включить каждого в работу, и, даже если участник не мог должным образом ответить на вопрос, то уже зачитывая его, он оказывался вовлеченным в процесс.

Далее была поставлена проблема, которую необходимо было решить совместными силами.

На этапе «генерации идей» участники смешанных групп (по 6-8 человек) обсуждали пути решения проблемы, которые затем выносились на всеобщее обсуждение. Время этого этапа – 15-20 минут. Ведущий переходил от группы к группе, оказывая эмоциональную поддержку участникам.

Правила этапа:

·                     Каждый в группе должен иметь равные возможности выдвинуть свою идею.

·                     Никто в группе не должен критиковать идеи на этапе выдвижения или пытаться их каким-либо образом анализировать.

·                     Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.

На этапе «анализа идей» происходила обработка высказанных предложений: сводили вместе схожие идеи, изменяли неверные или нереальные.

Правила этапа:

·                     Самая лучшая идея – та, которую ты рассматриваешь сейчас.

·                     Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще.

·                     Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее.

На следующем этапе каждую идею отметили по уровню возможности для реализации, оставили наиболее реально выполнимые и эффективные идеи, коллегиально обсудили условия их выполнения.

 После занесения в протокол решений собрания, желающие поделились своими впечатлениями.

В завершении родителям было предложено выбрать из представленных характеристик, составленных из мнений преподавателей группы о каждом студенте, соответствующую своему ребенку.

Негативными факторами, влияющими на эффективность данной формы работы с родителями и студентами могут быть:

·                    консервативный настрой кого-либо из участников собрания;

·                       авторитарный стиль преподавателя, не позволяющего вмешиваться учащимся в управление процессом образования;

·                       безразличное отношение родителей к делам своих детей.

Чтобы избежать этого, необходима тщательная подготовка к мероприятию совместно с психологом. Применение инновационных форм и методов в воспитательном процессе способствует повышению устойчивости нервной системы учащихся в преодолении трудностей, сохранению их психического здоровья в норме.