К проблеме формирования маркетинговой компетентности у субъектов образовательного процесса
Горшенина Н.В., ГОУ СПО «Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж»
Система современного образования претерпевает значительные изменения. Сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его отношения с общественной практикой: добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы обновления знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. Другая причина кризиса знаниевой парадигмы видится в том, что отпадает необходимость перегружать память ребенка истинами «про запас». Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экономических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Попытки расширить содержание образования в качественном отношении предпринимались давно. В настоящее время повышение качества образования остается одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, в материалах которой провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. В данном подходе отражен такой вид образования, который выдвигает на первое место умения разрешать жизненные проблемы, предполагает выполнение ключевых функций, социальных ролей и компетенций. При этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль. Данный подход сегодня активно обсуждается в работах Е. Я. Когана, В. В. Лаптева, О. Е. Лебедева, Е. А. Ленской, В. А. Болотова, Б, Д. Эльконина, А, В. Хуторского, А. А. Пинского, В. В. Серикова и других. В частности, на основе обобщения исследования по данной проблеме И. А, Зимняя выделила три этапа в развитии компетентностного подхода: I этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. II этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категорий компетенция компетентность в теории и практике обучению языку, а также в сфере управления и менеджмента. Зарубежные и отечественные ученые для разных деятельностей выделяют различные виды компетентности. Так, Дж. Равен составил список 37 видов компетентностей. III этап (1990-2001 гг.) характеризуется использованием категории компетентность/ компетенции в образовании. В материалах ЮНЕСКО обозначен круг компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат обучения. Таким образом, в качестве основных единиц обновления содержания образования выступают понятия «компетенции» и «компетентность». Исследование сущности понятий « компетенция» и «компетентность» вычленило достаточно широкий спектр его трактовок. В.И. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует ее в основном в юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чем или кого-либо... судья полноправный». Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность и компетенция составляют у В.И. Даля единое понятие. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Отсюда «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе». Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское толкование competent переводится как компетентный, правомочный. А. В. Хуторский различает понятия «компетенция» и «компетентность». Под компетенцией ученый подразумевает «отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере». Термин «компетентность», с точки зрения автора, может использоваться для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, «владение, обладание человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». П. В. Беспалов под компетентностью понимает способность человека к решению определенного класса задач и наличия у него личностных качеств в сочетании с необходимым запасом знаний и умений. М. А. Чошанов рассматривает компетентность как совокупность трех качеств: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения. Дж. Равен считает, что компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. По мнению В. А. Болотова, В. В. Серикова, «природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Для нашего исследования нам близка позиция этих авторов, полагающих, что компетентность - способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокого мотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее о максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. В контексте нашего исследования особое место мы отводим проблеме формирования маркетинговой компетентности у субъектов образовательного процесса, что во многом вызвано изменением современной образовательной парадигмы, утверждающей приоритет личностной ориентации педагогического процесса. Изменяющиеся условия развития рыночных отношений предъявляют новые требования к личности учащегося, учителя, руководителю образовательным учреждением. Личностное и профессиональное развитие субъектом образовательного процесса должны рассматриваться в органическом единстве, обеспечивающем основу для формирования качеств современного экономического человека: профессионализм, потребности в достижениях и успехе, мобильность, коммуникабельность, новаторство, готовность к расширению видов профессиональной деятельности и др. Таим образом, в своем исследовании мы рассматриваем маркетинговую компетентность как значимое интегративное качество личности, проявляющееся в освоении компетенций в предметной области знаний; готовность к достижению значимых результатов в профессиональной деятельности; наличие развитых способностей и личностных качеств, необходимых для самосовершенствования. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что компетентностный подход в сфере образования – новое явление для отечественной дидактики. Анализ литературы по данной проблеме показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки понятий «компетенция» и «компетентность». Полагаем, что в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношения, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода. Реализация данного подхода в профессиональном образовании обеспечивает подготовку специалиста соответствующего уровня, профиля. Важная роль при этом отводится маркетинговой компетентности, способствующей формированию экономического мировоззрения субъектов образовательного процесса, осуществляющих свою деятельность в новой экономической среде, осознающих сущность происходящих преобразования в экономике страны. Формирование маркетинговой компетентности будет оставаться, на наш взгляд, в числе актуальных задач педагогики ХХI века.
Список использованной литературы 1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании./ И.А.Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 с. 2. Толковый словарь русского языка. /Под ред. Д.И.Ушакова. М.: ОГИЗ. Т.1: А – КЮРИНЫ, 1939. 1562 с. 3. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации образования./ Э.Зеер, Э.Сыманюк // Высшее образование в России, 2005. № 4. С.23-30. 4. Пустыльникова И.В. Компетентностный подход к образованию: теоретический аспект. /Вестник Оренбургского государственного педагогического университетата, 2005. ; 4 (42). С.102-106. Равен Дж. Фрагмент книги «Компетентность в современном обществе» /Дж.Равен // Психологический журнал, 2001. № 4. С.20-25. |