ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 

Гречкина Н.В.

 

Сегодня политике качества в сфере образования уделяется особое внимание во всех последних документах и программах ЮНЕСКО. Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего потребностям федерального и регионального рынков труда, отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года: «Основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система ЗУН сама по себе, речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».

Современное образование должно дать выпускнику не только сумму знаний, сколько набор ключевых компетенций, позволяющих ему адаптироваться в профессиональной среде и динамично меняющихся экономических условиях. Главная задача преподавателя – создать условия для их формирования.

В связи с этим, в колледже реализуются следующие направления деятельности коллектива по повышению качества образования:

- сформирована модель выпускника колледжа на основе ключевых компетенций;

- реализуется «Программа информатизации колледжа» с целью формирования и развития единой информационно - образовательной среды;

- продумана  система контроля  качества обучения и воспитания студентов;

- действует система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в различных формах (курсы ПК, семинары, конференции, « круглые столы», мастер – классы и т.д.).

Это даёт возможность корректировать содержание обучения и организовывать учебный процесс, планировать повышение квалификации педагогических кадров, использовать современные педагогические и информационные технологии.

В соответствии с основными направлениями реализации «Программы информатизации колледжа», в 2005 – 2006 уч.г.  педагогический коллектив обучался на тематических курсах ВИПКРО ( 72 ч.): « Использование современных педагогических и информационно – коммуникационных технологий для создания мультимедийных учебных ресурсов».

Курсы предназначались  педагогам, владеющим основами работы в операционной системе Microsoft Windows, состояли из 3 – х частей и являлись интегрированными:

* 1.Освоение интерактивных технологий и форм обучения:

- метод проектов;

- технология РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо);

- проблемная групповая работа.

*2. Освоение технологии создания web – представлений в среде Microsoft Front Page.

*3. Выполнение курсового проекта «Создание электронных учебных ресурсов средствами Front Page с использованием базовой модели и приёмов работы с информацией интерактивных педагогических технологий».

Первая часть курсов была реализована в интерактивном режиме через «проживание» педагогами основных этапов (фаз) педагогической технологии РКМЧП. Занятия были обеспечены методическими материалами для самостоятельной работы педагогов в группе, которые разработали сотрудники лаборатории психолого – педагогических исследований ВИПКРО.

Основой технологии РКМЧП является трёхфазовая модель восприятия информации, включающая в себя стадии:

 

·                    вызова  (до начала чтения): актуализация имеющихся знаний и представлений по изучаемой теме, пробуждение интереса к изучаемой теме, структурирование последующего изучения материала;

·                    осмысления (по ходу чтения): получении е новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями;

·                    рефлексии (после чтения): целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый вызов).

Такой подход к проведению занятий позволил:

- повысить эффективность восприятия информации;

- сформировать навыки диалогичного общения и работы в коллективе;

- повысить интерес к процессу обучения;

- развить умение самостоятельно обрабатывать информацию (анализировать, систематизировать учебный материал).

Развитие критического мышления преподавателя (студента) для нас является одним из способов достижения ключевых компетентностей специалиста, т.к. помогает находить собственные приоритеты, повышает уровень профессионализма, развивает способности анализировать, воспитывает самостоятельность, повышает конкурентноспособность будущего специалиста.

Результатом обучения стала презентация - защита курсовых проектов преподавателей в форме «Круглого стола» по проблеме интеграции современных педагогических и информационных технологий .

Участники «круглого стола» (преподаватели, методисты) констатировали, что в настоящее время существует несоответствие способов представления учебного материала в электронных изданиях и современных теорий обучения. Большинство из них до сих пор создаются в виде статических гипертекстовых документов. При этом современные ИКТ (среда Microsoft Front Page) позволяют создавать web – страницы, гипертекстовые ссылки для создания мультимедийных учебных пособий.

Каждая тема созданных нами электронных учебных пособий включает:

- целеполагание;

- блок теоретического материала, который изложен в педагогической технологии РКМЧП;

- блок контроля (самоконтроля): тесты, ситуационные и занимательные задачи,  упражнения, материалы для самопроверки;

- словарь терминов (глоссарий);

- практические (творческие) работы.

Защита - презентация показала ряд преимуществ разработанных учебных пособий:

1) учёт дидактических требований к современному учебному занятию:

* доступности (удобный интерфейс);

* логичности и последовательности (структура учебного пособия);

* сознательности и активности;

* самостоятельности и наглядности (мультимедийность, наличие гипертекстовых ссылок и т.д.);

* возможность объективного контроля и самоконтроля знаний;

* учёт возрастных особенностей и развивающий характер обучения;

2) мобильность и открытость (возможность корректировать, модифицировать в процессе апробации в условиях реального учебного процесса);

3) возможность работать в диалоговом режиме с разнообразными данными в системе

«преподаватель – студент», «студент – студент»;

4) возможность реализовать личностно – ориентированный подход в обучении путём  выбора индивидуальной образовательной траектории для студента;

- наличие дополнительной учебной информации ( словарь, образцы документов, чертежи, графические изображения, литература и т.д.);

5) интеграция современные педагогических и информационных технологий, активных методов (приёмов) обучения (кластеры, «инсерт», эссе, систематизирующие таблицы, систему маркировки текста и т.д.).

Анализ анкетирования по итогам курсов показал высокую степень удовлетворённости педагогов полученными результатами и готовность совершенствовать созданные учебные пособия (по структуре, технологии представления учебного материала и т.д.).

Апробация фрагментов учебных пособий в условиях учебного процесса  позволяет сделать предварительный вывод об эффективности данного подхода к разработке электронных учебных пособий по гуманитарным и техническим дисциплинам.

В перспективе (2006 – 2007 уч.г.):

- организация постоянно действующего семинара по проблеме «Современное качество подготовки специалистов со средним профессиональным образованием»;

- проведение тематического педсовета «Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса, как условие повышения качества образования;

 - продолжение обучения педагогического коллектива на данных курсах (2 год обучения) с целью усовершенствования созданных учебных пособий, разработки методики преподавания дисциплин на основе электронных учебных пособий, создания руководства пользователю (студенту, преподавателю);

- проведение НПК преподавателей и студентов по теме «Развитие профессиональных компетентностей – фактор повышения качества образования: проблемы, опыт, перспективы» с целью обобщения опыта работы по данной проблеме;

- проведение мастер – классов  «Методика проведения учебного занятия с применением современных педагогических и ИКТ», смотра - конкурса методических разработок (номинация «Информатизация УВП»).