ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В РАКАХ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Кирилова Г.И.

 д.п.н., Казань.

 

В условиях наукоемкого производства доминирующим видом деятельности человека становится инновационная деятельность. Эта деятельность сопровождается постоянной информационной деятельностью, заключающаяся в сборе, обработке, продуцировании, передаче и использовании информации. Современный специалист, сообразуясь с реальными условиями, на основе анализа внешней и внутренней информации, должен делать выбор, принимать массу решений имеющих информационную основу. Таким образом, для работы в условиях наукоемкого производства необходима информационная культура. Эта культура рассматривается как достаточно широкое и общее понятие, которое относится как к области научного, так и практического знания. Формирование и поддержание информационной культуры продолжается всю жизнь. Таким образом, истинная информационная культура – результат продуктивной информационной работы, направленной на информационный анализ и преобразовательную деятельность информационного плана.

Необходимые для работы в условиях наукоемкого производства знания информационных подходов и умения мобильно их использовать в быстро меняющейся обстановке включаются в состав информационной культуры. Кроме того, сюда включается устойчивая система ценностей и сформированных мотивов достаточных для постоянного анализа информационной обстановки и своевременного освоения новых функций, связанных со спецификой наукоемкого производства. И наконец, здесь необходимо активное и грамотное участие в информационном процессе наукоемкого производства.

Развитие наукоемкого производства происходит в соответствии с динамичной последовательностью этапов развития информационно-компьютерных инфраструктур. Соответственно требованиям наукоемкого производства в условиях модернизации образования необходима целенаправленная подготовка современного конкурентоспособного специалиста, учитывающая кибернетическую основу информационных знаний, которая выражается в следующих характерных аспектах:

-                в наукоемком производстве скорость изменения технологической составляющей настолько велика, что процессы проектирования, коррекции и обновления содержания образования сливаются воедино, а сам процесс построения содержания соответствующей подготовки приобретает черты непрерывного развития;

-                содержательное ядро подготовки связанной с информационной деятельностью в условиях наукоемкого производства раскрывается через деятельность по созданию, анализу, преобразованию, хранению, использованию и распространению новой информации.

Классифицируя инновационную деятельность по степени новизны информации, можно говорить о нескольких можно говорить о следующих уровнях:

-          всеобщая значимость,

-          значимость для отрасли знания,

-          значимость для конкретного коллектива, организации, объединенных общими целями деятельности,

-          личностная  значимость.

Для наукоемкого производства необходим высокий уровень информационной культуры,  который характеризуется глубокими знаниями современных подходов к информационно-компьютерной деятельности и специфическими знаниями, гарантирующими ее успешность. Здесь налицо заинтересованное отношение к информационной деятельности, неприятие нарушения норм доступа к информации. Студенты уверено владеют компьютерными средствами, осуществляют обмен и поиск деловой информации оптимальными способами, активно, творчески используют знания в ситуациях информационного обмена, охотно самосовершенствуются. Уровень включает ориентацию и умение самостоятельно ставить с позиции систематизации профессионально-информационные задачи,  выделять ведущие функции и находить решения, основанные на нетиповых алгоритмах в условиях модификации версий и конфигураций компьютерных средств. Данный уровень достигается в процессе качественного перехода от учебных задач к индивидуальным профессиональным задачам.

Обновление содержания информационной подготовки должно осуществляться соответственно динамике наукоемкого производства. Мы предлагаем использовать для анализа обновляемого содержания подготовки специалиста к информационной деятельности следующие относительные характеристики: инновационный потенциал, соответствие цели и прогноза, обновляемость содержания, стабильность содержания.

Инновационный потенциал - характеризует закономерные изменения, происходящие под влиянием информатизации в обществе и в образовательной системе. Соответствие цели и прогноза – характеризует отражение тенденций в прогнозе. Обновляемость содержания подготовки к информационной деятельности при сохранении стабильности образовательного процесса. Стабильность характеризует изменение содержания подготовки специалиста к информационной деятельности во времени, которое должно осуществляться в рамках непрерывности и преемственности содержания образования.