ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Григорьева Г.Н., директор ФГОУ СПО «Новочеркасский техникум пищевой промышленности» Ростовской области
Одним из направлений реализации Концепции модернизации российского образования является формирование системы непрерывного образования. Задача такой системы – развитие активно-творческих возможностей человека, усиление социальной защищенности и ответственности, которые помогут ему сориентироваться в современных экономических условиях. Проблема непрерывного образования не нова. Еще древнегреческие философы Аристотель и Платон считали непрерывное образование способом решения проблемы полноты человеческого развития. В 2003 году Новочеркасский техникум пищевой промышленности подготовил образовательный проект, который был одобрен Министерством общего и профессионального образования Ростовской области и приказом Министерства техникум стал региональной экспериментальной площадкой. Тема площадки звучит следующим образом: «Реализация идеи непрерывного образования в образовательном комплексе «Школа – ПУ – техникум» с учетом требований Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Необходимость участия в эксперименте стала очевидной для нас после анализа результатов нескольких приемных компаний в техникуме, после осознания основных положений Концепции модернизации российского образования и Положения о введении профильного обучения на старшей ступени общего образования. По данным приемных компаний демографическая обстановка неуклонно ухудшается, школьная подготовка большей части выпускников остается низкой, осознанная заинтересованность в выборе наших специальностей – большая редкость. На зачислении примерно пятая часть абитуриентов ответили, что учебное заведение и специальность выбрали случайно. Возможность и желание изменить служившуюся обстановку привели нас к участию в экспериментальном проекте. Идея непрерывности образования, прежде всего, предусматривает изменение Личности гражданина. Это изменение предполагает динамичное разнонаправленное движение Личности в образовательном пространстве: · Движение вперед: человек совершенствует свою профессиональную квалификацию; · Движение вверх: человек повышает свой профессиональный уровень; · Движение по горизонтали: человек меняет профиль образования, корректирует его. Идея профильного обучения на старшей ступени общего образования имеет также цель изменения Личности и оказание ей помощи в процессе социальной ориентации, а именно: · создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; · обеспечение углубленного изучения отдельных предметов; · установление равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями; На начальной стадии разработки проекта предполагалось создание двух типов образовательных комплексов: «Школа - техникум» и «ПУ - техникум». В процессе трех лет реализации проекта мы пришли к выводу о возможности объединения и расширения данных типов образовательных комплексов по типу: «Школа – ПУ – техникум – ВУЗ». Это отнюдь не означает, что каждая из названных ступеней должна быть пройдена каждым молодым человеком. Здесь есть место для выбора и индивидуального решения. Профильное обучение для школы – средство дифференциации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности, способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в продолжении образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальных образовательных траекторий. Дифференциация содержания обучения в профильных классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базового, профильного элективного. Каждый тип курсов имеет свои задачи. Модель профильного обучения в нашей практике сложилась не сразу. Потребовалось осмысление и проверка на практике основных мотивов ее построения. Окончательный вариант был одобрен и принят руководством всех школ, в которых работают в настоящее время профильные классы. Базовый общеобразовательный курс отражает обязательную для всех школьников инвариантную часть образовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированных в первую очередь на дальнейшую профессиональную подготовку, элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они являются профессиональным наполнением личностных образовательных программ учащегося, в зависимости от его интересов и последующих жизненных планов. В настоящее время мы реализуем три вида профилей в обучении в общеобразовательных школах: экономический, технологический и механический. Для осуществления программы эксперимента между школой и техникумом, между учащимся (родителями) и техникумом заключаются договора, в основу которых положена идея реализации профессиональной ориентации в мире предполагаемых профессий для каждого из ребят. Такой комплекс со школой дает возможность сформировать на более раннем этапе профессиональную направленность личности, что связано с психологией профессионального самоопределения. Противники такого подхода считают, что это является самоограничением, постановкой пределов и границ в развитии молодого человека. Наш опыт трех лет показал, что это не так и именно в школе, причем не только на старшей ступени, а гораздо раньше, должно происходить профессиональное самоопределение молодежи. Статистика подведенных уже первых результатов эксперимента показывает, что в школе большая часть учащихся даже в 9 классе не знают, кем бы они хотели быть в будущем. Обучаясь по профильным учебным планам, большинство из них, четко определяют свой профессиональный выбор к моменту завершения обучения и совсем не обязательно, чтобы этот выбор был сделан в нашу пользу, в пользу именно нашего учебного заведения. Даже если в результате получен ответ «Это не мое» для нас это тоже положительный результат. Ведь мы дали возможность молодому человеку самостоятельно принять решение о своем профессиональном будущем. Взаимодействие с образовательными учреждениями начального профессионального образования начиналось с заключения договоров о непрерывном образовании, которые предусматривали прием выпускников ПУ в техникум по результатам собеседования на профильные специальности для реализации ускоренной подготовки. Углубление интеграции привело к появлению профильных групп, обучающихся по разработанным совмещенным учебным планом. Эти планы позволяют свести к минимуму дублирование учебных дисциплин и в тоже время сохранить требования Государственных образовательных стандартов, как СПО, так и НПО. В ходе работы экспериментальной площадки рамки ее программы расширились. Учитывая, что около 30% выпускников техникума стремятся получить высшее образование, в программе появилось и стало активно, развивается еще одно направление – сотрудничество с ВУЗами. На основе заключенных договоров, разработаны совмещенные учебные планы для студентов, которые позволяют получить профессиональное высшее образование в сокращенные сроки. Анализ данных первого выпуска показал, что из всего количества обучавшихся в профильных классах и группах ПУ, 16% не стали продолжать обучение ни по дневной, ни по заочной форме в нашем техникуме (из не явившихся выпускников 40% – поступили в ВУЗ, а остальные пошли работать). Столь не высокий процент неявки можно считать результатом грамотно проводимой профессиональной ориентации, которая влияет на решение по приобретению специальности, а главное на выбор оптимального пути для реализации принятого решения. Из числа выпускников профильных классов и групп 26% - продолжили обучение на заочном отделении техникума, а 58% - пришли на дневное отделение. К явным положительным результатам уже пройденного этапа эксперимента можно отнести появление учебных планов второго поколения. Эти планы максимально интегрированы с планами школы и одновременно ориентированы на профильную подготовку; в них полностью удалось избежать перегрузки школьников. Расширилась география профильного обучения и это привело к расширению числа имеющихся баз практик, у нас появились новые перспективные предприятия: Тимашевский молочный завод, Кореновский молзавод, сырзавод ст. Калининской и др. Вместе с тем остается еще очень много нерешенных вопросов и самый тяжелый из них – методическое обеспечение профильного обучения. Наша ошибка состояла в том, что мы недооценили в полной мере сложность профильной подготовки для школьников и их определенную психологическую неготовность к новому виду отношений в учебной деятельности. Сегодня для нас это уже очевидно и мы исправляем ситуацию, используя социологические опросы школьников, учащихся ПУ, родителей, учителей и администраций школ. Этих данных пока недостаточно, а те, что имеются, не позволяют сделать однозначных выводов. Безусловно, следует отметить как один из важнейших результатов эксперимента – анализ качества знаний и успеваемости выпускников профильных классов, которые уже обучаются у нас в техникуме. Эти показатели по данным статистики двух лет однозначно выше общетехникумовских показателей и данный факт мы относим к значительно более ранней сформированности профнаправленности у этих ребят и большей самостоятельности их в процессе обучения. Мы видим пути дальнейшего развития эксперимента: - расширение рамок образовательного комплекса путем интеграции по типу «Школа-ПУ-Техникум-Работодатель», так как подготовка специалистов для реального заказчика способствует удачному формированию профессиональной карьеры выпускников; - дальнейшее развитие сотрудничества с ВУЗами в рамках системы непрерывного профессионального образования и системы дополнительной профподготовки в учебных заведениях, в которых открыты профильные классы; - организация мониторинга результатов действия созданных образовательных комплексов; - дальнейшая разработка методического сопровождения системы профильного обучения в школах. Безусловно, мы отмечаем определенные успехи, достигнутые на сегодняшний день в реализации данного проекта: · в работу по эксперименту вовлечен весь коллектив учебного заведения, что, безусловно, способствует его сплочению; · мы разрабатываем и реализуем свою идею и свое видение проблемы непрерывного образования на сегодняшний день; · появился опыт, которого сегодня в других учебных заведениях нет; · мы приобрели контингент студентов, четко ориентированный на наше учебное заведение, а не случайно выбравших профессию. Но впереди еще решение большого числа проблем, четко определившихся на сегодняшний день. |