ОПТИМИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Гуров А. В. ГОУ «Нововоронежский политехнический колледж»
Физкультурно-спортивная деятельность по своей сути является преобразовательной. Какая ещё учебная дисциплина может способствовать выработке и совершенствованию стольких психических качеств и свойств, не говоря уже о физических способностях и навыках, необходимых в повседневной жизни, начиная от исполнения профессиональных обязанностей и до проведения досуга. Один из новоположников теории и методики физического воспитания А.Д. Новиков утверждает, что любое качество может быть воспитано через деятельность и в процессе деятельности; нельзя сделать человека смелым, мужественным коллективистом одними разговорами об этом, надо ставить условия, требующие проявления этого качества. По своей природе физкультурно-спортивная деятельность коммуникабельна. Ей присущи функции общения, сотрудничества, обмена опытом. Она значительно расширяет опыт студента. На учебных занятиях и тренировках, а особенно во время внеаудиторных спортивно-массовых мероприятий студенты переносят большие физические и моральные нагрузки. Однако зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию таких черт характера, как силы воли, смелость, самообладание, решительность в своих силах, выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели столь необходимых студентам в их последующей трудовой деятельности в освоении будущей профессии. В организаторской части внеаудиторной и внеучебной работы преподаватели физического воспитания отводят центральное место спортивно – массовым мероприятиям в виде – «Старты надежд», «Малые олимпийские игры», спортивные эстафеты – «Чемпионы среди нас», «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «День здоровья», участию в городской спартакиаде среди учебных заведений, спортивно-матчевым встречам со студентами ВУЗов и школ Воронежской области, а также работе спортивных секций. Они обеспечивают решение многих педагогических задач, которые невозможно выполнить при помощи учебных занятий. Эти формы физкультурно-спортивных мероприятий очень полезны и доступны для организации досуга студентов. Содержание этих физкультурно-спортивных мероприятий каждый преподаватель определяет сам, ориентируясь на план учебно-воспитательной работы ССУЗа, календарь городских спортивных соревнований и спартакиады школьников, материально-техническую базу, профессиональную компетенцию и, конечно же, на количественный состав студентов в группе и групп в ССУЗе. Проводя вышеуказанные физкультурно-спортивные мероприятия в нашем колледже, решаются следующие задачи: 1. Обеспечение активного отдыха студентов. Организация пространства свободного времени. 2. Массовость, т.е. максимальное привлечение студентов и преподавателей к организации, проведению и участию в физкультурно-спортивных мероприятиях. 3. Доступность. Принять участие могут все студенты, согласно диспансерного обследования, независимо от физических данных, т.к. девиз их «Главное участие, а не победа!» 4. Наглядность, как средство пропаганды физической культуры и различных видов спорта, туризма. 5. Подведение итогов по усвоению студентами навыков и умений пройденного материала учебной программы, т.к. в спортивные соревнования, эстафеты входят в элементы пройденного материала программы по физической культуре. 6. Воспитание ответственности за свои действия перед коллективом. 7. Психологическое воздействие на сознание студентов о необходимости занятий физической культурой и спортом в своей повседневной деятельности, как главного элемента здорового образа жизни. 8. Оздоровительная направленность – закаливание, укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата. Большое внимание уделяется работе по привлечению к организации физкультурно-спортивных мероприятий и участию в них студентов 1 курса. Одной из первоочередных задач является адаптация студентов нового набора, установление исходного состояния психической деятельности, соответствие их развития поставленным целям, определение уровня конкретных знаний и умений с целью выявления индивидуальных особенностей физического, психологического, психического развития студентов. Основной девиз физкультурно-спортивных мероприятий – «Движение должно приносить пользу телу и радость душе». Борьба за здоровый образ жизни подрастающего поколения, которая включает в себя привычное выполнение определенных правил, обеспечивающих гармоничное развитие личности, высокую трудоспособность, здоровье, духовное равновесие и нравственную чистоту – главное направление во внеаудиторной и внеучебной физкультурно-спортивной работе колледжа. Внедрение нового поколения образовательного стандарта в развитии системы специального среднего образования сопровождается дальнейшей интенсификацией труда студентов, внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, социальным экономическим прессингом. Это неизбежно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Особенно в трудном положении оказываются первокурсники, которые попадают в новые специфические социально-экономические отношения и условия деятельности. Проанализировав показатели диспансеризации подростков, обучающихся в пяти С.О.Ш. и ГОУ НВПК за 2004-2005 г.г. и сравнив их с медицинскими показателями на 01.10.2006 г. (осмотрено 409 человек – 89,7%, 1990-91 года рождения). Совместно с врачом подросткового кабинета МСЧ-33 г. Нововоронежа, а также на основании данных динамики сдачи учебных нормативов студентами I-IV курсов пришли к следующему убеждению: в процессе обучения у студентов наблюдается выраженная тенденция к снижению показателей физического развития и увеличению количества хронических заболеваний – дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, миопии, хронического пиелонефрита. Учитывая актуальность данной проблемы, в нашем колледже ведется работа в следующих направлениях: Ø материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса и внеаудиторных мероприятий; Ø здоровьесберегающая направленность учебного процесса и дифференцированный подход к студентам при выполнении учебной программы; Ø спортивно-оздоровительная работа; Ø работа по адаптации студентов нового набора; Ø формирование и поддерживание у студентов мотивации здорового образа жизни; Ø создание оптимальных гигиенических условий в колледже. Ведется мониторинг в виде формирование базы данных о состоянии здоровья студентов за весь период обучения в колледже и их анализ, а также ведется накопительная папка динамики сдачи учебных нормативов студентами с I – IV курс. Каждый учебный год мы начинаем с формирования групп в зависимости от состояния здоровья: основная, подготовительная и специальная медицинская группа. В специальную медицинскую группу входят студенты, которые имеют освобождение от занятий физической культурой. В этой группе проводится лечебная гимнастика 2 раза в неделю по 45 минут по отдельному от основного расписанию. Лечебная гимнастика – комплекс физических упражнений, назначаемых больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются не только из специальных упражнений применительно к данному заболеванию, но обязательно из упражнений, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм. В зависимости от заболевания, содержание комплексов лечебной гимнастики и методика их проведения со студентами в спецмедгруппе различны. Все это оказывает положительное воздействие на организм студентов, способствуя выздоровлению. Студенты занимающиеся в спецмедгруппе, получают «зачет» по предмету «физическая культура» за семестр. Нагрузка на занятиях в спецмедгруппах определяется исходя из данных медико-педагогических наблюдений, динамики состояния здоровья при осмотрах врачом, наблюдающим за студентом не реже 1 раза в полгода. При выборе нагрузки необходим дифференцированный подход, ориентированный на физическое (функциональное) состояние студента, тяжесть заболевания. Нагрузка контролируется по пульсу (не превышает 150 уд./мин.), включая самоконтроль - субъективные ощущения (самочувствие), по реакции учащегося на нагрузку (потливость, покраснение кожных покровов, учащение дыхания, нарушение координации движения и т.д.). Темп выполнения упражнений и дозировка не всегда указываются в примерных комплексах физических упражнений, т.к. исходным является состояние здоровья студентов и период занятия, температура окружающей среды. Структура построения занятий лечебной гимнастики при всех заболеваниях студентов приблизительно одинакова. Вводная часть – 10 минут 1. Беседа со студентами, опрос самочувствия, подсчет пульса. 2. Общая разминка (без выполнения противопоказанных упражнений). Основная часть – 30 минут 1. Работа по индивидуальному комплексу упражнений составленному преподавателем с учетом физической подготовленности и заболевания учащихся, периода занятия и реакции на нагрузку. 2. Элементы игровых видов спорта (баскетбола, волейбола, л/атлетика, бадминтона, н/тенниса, футбола и т.д.). Заключительная часть – 5 минут 1. Упражнение на дыхание, на растягивание мышц и расслабление, опрос самочувствия каждого студента. 2. Задание на дом индивидуально каждому студенту. Если группа состоит из учащихся, имеющих заболевания сходные по методике проведения занятий, то меняется основная часть занятий следующим образом: Основная часть – 30 минут 1. Комплекс упражнений проводится со всей группой. 2. Специальные упражнения выполняются студентами отдельно по каждому заболеванию под контролем преподавателя. Используются блоки задания по видам заболеваний (см. образцы в приложении). 3. Элементы спортивных игр. Если занятия проводятся в бассейне, то преподаватель сначала дает разминку на суше и у бортика в воде. Обучение технике плавания стилем, рекомендуемым при заболевании. Например: Ø при сколиозе – кроль на спине и брасс на груди; Ø при хроническом гастрите – плавание на спине (желательно без работы рук) и т.д. При комплектовании групп по сходным методикам рекомендуется объединять занимающихся по следующему принципу: 1 группа – заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, миопии; 2 группа – желудочно-кишечные заболевания, гинекологические, пиелонефрит; 3 группа – заболевания опорно-двигательного аппарата (можно подключать в любую из групп). При занятиях строго соблюдать дозировку, т.е. ограничения в выполнении упражнений. Дозировка нагрузки осуществляется при помощи количества повторений, темпа, выбора исходного положения, амплитуды движения. Комплексы лечебной гимнастики разнообразны, но должны соответствовать данному виду заболевания. Они являются примерными, что позволяет преподавателю лучше ориентироваться при составлении заданий, варьировать набором физических упражнений, меняя нагрузку, исходя из периода заболевания, самочувствия занимающегося, динамики пульсометрии, личного опыта работы со спецмедгруппами, учета будущей специальности студентов. Большое внимание отводится организации и руководству внеаудиторной работы студента по физической культуре, как одной из форм оптимизации учебно-воспитательного процесса. Эта работа заключается в следующих моментах: · При предъявлении видов заданий для внеаудиторной и внеучебной самостоятельной работы используется вариативный и дифференцированный подход к студентам с учетом специфики будущей специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальных особенностей студента. Перед выполнением студентами внеаудиторной и внеучебной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. · Во время выполнения студентами внеаудиторной и внеучебной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени отведенного на консультации. · Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умения студентов. · Контроль результатов внеаудиторной и внеучебной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, контрольные тесты, рефераты, учебно-контрольные нормативы. · Критериями оценки результатов внеаудиторной и внеучебной самостоятельной работы студента является: Ø уровень освоения студентом учебного материала; Ø сдача контрольных нормативов по видам учебной программы; Ø умение студента использовать теоретические знания, умения и навыки при выполнении практических задач. Ø сформированность учебных умений. Ø особенность и четкость изложения ответа.
Развитие физической культуры и спорта – одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Физическая культура является составной частью общественной культуры, ее зеркальным отображением физического, нравственного и психического состояния здоровья. Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни. Который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России. Здоровый образ жизни как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности.
Одним из физкультурных спортивно- массовых мероприятий, традиционно проводимых в колледже, является проведение праздника «А ну-ка, парни», посвященного Дню защитника Отечества 1. Цели и задачи. Мероприятия проводятся с целью: - совершенствования физического развития студентов; - подготовки к труду и службе в рядах Российской Армии; - пропаганды здорового образа жизни. 2. Время и место проведения. Военно-спортивный праздник проводится в 3 тура: 1) спортивный (мини-футбол); 2) интеллектуальный; 3) военно-спортивный. Соревнования по мини–футболу проводятся 20 февраля в 15 часов в спортзале колледжа. Интеллектуальный и военно-спортивный туры проводятся 22 февраля в спортивном зале колледжа в 15 часов. 3. Участники соревнований. В соревнованиях по мини–футболу участвуют сборные команды групп. Состав команды – 10 человек. В военно-спортивном празднике «А ну-ка, парни!» участвуют сборные команды электротехнического и теплотехнического отделений. Состав команды – 10 человек 4. Программа соревнований и определение победителей. Соревнования по мини-футболу проводится в 2 тура: 1 - игры по курсам; 2 - игры среди победителей курсов. Игры проводятся по круговой системе, 2 тайма по 25 минут. За победу - 3 очка, ничья – 1 очко, поражение – 0 очков. В случае равенства очков места определяются по: - количеству побед; - разнице мячей между ними; - общей разнице мячей. Программа праздника «А ну-ка, парни!» прилагается (может быть многоаспектна, разнопланова, и представлять собой системный подход здоровьесберегающего образовательного пространства). Состав команды 10 человек. Жури оценивает каждый номер программы по баллам. Победитель по наибольшей сумме баллов всей программы. В случае равенства баллов место команды определяется по результату военно-спортивной эстафеты. 5. Награждение. Команды, занявшие 1-3 места по мини-футболу, награждаются грамотами и призами. Победители в толкании гири, подтягивании, отжимании - награждаются призами. Команда, занявшая 1-2 места в конкурсе «А ну-ка, парни!» награждаются грамотами и призами. 6. Состав жюри. В состав жюри входят: 1. представитель администрации; 2. руководитель физического воспитания; 3. преподаватель – организатор по ОБЖ; 4. представитель ГВК; 5. методист.
7. Ответственность за проведение: 1. Команды формируют и обеспечивают их явку на праздник заведующие отделениями. 2. Ответственность за технику безопасности при проведении соревнований возлагается на преподавателя–организатора по ОБЖ и преподавателя физического воспитания. 3. Общее руководство по проведению военно-спортивного праздника возлагается на руководителя физического воспитания. Из заболеваний органов зрения наиболее распространенным является миопия. Миопия – близорукость, недостаток преломляющей способности оптических сред глаза, вследствие которого лица, страдающие им, плохо видят вдаль. Различают три степени близорукости: слабую, среднюю и высокую. Занятия по специальной оздоровительной методике рекомендуются учащимся, имеющим прогрессирующую, приобретенную близорукость любой степени. Наиболее эффективны занятия у детей. Чем раньше начинаются занятия, и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность. Занятия позволяют укрепить организм, активизировать функции дыхательной и сердечно-сосудистой системы, укрепить мышечно-связочный аппарат, улучшить кровоснабжение тканей глаза, укрепить склеру. Большое внимание уделяется общеразвивающим, корригирующим, дыхательным упражнениям для укрепления мышц шеи и спины. При выполнении специальных упражнений для глаз следует учитывать, что амплитуда движений глазного яблока должна быть максимальная, но не вызывать болевых ощущений, темп быстрый, средний и медленный в порядке усложнения. Специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными и общеразвивающими упражнениями, строго дозируя упражнения для глаз. Важно, чтобы занятия проводились систематически, без перерывов, не только на уроках, но и дома. Специальные упражнения. 1). Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза, б) упражнения для прямых и косых мышц глаза. 2). Упражнения для внутренней мышцы глаза: Эти упражнения выполняются путем движения главного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот. 3). Самомассаж глаз. Выполняется путем зажмуривания, моргания, а также надавливания тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой. Противопоказания. Занятия не проводятся при угрозе отслоения сетчатки. Подвижная игра. Бросание мяча в баскетбольное кольцо, расстояние 2 метра – 10-20 бросков. Учащийся бросает и запоминает количество попаданий. Во время бросков следить, чтобы учащийся не уставал. Включать дыхательные упражнения в процессе занятия. Нагрузку увеличивать постепенно как для глазной мышцы, так и для других групп мышц.
Примерный комплекс физических упражнений при миопии.
|