КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

 

Дмитриенко Т.В.,

методист Липецкого колледжа строительства,

архитектуры и отраслевых технологий.

 

 

 

Подпись: "Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества"
                          Р. Киплинг
 

 

 

 

 

 


 

Сегодня Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий – учебное заведение, работающее для строительного комплекса. Подготовка специалистов осуществляется только по строительным специальностям:

080114 «Земельно имущественные отношения».

120304 «Градостроительный кадастр».

250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

270901 «Архитектура».

При формировании плана набора проводится  изучение рынка труда совместно с управлением занятости Липецкой области.

Цель образовательного процесса в колледже: качественная подготовка практико-ориентированного специалиста в соответствии с требованиями Государственного Стандарта Профессионального образования, всестороннее внедрение гуманизации образовательного процесса через личностно-ориентированные и информационных технологий, мультимедиа, как средство формирования современного специалиста.

Для более успешной адаптации в производственном процессе в колледже предусмотрено получение рабочих специальностей программам профессиональной подготовки по профессиям: 11121 Арматурщик; 11196 Бетонщик; 12192 Замерщик на топогеодезических и маркшейдерских работах; 12680 Каменщик; 13450 Маляр; 15214 Облицовщик-мозаичник; 15220 Облицовщик-плиточник; 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин; 17531 Рабочий зелёного хозяйства; 19727 Штукатур.

Методическая цель года – поиск и использование эффективных методов и приемов качественного  обучения, развивающих образовательных технологий, позволяющих в рамках образовательной программы изучать последние достижения науки и практики, направленных на подготовку современного специалиста.

Для достижения этих целей в колледже регулярно проходят в различных формах встречи с работодателями и обмен опытом с коллегами.

10 июня  2004 года провели межрегиональную комплексную научно-практическую педагогическую конференцию «Качество подготовки специалистов строительного комплекса». Цели и задачи научно-практической педагогической конференции были следующие: обмен опытом работы по подготовке практико-ориентированного специалиста, способного осуществлять грамотно и качественно работы на предприятиях строительного комплекса; совершенствование работы по обеспечению учебно-методического комплекса дисциплины; информирование педагогов СПО о практическом применении новых педагогических технологий, педагогических приемов и методов в практике подготовки специалистов. В конференции принимали участие преподаватели и зав. кафедрами ВГАСУ и ЛГТУ, преподаватели ССУЗов Воронежа, Тулы, Грязей, Ельца, представители администрации Липецкой области. Начальник ГАСК администрации Липецкой области Пузиков А.И. обрисовал наиболее типичные проблемные ситуации, встающие перед специалистами строителями или возникающие в результате их деятельности, нацелив, таким образом, представителей учебных заведений на усиление подготовки специалистов по представленным направлениям.

24 мая  2005 года состоялась научно-практическую педагогическую конференцию «Система непрерывного образования как залог компетентности специалиста современного производства». Основной целью конференции было акцентирование внимания  администрации области по планированию и конкретизации потребности в кадрах; вовлечение предприятий в формирование рынка профессионального образования; повышение качества подготовки специалиста на базе модели социального партнерства; работы по подготовке конкурентоспособного специалиста, способного осуществлять грамотно и качественно работы на предприятиях строительного комплекса;

6 октября 2005 года в рамках юбилейных мероприятий прошла научно-практической конференции «Качество подготовки кадров - основа  экономической стабильности». В конференции приняли участие руководители строительного комплекса области, БТИ, Кадастровой палаты, заместитель начальника Департамента занятости. Участники конференции сделали следующие выводы. Социальное партнерство обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим  условиям жизнедеятельности, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения с учетом кадровой ориентации региона. Профессионал – основа экономики, а непрерывное профессиональное образование – инструмент инвестирования в экономику. В современных условиях именно непрерывное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России. Знания специалиста должны соответствовать современным требованиям и реалиям. Только совместные усилия социальных партнеров позволят готовить специалистов необходимого образовательного уровня, востребованных организациями строительного комплекса и ЖКХ города Липецка и Липецкой области.

6 июня 2006г. прошла научно-практической конференции «Социальное партнерство – залог стабильности в отрасли». Эта конференция явилась продолжением осенней и в ней принимали участие и студенты и работодатели, были обсуждены вопросы состоявшегося и будущего сотрудничества. Работодатели, обеспечившие рабочие места для прохождения производственной практики, высказали свое мнение о подготовленности студентов. Все пожелания работодателей протоколировались и учитываются при разработке рабочих программ.

Об уровне подготовленности студентов можно следить по проводимым студенческим конференциям.

В рамках празднования 50-летия учебного проведена областная студенческая научно-практическая конференцию на тему: «Инновации в строительстве» и «Новые строительные технологии». Студенты подготовили доклады о применении современных технологии в строительном комплексе Липецкой области.

В 3-4 апреля 2006 года колледж проводил олимпиаду по строительным дисциплинам среди студентов 4 курсов ССУЗов Центрального Федерального округа. Наши студенты выиграли эту олимпиаду. Матюнин Павел, который набрал максимальное количество баллов, принял участие в заключительном туре этой олимпиады в Брянске, где и занял первое место. Он награжден дипломом, ценным подарком и получит гранд Президента России.    

Ушло в прошлое централизованное распределение выпускников. Национальный рынок воспринимает образование как систему, направленную на эффективное воспроизводство личности как носителя, потребителя и пользователя национального и мирового интеллектуального потенциала

Конъюнктура сегодняшнего образовательного рынка это предложение со стороны выпускников учебных заведений и спросом работодателей. Вакансий достаточно. Печать пестрит объявлениями - приглашением на работу. Но здесь возникает противоречие. Работодатель выдвигает требования к качеству, способностями к профессиональной работе самих специалистов. Исследования, проводимые кадровыми агентствами, фиксируют увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-30 %  в год, начиная с 2003 года.

Налицо несоответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей. Учреждения образования в этих условиях должны подходить к подготовке рабочих и специалистов с точки зрения товарных категорий.

Рынок нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требование “умение обучаться”, которое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда. В условиях рынка от работника требуется наличие базовых компетенций, позволяющих ему перемещаться с одного рабочего места на другое.

Образовательные услуги в сфере профессионального образования – это возможность получения профессии, востребованной на рынке труда. Чтобы предложение соответствовало спросу необходимо использовать образовательный маркетинг - философию цивилизованного предпринимательства, нацеленную на тщательное изучение потребностей рынка.

На предприятиях и в организациях Липецкой области создаются новые рабочие места, возрастает деловая активность в сфере предпринимательства на региональном рынке труда

Триединой задачей образовательного процесса является поиск наиболее эффективных путей, методов получения студентами прочных знаний, качественных умений и устойчивых навыков в получаемой специальности. Одним из важнейших путей, позволяющих решить эту комплексную образовательную задачу, является работа по организации тесного взаимодействия теоретического, практического и производственного обучения.

В нормативных документах Минобразования России по проблемам модернизации системы профессионального образования неоднократно указывается на то, что подготовка специалистов должна вестись с учетом интересов личности, потребностей рынка труда и перспектив развития экономики и социальной сферы. В качестве путей решения этой проблемы предлагается усилить общенаучную и общепрофессиональную подготовку студентов, интеллектуализировать процесс обучения посредством развития у студента системного мышления, формирования научного взгляда на окружающий мир. "Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете". (И. Гете).

Сегодня в системе среднего профессионального образования мы работаем по Государственные образовательные стандарты второго поколения, которые отличает акцент на компетентностный подход в обучении. Готовится переход на стандарты третьего поколения, основанные на компетентностном подходе.

Ключевой задачей профессиональной школы России является подготовка конкурентоспособного специалиста для рыночной экономики.

В частности, в общих требованиях к образованности выпускника отмечается, что выпускник должен:

-обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

-быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

-быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

-быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

-быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

-обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.

В строительном комплексе и ЖКХ недостаток в квалифицированных инженерах - сметчиках. Система ценообразования в строительстве имеем специфику, где недостаточно знаний только рыночного аспекта цены. И здесь решающую роль играет профессиональное  образование.

Я являюсь преподавателем дисциплины «Проектно-сметное дело». Это выпускной курс по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".

Уместно вспомнить китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – я научусь».

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям нашего учебного заведения считаю:

·                    обучение в сотрудничестве;

·                    модульное обучение;

·                    метод проектов;

·                    разноуровневое обучение;

·                    «Портфель студента».

Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях; опорный конспект и рейтинговая оценка знаний; структурно-логические схемы уроков, обеспечивающие реализацию межпредметных и внутрипредметных связей.

Основными составляющими личностно - ориентированного подхода к обучению считаю следующее:

- в центре учебного процесса - ученик, его познавательная и творческая деятельность;

- формирование положительной "Я" - концепции личности;

- роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;

 - ответственность за успех учебной деятельности студенты в большей мере берут на себя.

Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся нравственных ценностей, чтобы выпускник колледжа был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию для себя важных решений. "Я"- концепция - это система осознанных и неосознанных представлении личности о самой себе. Личностный подход включает, как одну из важнейших задач, формирование у подростка положительной "Я" - концепции (к положительной "Я" - концепции относится самостоятельные мнения: "Я" нравлюсь", "Я" способен", "Я" значу". К отрицательной: "Я" не нравлюсь", "Я" не способен", "Я" не нужен"). Чтобы помочь воспитаннику сформировать положительную "Я" - концепцию", необходимо:

·             видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

·             создавать на занятиях ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

·             исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки обучаемого;

·             понимать причины незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству;

·             предоставлять возможность и помогать воспитанникам реализовать себя в положительной деятельности.

Начинаем изучение дисциплины со знакомства с программой дисциплины и требований работодателя к навыкам, умениям и знаниям по  изучаемой дисциплине. С первого занятия и на каждом последующем занятии обязательно проговариваю эти требования относительно изучаемого материала.

"Проектно-сметное дело" строится на компетенциях дисциплин специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений":

Важно, чтобы студент был в состоянии адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности требованиям программы и стандарта, но при этом у него должна быть сформирована та или иная шкала ценностей, с которой он мог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Студенты на первом уроке знакомятся с условиями рейтинговой оценки знаний, получают карту контрольных точек ( приложение1).

В течение семестра студенты выбирают тот режим работы и оценку, которую они хотят получить в результате работы.

 Главным здесь является решение проблемы формирования у студентов способности к объективности самооценке. Они должны быть способны не только скорректировать свои действия и решения, но и сделать вывод о своих дальнейших действиях, о своих возможностях достигать определенных результатов - это уже самооценка. И задача преподавателя: научить учащихся умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительного собственного самосовершенствования. Помочь решению этой задачи может технология «Портфель студента». Эти технология способствуют формированию необходимых навыков самооценки (рефлексии) т.е. самообладанию, размышлению. Это - комплект документов студента, накапливаемый в течение семестра и позволяющий отследить тенденцию изменения успехов в освоении данной дисциплины. Особенно важно, чтобы студенты понимали назначение создаваемых ими документов в практической деятельности. Сметы составляют инвесторы, заказчики и подрядчики. В чем отличие этих документов, какие требования предъявляют к составлению смет все эти субъекты строительного рынка. Если возникает эта компетенция,  значит цель достигнута.

В "Портфель студента" в обязательном порядке входят все практические работы, самостоятельные внеурочные работы, тестовые задания по выбору. Студенты, набравшие 100 баллов в течение семестра, получают итоговую оценку без экзамена.

Работы, вкладываемые в «портфель» предваряются объяснением студента, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием студента: что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет; согласен ли он с оценкой преподавателя и какие выводы может сделать из результатов работы. Каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Главное в такой работе - самооценка учащегося, в виде рассуждения,   аргументации, обоснования. По завершении основных разделов студент выставляет свой «Портфель» на презентацию, где студент должен показать свое продвижение в изучении дисциплины или  доказать что, он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой преподавателя.

За сообщения и выступления на уроке студенты получают дополнительные баллы.

Кроме этого, поощряется баллами работа студентов в области поиска новых методов ценообразования в строительстве, новых строительных технологий и нормированию их, знакомство и описание программ по расчету локальных смет и определению стоимости строительства.

При изучении дисциплины "Проектно-сметное дело" первым заданием, результат которого студенты вкладывают в "Портфель студента", является формулировка основных понятий процесса инвестирования, проектирования и строительства. Правильные формулировки получаются далеко не у всех. В этом сказывается и отсутствие навыка самостоятельного формулирования понятий, т.к. большинство привыкло пользоваться уже сформулированными понятиями.

Следующее задание - практическая работа по определению показателей экономической эффективности. После каждого расчета группы вариантов необходимо выбрать оптимальный и объяснить свой выбор. Выполняя это задание, студенты должны оперировать сформулированными ранее понятиями, дополнять и изменять их. Происходит переосмысление предыдущего задания, возможно повышение оценки после исправления работы.

После выполнения задания студенты отдают их на проверку преподавателю, или, по решению преподавателя, учащемуся из своей группы на рецензирование. Если в работе много ошибок, требуется выполнить работу над ошибками. Кроме того, в течение семестра проводится две – три защиты "Портфеля" перед группой.

Все работы необходимо сдать своевременно, потому что окончательная оценка ставится с учетом установленного срока сдачи. При этом используется рейтинговая оценка знаний, которая предполагает штраф за несвоевременную сдачу работ.

К концу семестра, когда собираются все работы, последовательное, с нарастанием сложности, выполнение заданий приводит к пониманию студентами значимости изучаемой дисциплины и формированию четкого представления о практическом применении знаний в  профессиональной деятельности.

Работу по формированию «Портфеля студента» по дисциплине веду седьмой год. Считаю, что работа по созданию портфеля стоит того чтобы ей заниматься, так как в результате:

- у студентов формируется целостность дисциплины;

-студенты в таких условиях заинтересованы в своевременной сдаче всех работ и нет необходимости им напоминать о задолжностях;

-успеваемость повышается значительно, как правило, процент качества по группе приближается к 90%;

-нет проблем с допуском до экзамена;

-сформированный  «Портфель студента» можно использовать в итоговой аттестации и  как приложение к резюме при трудоустройстве на работу.

Предполагается самое активное участие со стороны родителей (классного руководителя) которые должны оценить работу своего сына или дочери, предоставленную в его «Портфеле», по определенным параметрам и критериям, которые разрабатываются  и  представляются  вниманию родителей (классного руководителя) в документации «Портфеля».