НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дунаева Т.А., Кемеровский колледж статистики, экономики и информационных технологий
Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов в большей степени зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый студент работал активно и увлеченно, и использовать это как основу для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес студентов и активность при изучении материала на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов и методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, побуждали их к самостоятельному приобретению знаний, то есть поиск нестандартных форм обучения. Отсутствие литературы и каких–либо методических разработок по данному вопросу побудило меня к сбору материала, использованию опыта других педагогов, разработке разнообразных игр для проведения уроков нестандартной формы и развития интереса к математике у студентов. В настоящей работе на основе практического опыта описывается несколько нестандартных форм работы со студентами.
РИТМ РИТМ - рейтинговая интенсивная технология модульного обучения, целью которой является повышение успеваемости и посещаемости студентов на основе личной заитересованности, позволяет студентам выбрать задания по своим силам, не чувствовать себя хуже других, выполнять задания распределяя свое время как удобно, практически исключает списывание домашних заданий. Студент, имеющий высокий рейтинг, освобождается от экзамена. Учебный курс разбит на несколько модулей. Каждый модуль оценивается в баллах. Для его выполнения назначается определенный срок. Причём модуль разделён на 2 части: а) более трудные задачи, б) простые задачи. Студент для выполнения выбирает часть модуля по своему желанию. За модуль можно получить разное количество баллов. При этом учитывается трудность задания, срок выполнения, количество решенных задач, дополнительно решенные задачи, параллельно выполненная самостоятельная, работа на уроке по тому же модулю. Технология по РИТМ должна быть подробно описана и доведена до сведения студентов. В нашем колледже математика на 1-м курсе рассчитана на 195 часов. В течение года студенту необходимо выполнить 50 более трудных работ или 60 более простых работ. За первый семестр первого курса, выполняя сложные работы, студент должен набрать 140-150 баллов и более, чтобы получить оценку «5»; 120-140 баллов, чтобы получить оценку «4»; 90 – 120 баллов, чтобы получить оценку «3». Если он набирает менее 90 баллов, то получает «2». За второй семестр первого курса, выполняя простые работы, студент должен набрать 120 - 140 баллов и более, чтобы получить оценку «4»; 80 - 120 баллов, чтобы получить оценку «3». Если он набирает менее 80 баллов, то получает «2». Студенту, набравшему соответствующее количество баллов, гарантируется и соответствующая оценка на экзамене, но при его успешной сдаче, можно получить оценку и более высокую. Такая система работы позволяет студенту выбирать задания по силам, вселяет уверенность, исключает списывание задач друг у друга. Система проста, наглядна, удобна для связи с родителями, снимает у большинства студентов экзаменационный стресс. По каждому студенту ведется учет: заполняется контрольный лист, который находится в кабинете и доступен каждому студенту. Например, студент решил задание из 5 задач повышенной трудности полностью, сдал его в срок, на промежуточном этапе контроля решил работу по этому модулю на «4»: Получается: 5+1,2+1,0+0,8 = 8 баллов, где 5 - баллов за количество задач; 1,2 - балла за трудность задания; 1,0 - балл за «сдано в срок»; 0,8 - баллов за промежуточный контроль. Такая система оценки стимулирует активность, желание самостоятельно решать задачи, позволяет хорошо подготовиться к экзамену.
Соревнование художников Это задание можно давать при изучении нескольких тем: например, «Прямая, проходящая через 2 точки», «Окружность», «Вектор», «Длина отрезка». Необходимо заготовить рисунок из 20 - 22 точек. Выписываем координаты точек и объявляем соревнование художников. Студенты записывают координаты точек, по которым должны построить замкнутую линию. В зависимости от темы определяется вид задания: посчитать расстояние между точками, составить уравнение какой - либо прямой и т.д. Кто выполнит задание первым - получает «5». ( Можно считать победителями 5 - 6 первых человек). Студенты проявляют интерес к заданию, стремятся быть первыми при его выполнении, радуются успеху. В качестве домашнего получают аналогичное задание: нарисовать рисунок с прямыми линиями (отрезками) из 20 – 22 точек, оформить на 2–х листах: на одном рисунок и координаты точек, на втором только координаты точек, чтобы этот лист выдавать в качестве задания другим студентам. Безответственность приведет к тому, что другой студент не сможет выполнить задание. Лучшие работы демонстрируются в аудитории. Всем выставляются оценки. Пример задания: по точкам построить замкнутую линию и определить длину отрезков [BC],[GH]. А(-1;8); В(-7,10); C(-1;11); Д(-1;9); E(3;10); F(5;13); G(6; 10); Н (8:8); M(4:8); K(2;6); N(3;6); L(2;4); P(1;5); R(-3;3); S(-2;2); T(-3;1); Q f-4:2); Z(-1Q;2); W(-10;3); X(-11;3)
Сказка По окончании изучения раздела или большой темы для закрепления изученного материала студенты получают задание: «Придумать сказку, героями которой были бы изученные понятия и предметы; в сказке должны быть отражены их свойства и особенности». Студенты с удовольствием берутся за работу. Кто-то сам придумывает свой сюжет, кто-то берёт за основу сюжет известной сказки, кто-то пишет пьесу. Это задание домашнее, рассчитанное на несколько дней. Лучшие сказки зачитываются группе. Все сказки оцениваются преподавателем математики за выполнение поставленной задачи и литератором - за грамотность. Пример сказки, которую придумал Сапрыкин Виталий, студент первого курса, 1993-94 учебный год. «В царстве Геометрия, где всегда был строгий порядок и гармония, случилась весьма неприятная история. Поссорились между собой Окружность, Эллипс, Гипербола и Парабола. Каждая линия имела свое неизменное правило - уравнение. Но заспорили они, чьё уравнение лучше, по законам какого уравнения живет мир? Окружность говорила, что она самая практичная, и её уравнение лежит в основе большинства таких простых, но так необходимых для человека предметов. В конце концов, не было бы колеса, неизвестно, на какой бы стадии развития находилось сейчас человечество. Окружность была очень самодовольная и гордилась своим радиусом, который неизменно поддерживал ее стройную форму, в отличие от взбалмошной Гиперболы, которая по капризу своего уравнения имеет такую непостоянную форму. «Ах, что можно ожидать от ветвей Гиперболы, если у неё столько переменных величин»,- осуждающе воскликнула Окружность. «Хоть мои ветви и не связаны между собой, но они симметричны осям координат и строго придерживаются этого правила»,- обиженно сказала Гипербола. «Я тоже имею ось симметрии, - сказала рассудительная Парабола, - я могу находиться вокруг любой оси координат». Эллипс вообще не считал нужным вступать в спор, считая, что если Земля движется по Эллиптической траектории вокруг Солнца, то это является главным аргументом его первостепенной важности. И долго они ещё бы спорили, доказывая друг другу свое превосходство, но спор разрешила царица Геометрия, сказав, что все они одинаково важны. Прекратили они свои бесплодные ссоры, и в царстве Геометрия опять наступила гармония».
Пример сказки, которую придумала Каленская Ксения, студентка первого курса, 2002-03 учебный год. «Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли точек на Окружок. Поскребла старуха, помела и наскребла точек горсти две. Выстроила точки на одинаковом расстоянии (радиусе) от центральной и поставила остужать на окошко. Окружок полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится Окружок по дороге, навстречу ему заяц: — Окружок, Окружок, я тебя съем! — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я Окружок, Окружок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, Я точек дружок. Сделал маленький прыжок- Укатился за порог, Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, заяц, подавно уйду!
Рассердился заяц и ударил Окружок, тут же ускакав. Расстроился Окружок, ведь он потерял свою прежнюю форму, говорит: - Я теперь стал как последний Эллипс, какой ужас! - и еще больше пригорюнился Окружок. Но тут его взялся успокаивать центр О: - Не горюй, милый Окружок, ведь в этом есть и положительные качества. Вот, подумай сам: раньше ты был всего лишь Окружностью, ни фокуса, ни фокального радиуса и расстояния, ни эксцентриситета, ни директрисы, а только радиус. Теперь у тебя все это есть! Согласился с центром Окружок. успокоился и поскакал дальше. Навстречу ему волк: —Окружок, Окружок. я тебя съем! —Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою: Я Окружок, Окружок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, Я точек дружок. Сделал маленький прыжок- Укатился за порог, Пусть ударил меня заяц, Я счастливый все равно, Я теперь красивый Эллипс От тебя уйду легко. Тут волк рассердился, откусил от Окружка кусочек и довольный убежал. Сел Окружок и плачет: — Совсем я стал неказистый - теперь похож на Параболу. — Ты не прав - возмутились точки - ведь нам теперь так хорошо - не мешается лишний фокус, мы теперь равноудалены от фокуса и от директрисы. Окружок понял, что и так есть свои преимущества и попрыгал дальше. Он был весел и счастлив, но тут он увидел рыдающую Параболу и подошел к ней: — Почему ты плачешь? - спросил он. — Я очень одинока, мне скучно, хоть во мне и много точек, но они просто не интересные, болтливые существа. Окружок утешил Параболу, объяснил ей, что не все так плохо, а даже хорошо. Они друг другу очень понравились и решили жить вместе. Выровняли они свой эксцентриситет, расположившись вокруг оси ОХ симметрично оси ОУ, стали одним целым - Гиперболой. А потом пригласили две прямые, чтобы они стали асимптотами Гиперболы и поддерживали её стройную форму». Конечно, любой урок, проведенный нестандартно, запоминается студентам: они просят проводить таких уроков как можно больше. Но он требует от преподавателя огромных затрат времени и сил, энергии, выдумки. Все формы опроса и изучения нового материала нужно подбирать в соответствии с учетом цели урока, изучаемого материала, подготовленности студентов. Вот отзывы студентов об описанных выше формах проведения занятий по математике: «Мне нравится работать по РИТМу, так как есть возможность оценить самостоятельно свои знания по предмету, выполнять задание в удобное для себя время. При подготовке к экзамену имеешь много решенных задач». (Орлов С.) «Работа по РИТМу помогает при решении задач на уроках, позволяет хорошо закрепить пройденный материал, приучает к самостоятельности, облегчает сдачу экзамена». (Хатов Д.) «Мне нравится любая нестандартная форма урока, так как можно легко усвоить материал, отдохнуть от обыденного занятия; хочется сделать всё быстрее и лучше других».(Ванюхина Д. ) «Мне нравится любая нестандартная форма урока, так как материал после этого становится интересным и быстро запоминается ». (Боданец С.) «Работа по РИТМу сказалась положительно на общей успеваемости группы, позволяет спокойно идти на экзамен. РИТМ побуждает студента, хочет он того или нет, более интенсивно заниматься математикой». (Бестфатер Э.)
|