СТРУКТУРИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

 

Дорофеева М.В.

ГОУ СПО "Омский государственный

промышленно-экономический колледж»,

 

 

«Единственный путь, ведущий к знанию,

- это деятельность» -

Бернард Шоу

 

Среди учебных дисциплин специального цикла «Физическая и коллоидная химия» и «Химия и технология нефти и газа» считаются одними из наиболее сложных по насыщенности абстрактно-теоретическими моделями и своеобразию математического аппарата. Дополнительные сложности связаны еще с недостаточной физико-математической подготовкой студентов.

В этих условиях активизация самостоятельной работы представляется наиболее актуальной, и педагогическая деятельность преподавателя должна быть направлена на развитие творческих способностей студентов.

Для этого необходимо придерживаться трех принципов:

Системность – все виды самостоятельной работы должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с остальными элементами учебного процесса. При этом учитываются интересы студентов.

Деятельностный подход – в основе заданий для самостоятельной работы лежит вполне определенная деятельность студентов.

Индивидуальный подход – самостоятельная работа организуется в расчете на реальные возможности студента.

Предполагается два направления работы:

Самостоятельная мыслительная работа на лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях.

Деятельность в соответствии с учебным планом во внеурочное время.

Положительный результат на лекции достигается при активной деятельности студента. Для этого используются вопросно-развивающие беседы, создаются проблемные ситуации, связанные с будущей практической деятельностью. При подготовке к занятиям  тщательно обдумываются вопросы, которые необходимо подробно изучить, что освятить в обзорном порядке, а что выделить для самостоятельного изучения. Для лекций отбираются узловые вопросы темы, наиболее значительные в познавательном и практическом отношении. Детализация темы рекомендуется для самостоятельного изучения на лабораторно-практических занятиях. Так, при изучении темы «Катализ», на лекциях рассматриваются вопросы практического использования процесса, его сущность, механизм, особенности, функции и виды катализаторов. Влияние же различных факторов на эти процессы, таких как: концентрация катализатора, поверхность контакта, PH среды – определяются в процессе выполнения ряда лабораторно – практических работ, носящих исследовательский характер.

Для того чтобы стимулировать регулярную работу над теоретическим материалом используется система еженедельной домашней работы, которая оформляется в виде рефератов, тестов, таблиц, диаграмм и тематических докладов. Причем, учитывая индивидуальные особенности студентов, по одной теме предлагаются на выбор несколько видов работ. Так, после изучения молекулярно – кинетической теории, студентам, обладающим навыками работы со специальной литературой и умеющим вести теоретический поиск, предлагается провести сравнительный анализ основных характеристик агрегатных состояний веществ. Для студентов, более склонных к работе прикладного характера, предлагается рассмотреть уравнение состояния реального газа в других условиях и определить его вид. Одновременно с этим вырабатываются навыки работы со справочной, периодической литературой и диаграммами. Выполненные работы обязательно рассматриваются и публично обсуждаются на занятиях.

В результате такой активации изучения теории появляется возможность повысить продуктивность практических занятий. Так после подробного изучения технологического процесса, используя методическое руководство, можно просчитать на практическом занятии температурный режим аппарата, его материальный и тепловой балансы, конструктивные размеры.

Для ознакомления студентов с методологией научно - технического творчества и включения их в активную работу по решению актуальных задач народного хозяйства осуществляется руководство исследовательской деятельностью студентов, которая включает в себя курсовое проектирование, производственную практику и научно - исследовательскую работу.

Курсовое проектирование является наиболее распространенной формой учебно-исследовательской работы студентов. Оно предполагает поиск и глубокую проработку литературы, анализ материала и совершенствование практических навыков.

Во время прохождения производственной практики студентам выдаются индивидуальные задания на самостоятельную исследовательскую работу по проведению  необходимых наблюдений, сбору и обработке данных, обобщению полученной информации.

В свободное от занятий время организуется научно-исследовательская работа – студентов. Так, в течение четырех лет ведутся исследования по проблемам чистой питьевой воды. Эта работа является существенным вкладом в деятельность образовательного процесса.

Важным условием совершенствования научно-исследовательской работы является ее гласность: сообщения о результатах на предметных неделях, научно-практических конференциях, в отчетах руководителей.

Во внеурочное время самостоятельная работа сводится к оформлению информационных вестников к предметным неделям (тематика определяется совместно с преподавателем, а материал подбирается самостоятельно из Интернета, периодической литературы, справочников и т.п.), подготовки к выступлениям перед однокурсниками на конференциях, творческих отчетах и т.п. Очень активно студенты участвуют в создании обучающего материала по специальным дисциплинам: изготавливаются макеты, стенды, компьютерные презентации отдельных тем и т.п.

Приобретаемые навыки самостоятельной работы помогают быстрее адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволяют самосовершенствоваться.