РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТУЛЬСКОГО АВТОМЕХАНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА.

 

Дорохов А.И.

 директор колледжа,

председатель Совета директоров ССУЗов Тульской области,

заслуженный учитель РФ.

Вельковская Л.В,

 методист колледжа, заслуженный учитель РФ.

 

Возрастающая международная интеграция рынка труда и рабочей силы ведет, с одной стороны, к острой заинтересованности самой личности в получении образования на уровне мировых стандартов, а с другой, - к конкурентности учебных заведений, их выживаемости только при условии высококачественной работы, заботы о собственном престиже, рекламы своей деятельности.

Для того, чтобы поднять престиж высококвалифицированного труда, организовать подготовку специалистов, обладающих знаниями, профессиональными умениями и навыками, обеспечивающими способность адаптироваться к быстро меняющимися условиям, содержанию и характеру труда, необходимо по-новому строить отношения между системой профессионального образования, наукой и производством, учитывая их взаимную заинтересованность в качестве подготовки специалистов, наиболее полном использовании творческого потенциала и инициативы каждого работника на производстве.

В условиях рыночной экономики важнейшей проблемой педагогики является качество образования – сложная междисциплинарная категория, отражающая различные составляющие процесса оценки как подготовки выпускников (их соответствия требованиям общества, экономики), так и технологии образовательного процесса, управления системой образования и ее отдельных подсистем.

В связи с обновленными требованиями к выпускникам учебных заведений, внедрением новых технологий обучения, в связи с предоставлением образовательным учреждениям широких прав в формировании содержания образования, создании гибких образовательных систем проблема оценки управления качеством становится приоритетной. Это вызывает необходимость пересмотра организационно-методических возможностей самих образовательных учреждений.

Тульский автомеханический колледж работает над решением проблем:

-          создание механизма устойчивого развития учебного заведения;

-          совершенствование профориентационной деятельности, обеспечение конкурсного отбора к получению базового специального образования на бюджетной и внебюджетной основе;

-          создание условий для повышения качества профессионального образования;

-          развитие социального партнерства, создание системных связей между органами исполнительной власти региона, образовательным учреждением и работодателями;

-          реализация Программы развития воспитания на основе принятых государственных программ.

Педагогический коллектив решает задачу подготовки специалистов, удовлетворяющих всему спектру потенциальных запросов рынка труда по четырем специальностям.

Педагогическую работу ведут 70 штатных преподавателей, из них три заслуженных Учителя Российской Федерации, 10 отличников среднего профессионального образования, 22 имеют высшую квалификационную категорию.

В колледже создано подготовительное отделение, которое работает круглый год, обучается более 250 человек. Конкурс поступающих в учебное заведение ежегодно более 2-х человек на одно место.

Колледж располагает Учебным центром, имеющим лицензию на подготовку по 32 рабочим профессиям. Выпускники колледжа получают по две-три рабочие профессии (водитель категории «В» и «С», автослесарь по компьютерной диагностике автомобилей и дорожной техники, пользователь ПК, тракторист, бульдозерист, машинист автокрана, стропальщик, диспетчер и т.д).

Научно-методическое обеспечение учебного процесса начинается с мониторинга Государственного образовательного стандарта СПО, его инвариантной и вариативной части. На протяжении нескольких лет коллектив работал над реализацией проекта «Модульные технологии в среднем специальном образовании». Построение учебного процесса с применением автоматизированных систем «КОМПАС-ГРАФИК». При реализации проекта преподавателями колледжа изданы авторские учебные и учебно-методические пособия в количестве, превышающем аккредитационные показатели, электронные учебные пособия с внешними рецензиями. Внедрение систем КОМПАС позволило создать сквозной цикл подготовки специалистов, владеющих современными информационными технологиями.

В колледже по ряду дисциплин общеобразовательного и специальных циклов (математика, ремонт строительных машин, техническое обслуживание и ремонт автомобилей) созданы обучающие модули. При их разработке проектируются и непосредственно модули, и стратегии преподавания и оценки, все это влияет на процесс обучения, с момента зачисления до выпуска специалиста.

В процессе этой работы, преподаватели пришли к выводу о необходимости комплексного применения средств информационных технологий. Поэтому на сегодняшний день обучающие модули включают в себя руководство для преподавателя, электронный учебник по курсу, методические материалы для практических занятий, материалы для контроля, в том числе блок электронного тестирования знаний.

Первым опытом создания электронных учебно-информационных пособий стало пособие по математике.

В дальнейшем преподавателями колледжа были созданы пособия по дисциплинам: «Ремонт строительных машин», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Эксплуатация и ремонт автомобилей иностранного производства» и др.

Разработка и применение таких комплексов дали возможность максимально приблизить содержание рассматриваемого в них материала к специфике курсов в данном колледже, активизировать учебную деятельность, повысить ее эффективность и качество, расширить сферу самостоятельной деятельности студентов, преподавателям использовать больше времени на занятии для индивидуальной работы со студентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Со 2-го курса студенты параллельно с изучением классического черчения знакомятся с современными средствами подготовки конструкторской документации. Затем базовые знания заинтересованные студенты используют на занятиях по инженерной графике, технической механике, специальным дисциплинам, а также в научно-исследовательских проектах, где продолжают изучать возможности системы КОМПАС.

Учебное заведение приняло участие в апреле 2005 года в Международном студенческом конкурсе «Будущие Асы Компьютерного моделирования» в номинации «Моделирование сборок в КОМПАС-3D».

За участие в конкурсе учебное заведение было награждено Дипломом за высокий уровень работы с системой трехмерного твердотельного моделирования КОМПАС-3D.

В мае 2005 года студенты приняли участие в 9-м Международном фестивале компьютерного моделирования графики и дизайна в г.Тольятти. Студенты участвовали в номинации Машиностроительное черчение и 3-D-моделирование.

Следующим этапом реализации проекта явилось использование программного обеспечения систем КОМПАС в преподавании специальных дисциплин, а также КОМПАС-3D и интегрированной системы КОМПАС-автопроект при выполнении курсового и дипломного проектирования.

Средства объемного моделирования облегчают процесс выполнения сложных деталей и узлов машин, развивают творческие способности студентов, формируют профессиональные компетенции.

Творческое сотрудничество преподавателей и студентов нашло свое выражение в деятельности научно-технического конструкторского бюро, организованного преподавателем специальных дисциплин Мирзой Константином Григорьевичем. Конструкторское бюро разрабатывает проекты модернизации узлов, агрегатов, двигателей.

В апреле 2006 года, с фирмой АСКОН проводился очередной конкурс «Будущие Асы трехмерного моделирования-2006». В конкурсе участвовали высшие и средние специальные заведения, было представлено 99 работ. Работа Тульского автомеханического колледжа «Проект: Двигатель двухтактный бескоробочный» (авторы: Родькин Андрей Сергеевич, научный руководитель Мирза Константин Григорьевич) удостоена специального диплома за лучший проект среднего специального учебного заведения. Работа с современным программным продуктом на учебных занятиях, участие в подобных конкурсах позволяют значительно повысить качество подготовки молодых специалистов, их востребованность на рынке труда.

Проблема эффективности управления учебным процессом в колледже решается при высокой компетентности и соответствующем профессиональном мастерстве каждого преподавателя.

Администрация колледжа нашла решение этой проблемы в сотрудничестве с вузами г.Тулы и институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

В текущем учебном году педагогический коллектив и коллектив студентов работают над проектом: Инновационные, информационно-коммуникационные технологии – условие формирования профессиональной компетентности студентов.

В конце учебного года будут подведены первоначальные итоги на традиционной, ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов.

В работе заняты преподаватели всех цикловых комиссий.

Интересны темы: - Музей как средство формирования гражданственности;

- формирование профессиональных компетенций на уроках инженерной графики, технической механики;

будут представлены:

-          работы над реальными курсовыми и дипломными проектами;

-          научно-исследовательские студенческие работы с использованием системы САПР и отечественного модуля конечно-элементного анализа АРМ Structure 3D

Тульский автомеханический колледж транспортного строительства назван в числе 100 лучших средних специальных учебных заведений России. Директор колледжа Александр Дорохов отмечен почетным знаком «Директор года – 2006».

В 2006 году оргкомитетом и Независимым общественным Советом принято решение о проведении конкурса «100 лучших ССУЗов России и Директор года» средних специальных учебных заведений.

Золотая медаль «Европейское качество» подтверждается дипломом и является свидетельством признания достижений ССУЗа в области образования.

Золотой медалью «Европейское качество» в номинации «100 лучший ССУЗ(ов) России награждаются лучшие ССУЗы страны, добившиеся наиболее высоких результатов в области подготовки специалистов со средним специальным образованием.

Лучшие ССУЗы отбираются оргкомитетом и Независимым общественным Советом по рекомендации, представленной руководителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Финальная часть конкурса прошла с 16.10.2006г. по 19.10.2006 года в Санкт-Петербурге.

В состав оргкомитета конкурса входили: председатель независимого общественного совета, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.Шудегов, первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы РФ О.Смолин, президент Союза директоров ссузов России В.Демин, председатель организационного комитета, президент Международной академии качества и маркетинга Р.Кашапов.

Сто различных показателей, по которым жюри конкурса оценивало работу каждого ссуза, были скомпонованы в несколько блоков.

Первое – это качество подготовки специалистов, включающее и внешнюю, и внутреннюю удовлетворенность этим параметрам:

-          тесная связь учебного заведения с социальными партнерами по вопросам содержания программ и определения уровня компетенций выпускников;

-          гибкость учебных программ подготовки специалистов;

-          прозрачность и понятность образования для обучающихся и работодателей;

-          приоритет умений специалиста над знанием теоретических основ;

-          обучение на рабочем месте;

-          обучение в течение всей жизни.

Карьерный рост тоже рассматривался как параметр оценки в конкурсе «Европейское качество».

            Следующий критерий – результаты работы ссуза в области технических и творческих разработок. Это участие в различных выставках, олимпиадах. Жюри рассматривало использованием потенциала ссуза, тенденции и динамику его развития. Последним блоком в модели оценки ссуза значились дополнительные преимущества учебного заведения, к которым можно отнести наш центр дополнительных профессий (более 35 специальностей) и, наверное, то, что колледжу 127 лет, здесь сложившиеся традиции, которыми могут поделиться не все из более чем трех тысяч ссузов России.