ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА

по специальностям

1705 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и

3106 «Механизация сельского хозяйства» в техникуме.

 

Драгунов Ю.К.,

ФГОУ СПО «Новгородский гидромелиоративный техникум»,

 

Рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству подготовки молодого специалиста. Работодателю сегодня нужны не просто профессионалы, не просто исполнители, а специалисты, обладающие значительными функциональными навыками и личностными качествами.

В современных условиях многие предприятия проводят диагностику ценностных ориентаций и групповой сплоченности, реализуемую в программе по кадровому консалтингу.

При подборе кадров на большинство вакантных должностей обязательными считаются такие качества, как компетентность, развитые коммуникативные навыки, сдержанность, менеджерские, партнерские и лидерские способности, организованность, инициативность, ответственность, стрессоустойчивость, корпоративность и другие.

Следовательно, современный уровень требований к специалисту приводит к необходимости отказаться от формальной оценки качества его подготовленности только по показателям учебной успеваемости и создать необходимый комплекс тех оценочных показателей, которые характеризовали бы его разносторонне как специалиста нового типа, способного успешно конкурировать на рынке труда, т.е. способного соперничать, вести борьбу за достижение лучших результатов на своем поприще.

Согласно исследований, проведенных институтом развития образования, этот процесс наиболее продуктивно реализуется в системе непрерывного образования, центральной категорией которого является категория творческого развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности.

Базовыми параметрами творческой личности являются: активность, открытость, диалогичность мышления, воображение, ответственность, нравственно-ценностные ориентации, самовыражение, реализация, удовлетворенность деятельностью.

Формирование и развитие творческой личности учащихся наиболее эффективно возможно при использовании следующих путей:

-           исследование личности учащихся в учебно-воспитательном процессе;

-           реализация личностного подхода, основанного на эмоционально-положительной нравственности к учащимся;

-           применение в учебно-воспитательном процессе заданий творческого характера;

-           разработка и использование ситуаций, способствующих включению и проявлению качеств творческой личности в учебном процессе;

-           использование алгоритмической структуры занятий, реализующих постепенный выход в режим развития творческой личности учащихся в процессе непрерывного образования.

Решение подобного рода задач осуществляется во всем комплексе учебно-воспитательного процесса Новгородского гидромелиоративного техникума, с применением принципа непрерывности образования, предполагающем плановую интеграцию учебных заведений различного уровня, преемственность в содержании образовательных программ соответствующих уровней, структуры их реализации, в процессе теоретического и практического обучения с использованием всего комплекса мер воспитательного характера, что наглядно отражено на представленном графике роста профессионального мастерства выпускника, где в основу построения непрерывной системы роста конкурентоспособности заложено поступательное творческое развитие личности. Причем, каждый из этапов непрерывного образования обладает своими специфическими особенностями, позволяющими педагогическому коллективу НГМТ успешно решать проблему формирования и развития творческой личности, а, следовательно, повышать уровень его конкурентоспособности.

На графике выделены семь основных значимых уровней роста профессионального мастерства, которые совместно с продолжительностью образовательного процесса соответствующего уровня создают устойчивую кривую роста профессиональных творческих способностей специалиста и объективно отражают результативность непрерывного образования.

Все это, в сою очередь, увеличивает важность роли преподавателей, мастеров, воспитателей, акценты в работе которых должны сместиться в сторону организационно-сотрудническую, уходя от простого «давателя» знаний. Нельзя хорошо научить – можно только научиться – вот главное правило развивающего обучения, воспитания и педагогики сотрудничества. Ромен Роллан утверждал: «Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить как попугай».

Здесь, как раз, и дает о себе знать одна из главных проблем, заключающаяся в том, что уровень самостоятельности обучающихся остается низким, недостаточным, тормозящим развитие их творческих способностей. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Тотальным контролем, постоянной опекой у обучающихся не выработать умение быть самостоятельным, будет правильнее, если учащегося не заставлять или принуждать самостоятельно работать, а смотивировать, убедить, выработать у него правильное понимание такой необходимости. Ведь еще Конфуций говорил: « - Народ можно принудить к послушанию, его нельзя принудить к знанию».

Теперь о результатах. Есть ли она? И каковы они?

Анализ работы за прошедшие шесть лет позволяет с уверенностью констатировать, что сотрудничество в системе непрерывного образования дает устойчивые положительные результаты, растет качество подготовки наших выпускников специалистов, что позволяет повышать свой уровень профессионального мастерства.

Если говорить по полному комплексу непрерывной подготовки, то здесь можно отметить желание сотрудничать с нами:

-        во-первых, на уровне школ, гимназий, лицеев и профессиональных училищ путем создания так называемых лицейских классов по согласованным программам (например, многолетний опыт работы со средней общеобразовательной школой № 2 Великого Новгорода);

-        во-вторых, на уровне предприятий, путем заключения краткосрочных (до одного года) и долгосрочных (на 3...5 лет) договоров для прохождения производственных практик, а также трудоустройство специалистов на работу: так, например, ООО «СТО Северная» сама вышла с инициативой заключить с нами договор на перспективное сотрудничество в области целевой подготовки специалистов;

-        это ряд сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области традиционно принимающих наших студентов в составе специализированных отрядов, оказывающих помощь в заготовке и уборке урожая;

-        это целый ряд других предприятий, направляющих в адрес техникума благодарственные письма и отзывы о работе направленных к ним студентов-практикантов;

-        в третьих, на уровне высшей школы, путем заключения соглашений на непрерывную подготовку наших выпускников; например, с Московским государственным университетом природообустройства за шесть лет сотрудничества подготовлено и отправлено для продолжения обучения в высшей школе по сокращенным программам (за 3,5 года) по четырем специальностям 250 выпускников. За три года МГУП выпустил около сотни наших специалистов с высшим образованием.

Если говорить о текущей результативности – это призовые места и победы в олимпиадах и конкурсах разных уровней:

-         первые места в региональной олимпиаде по химии в течение последних трех лет;

-         призовые места в региональной олимпиаде по иностранному языку;

-         победа в региональной олимпиаде по инженерной графике в 2005 году;

-         2004, 2005 годы победа в областном конкурсе «Лучший токарь»;

-         первое и второе место в региональном конкурсе «Лучший водитель в 2005 году»;

-         дипломы I-й и II-й степени на региональном смотре научно-технического творчества в 2004 и 2005 году;

-         в 2004, 2005 году на Всероссийском смотре-конкурсе наши экспонаты отмечены благодарностью и дипломом;

-         региональный и всероссийский смотр-конкурс на лучшую организацию практического обучения – I-е место в группе специальностей

 

II-е место по региону, IV – по России.

-         победа в городском, областном и Всероссийском смотре-конкурсе музеев, посвященном 60-летию Великой Победы по патриотическому воспитанию, и многие другие;

-         и наконец, на Совете директоров ССУЗов Новгородской области подведены итоги рейтинга по комплексным показателям качества деятельности средних специальных учебных заведений в 2005 году, где НГМТ занял 2-е место.

В созданную систему непрерывного образования заложены все необходимые педагогические условия, составляющие образовательную среду, в которой осуществляется, развивается и совершенствуется учебно-воспитательный процесс, нацеленный на комплексное развитие творческих способностей выпускников, повышения уровня их профессионального мастерства.

И если эти условия в достаточной степени обеспечивают эффективность учебного процесса, то качество подготовки конкурентоспособного специалиста будет адекватно поставленным задачам.

Таким образом, коллективом сотрудников и студентов Новгородского гидромелиоративного техникума формируется новая система базовых ценностных ориентаций, которая помогает выпускнику – специалисту строить личную и профессиональную жизнь по новому цивилизованному принципу, позволяющему эффективно приложить свои творческие способности на поприще трудовой деятельности.

 

Список литературы:

 

1.    Ю.В. Шаронин. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). – М. – МГИУ, 1998. с. 10-47