ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ.

 

Десятова Н.И.

заведующая методическим кабинетом

Санкт-Петербургский

экономико-технологический колледж питании

 

Процесс обучения в системе специального профессионально образования, реализуемый через конкретные формы урока (лекции, семинары, практические занятия), в традиционном методологическом ключе не решает проблему подготовки самостоятельного, творчески мыслящего, способного принимать неординарные решения специалиста. В традиционном обучении предметом образования являются знания, информация. При этом функция преподавателя – донести информацию студенту, а функция студента – воспринять, запомнить и усвоить информацию. При таком обучении развиваются внимание, запоминание, прилежание. Но это не главные качества, необходимые сегодня специалисту. Будущие специалисты должны обладать определенными навыками, умениями и способами действовать на основе полученных знаний. Поэтому в настоящее время применяется деятельностный подход в организации обучения. Преподаватель выступает организатором, координатором учебной деятельности, менеджером учебного процесса, а функция студента – усвоение действия, студент - не получатель информации, а деятель. При данной форме обучения студент выступает как равный в процессе обучения.

Деятельностный подход к жизни вообще является выдающимся достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена. При этом существует два специально организуемых вида деятельности людей, в процессе которых они усваивают опыт предыдущих поколений – воспитание и учение.

Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Знания – не цель обучения, а его средство. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнить действия, решать задачи, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции.

Изложенные соображения являются основополагающими при проектировании обучения, которое должно начинаться с психологического анализа деятельности будущих специалистов.

Возникнув, предметные знания сразу же должны обрабатываться. Студент оперирует ими, тем самым, формируя умения, осваивая способ действий.

В современных сложившихся условиях одним из приоритетных направлений развития средней профессиональной школы является формирование устойчивой взаимосвязи образования с производством, нацеленное на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отрасли и конкретных работодателей, обеспечение связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. Это может быть реализовано в рамках партнерского сотрудничества между системой образования и сферой труда.

Модель опережающего обучения, как одна из форм деятельностного подхода, обеспечивает оперативную реакцию системы образования на новые потребности практики на трех уровнях:

·                    информационном,

·                    исследовательском,

·                    практическом.

1.                  На информационном уровне происходит сбор, обработка информации, характеризующей современный потенциал наук, составляющих основу подготовки специалиста данного профиля.

2.                  На исследовательском уровне осуществляется накопление теоретических разработок, что отражается в тематическом плане, предусматривающем передачу их результатов обучаемым.

3.                  На практическом уровне происходит обработка и экспериментальная проверка новых методов, практических навыков с учетом прогнозирования развития отрасли знания.

Вопросам опережающего обучения был посвящен педсовет – конференция, проводимый в нашем учебном заведении «Достижения науки и практики – в учебный процесс», основная задача которого заключалась в том, чтобы наглядно в форме отчета методических секций показать основные направления работы учебного заведения в соответствии с особенностями современного этапа развития общества.

Ориентация на формирование профессиональной личности означает перестройку учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс.

При решении этой задачи большую роль играют интенсивные технологии обучения. Технология, как искусство обучения предполагает постепенный переход от одного вида деятельности (получения теоретических знаний) к другой (получение профессиональных навыков и умений). Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения (проблемные лекции, деловые и ролевые игры, лекции – дискуссии, уроки – семинары, уроки – конкурсы и т.д.).

Деловые игры, которые используют на своих занятиях преподаватели иностранного языка, преподаватели экономических дисциплин, ориентируют студентов на игровое взаимодействие, самостоятельность и активность в получении – знаний.

Преподаватели кафедры холодильных дисциплин поддерживают традицию проведения уроков-конкурсов. На уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический и практический в виде рейтинговой таблицы результатов. Успешно применяется работа с микрогруппами. Академическая группа делится на подгруппы. Для составления микрогрупп в начале года изучаются индивидуальные особенности учащихся, уровень знаний, психологическая совместимость. Работа с малыми группами создает условия для деятельности каждого учащегося, стимулирует познавательную активность, интерес к полемике.

Уроки-конференции, семинары способствуют развитию у студентов навыков самостоятельного поиска информации и её анализа, а также навыков публичного выступления и защиты своего мнения по поставленным проблемам.

Включение в структуру урока элементов интерактивной модели обучения позволяет сделать урок необычным, более насыщенным и интересным

В колледже внедрены в учебный процесс модульные технологии. Модульная технология обучения предусматривает управление учебным процессом в соответствии с выдвигаемыми требованиями по специализации к выпускнику,  что позволяет уменьшить, а, иногда, и исключить адаптацию молодого специалиста к конкретному виду деятельности. Получение гарантированного результата в конце обучения позволяет обеспечить четко продуманная и эффективная система контроля получения знаний и навыков.

Использование термина «информационная среда обучения» стало актуальным в связи с качественными изменениями в характере использования обществом информационной среды.

Будущее профессионального образования невозможно без обязательного использования информационных и коммуникационных педагогических технологий. Применение компьютера изменяет отношение к образованию. Это вызвано, во – первых, тем, что обучение без применения информационных технологий не прогрессивно, во – вторых возрос объем информации, необходимой обучаемому, и традиционные способы, средства и методики преподавания уже не годятся для подготовки высокопрофессиональных специалистов. Главной отличительной особенностью компьютерной технологии обучения от традиционной, является применение компьютера в качестве динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

В последнее время компьютерные технологии активно внедряются в учебный процесс. Включены в календарно – тематические планы междисциплинарные уроки преподавателей информатики и преподавателей по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Технология приготовления пищи» с использованием программы «Калькуляция средствами Excel» и программы «Кухни мира». Привычным становится изложение материала в форме компьютерной презентации. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, для реализации творческого потенциала студента. При помощи компьютера выполняются курсовые и дипломные проекты.

На заочном отделении внедряются элементы дистанционного обучения. По каждой специальности каждый студент заочного отделения может быть обеспечен электронным пакетом учебно-методических материалов. В рамках курса повышения квалификации для администрации и преподавателей колледжа заведующей методическим кабинетом преподается курс «Пользователь ПК».

Использование современных информационных технологий, системного модульного обучения, интерактивных технологий, основанных на деятельстном подходе, позволяют сформировать программу, ориентированную на характеристики будущей профессиональной деятельности обучаемого с учетом его личных интересов и особенностей