ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА КАФЕДРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дуракова Т.Е., ФГОУ СПО «Белогорский технологический техникум пищевой промышленности»,
Исследовательская работа на кафедре экономических дисциплин - это процесс получения в результате научной деятельности новых знаний о закономерностях, структуре механизме обучения и воспитания с использованием в процессе обучения компьютерных технологий; о технологии организации учебно – воспитательной работы, ее содержании, принципах и организационных формах. Тема, над которой работают преподаватели кафедры - «Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения». Объектами исследований являются: · процесс обучения с применением компьютерных технологий, · формирование профессиональных качеств и творческой инициативы у студентов. Предмет исследования – совокупность элементов, связей, отношений в применении компьютерных технологий в процессе обучения. Можно выделить два основных направления исследовательской работы: · работа преподавателей по курсовому заданию; · работа преподавателей со студентами. В 2004 году преподаватели кафедры выбрали направления в соответствии с темой и работают по нему в течение трех лет: 1. Компьютерное тестирование в процессе обучения. Преподаватели занимаются разработкой и внедрением компьютерных тестовых заданий для контроля знаний студентов по преподаваемым дисциплинам. 2. Использование компьютерной программы Intel для составления презентаций, плана урока и опорных конспектов. 3. Написание электронных учебников, расчетных программ для курсовых работ. Данная работа позволяет обеспечить студентов заочного отделения учебно-методическим материалом, организовать самостоятельную работу студентов, оказать практическую помощь в написании курсовой работы. 4. Внедрение в обучающий процесс прикладных компьютерных программ Консультант Плюс, Гарант, Договор, 1С: Предприятие для развития у студентов профессионализма владения ими. Преподаватели отчитываются на заседании кафедры о проделанной работе, а в 2007 году итоги работы кафедры будут представлены на научно- практической педагогической конференции техникума. В данное время все преподаватели кафедры экономических дисциплин связаны с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний по применению компьютерных технологий в процесс обучения. В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к профессиональной компетенции. Поэтому современный образовательный процесс заключается не только в том, чтобы дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих специалистов, развить у них мышление, но и обучить их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний, формировать умения. Самостоятельно пополнять знания, уметь ориентироваться в стремительном потоке информации - это одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов. Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей является поисковая и исследовательская работа преподавателя и студента. Преподаватель – исследователь создает методологическую опору в ходе исследовательской работы и изменяет ее в учебном курсе, учитывая полученные результаты. Результат творческой, поисковой, исследовательской работы во многом зависит от мотивации студентов. На развитие мотивов участия студентов в поисковой, исследовательской деятельности влияет атмосфера учебного заведения, личность научного руководителя, формы и методы ведения учебной и научной работы. Во внеурочное время преподаватели кафедры работают со студентами, используя различные направления научно-исследовательской работы: · Поисково – исследовательская работа применяется для сбора данных по выбранному объекту исследования («Трудоустройство выпускников специальности 080302 Коммерция»). Данная работа организует студентов на поиск данных, прививает самостоятельность работы и коммуникабельность в общении с опрашиваемыми покупателями. · Аналитическо - исследовательская работа применяется для проведения анализа и написания выводов и предложений по статистическим и отчетным данным предприятий («Анализ бюджета г. Белогорска», «Динамика правонарушений в торговле города Белогорска и Амурской области»). Это направление расширяет у студентов кругозор, способствует выработке профессиональных навыков выполнения расчетов. · Аналитическая работа предусматривает расчет и анализ плановых, нормативных показателей при выполнений курсовых работ аналитического характера («Риск в коммерческом предпринимательстве при реализации товара»). Данная работа способствует правильному применению нормативных документов, прикладных компьютерных программ. · Организационно – исследовательская работа направлена на организацию и проведение определенных форм коммерческой деятельности («Ярмарка торговых марок «Асарти» и «МиС»). Данная работа способствует выработке таких качеств коммерческого работника как организованность, коммуникабельность, ответственность, эрудиция, компетентность, творчество. · Исследовательская работа направлена на разработку анкет, сбор данных, группировку, обработку и их анализ; учит делать выводы и вносить предложения по исследуемой проблеме («Исследование потребительского рынка по реализации продукции Благовещенского молочного комбината»). Для студентов творческий подход преподавателя к организации научно-исследовательской работы проявляется в мотивах самореализации, достижения успеха, удовлетворения от учебы, статуса - стать профессионалом в избранной сфере деятельности. Для преподавателя – это средство повышения эффективности образовательного процесса, способствующее повышению успеваемости и организованности студентов. Таким образом, прослеживается система исследовательской работы студентов и преподавателей на кафедре экономических дисциплин, которая решает следующие важные задачи в процессе формирования творческой личности специалиста: · внедрение творческого начала во все звенья учебного процесса; · развитие у студентов навыков самостоятельной работы; · воспитание специалиста, способного к творческому труду; · привлечение всех преподавателей кафедры к руководству НИРС; · повышения педагогического мастерства; · поиск новых подходов к обучению.
|