ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА КАФЕДРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Дуракова Т.Е.,

ФГОУ СПО «Белогорский технологический

 техникум пищевой промышленности»,

 

Исследовательская работа на кафедре экономических дисциплин - это процесс получения в результате научной  деятельности новых знаний о закономерностях, структуре механизме обучения и воспитания с использованием в процессе обучения компьютерных технологий; о технологии организации учебно – воспитательной работы, ее содержании, принципах и организационных формах.

Тема, над которой работают преподаватели кафедры - «Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения».

Объектами исследований являются:

·         процесс обучения с применением компьютерных технологий,

·         формирование профессиональных качеств и творческой инициативы у студентов.

Предмет исследования – совокупность элементов, связей, отношений в применении компьютерных технологий в процессе обучения.

Можно выделить два основных направления исследовательской работы:

·           работа преподавателей по курсовому заданию;

·           работа преподавателей со студентами.

В 2004 году преподаватели кафедры выбрали направления в соответствии с темой  и работают по нему в течение трех лет:

1.                  Компьютерное тестирование в процессе обучения. Преподаватели занимаются разработкой и внедрением компьютерных тестовых заданий для контроля знаний студентов по преподаваемым дисциплинам.

2.                  Использование компьютерной программы Intel  для составления презентаций, плана урока и опорных конспектов.

3.                  Написание электронных учебников, расчетных программ для курсовых работ. Данная работа позволяет обеспечить студентов заочного отделения учебно-методическим материалом, организовать самостоятельную работу  студентов, оказать практическую помощь в написании курсовой работы.

4.                  Внедрение в обучающий процесс прикладных компьютерных программ Консультант Плюс, Гарант, Договор, 1С: Предприятие для развития у студентов профессионализма владения ими.

Преподаватели отчитываются на заседании кафедры о проделанной работе, а в 2007 году итоги работы кафедры будут представлены на научно- практической педагогической конференции техникума. В данное время все преподаватели кафедры экономических дисциплин связаны с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний по применению компьютерных технологий в процесс обучения.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к профессиональной компетенции.  Поэтому современный образовательный процесс заключается не только в том, чтобы дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих специалистов, развить у них мышление, но и обучить их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний, формировать умения. Самостоятельно пополнять знания, уметь ориентироваться в стремительном потоке информации - это одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.

Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей является поисковая и исследовательская работа преподавателя и студента. Преподаватель – исследователь создает методологическую опору в ходе исследовательской работы и изменяет ее в учебном курсе, учитывая полученные результаты.

Результат творческой, поисковой, исследовательской работы во многом зависит от мотивации студентов.

На развитие мотивов участия студентов в поисковой, исследовательской деятельности влияет атмосфера учебного заведения, личность научного руководителя, формы и методы ведения учебной и научной работы.

Во внеурочное время преподаватели кафедры работают со студентами, используя различные направления научно-исследовательской работы:

·                    Поисково – исследовательская работа применяется для сбора данных по выбранному объекту исследования («Трудоустройство выпускников специальности 080302 Коммерция»). Данная работа организует студентов на поиск данных, прививает самостоятельность работы и коммуникабельность в общении с опрашиваемыми покупателями.

·                    Аналитическо - исследовательская работа  применяется для проведения анализа и написания выводов и предложений по статистическим и отчетным данным предприятий («Анализ бюджета г. Белогорска», «Динамика правонарушений в торговле города Белогорска и Амурской области»). Это направление расширяет у студентов кругозор, способствует выработке профессиональных навыков выполнения расчетов.

·                    Аналитическая работа  предусматривает расчет и анализ плановых, нормативных показателей при выполнений курсовых работ аналитического характера («Риск в коммерческом предпринимательстве при реализации товара»). Данная работа способствует правильному применению нормативных документов, прикладных компьютерных программ.

·                    Организационно – исследовательская работа  направлена на организацию и проведение  определенных форм коммерческой деятельности («Ярмарка торговых марок «Асарти» и «МиС»). Данная работа способствует выработке таких качеств коммерческого работника как организованность, коммуникабельность, ответственность, эрудиция, компетентность, творчество.

·                    Исследовательская работа  направлена на разработку анкет, сбор данных, группировку, обработку и их анализ; учит делать выводы и вносить предложения по исследуемой проблеме («Исследование потребительского рынка по реализации  продукции Благовещенского молочного комбината»).

Для студентов творческий подход преподавателя к организации научно-исследовательской работы проявляется в мотивах самореализации, достижения успеха, удовлетворения от учебы, статуса - стать профессионалом в избранной сфере деятельности.

Для преподавателя – это  средство повышения эффективности образовательного процесса, способствующее повышению успеваемости и организованности студентов.

Таким образом, прослеживается система исследовательской работы студентов и преподавателей на кафедре экономических дисциплин, которая решает следующие важные задачи в процессе формирования творческой личности специалиста:

·                     внедрение творческого начала во все звенья учебного процесса;

·                     развитие у студентов навыков самостоятельной работы;

·                     воспитание специалиста, способного к творческому труду;

·                     привлечение всех преподавателей кафедры к руководству НИРС;

·                     повышения педагогического мастерства;

·                     поиск новых подходов к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: МОТИВАЦИЯ 
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ