СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИЯМ В АСТРАХАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

 

Ерофеев В.К.,

 к.псих.н., Заслуженный учитель РФ,

директор Астраханского государственного

политехнического колледжа,

 

Система инновационных технологий обучения представляет собой средство моделирования профессиональной деятельности как педагогического процесса подготовки современного специалиста.[1]

Образовательная деятельность в Астраханском государственном политехническом колледже ведется по семи направлениям подготовки: социально-экономическое, образование и педагогика, культура и искусство, сфера обслуживания, техника и технологии, информатика и вычислительная техника, безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

Необходимые условия для качественного обучения создают высококвалифицированные педагогические кадры. Среди 200 преподавателей – 15 кандидатов наук, 8 аспирантов, 12 имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 1- «Заслуженный мастер производственного обучения», 36- «Почетный работник СПО». Большинство преподавателей имеют потенциал и мотивированы заниматься инновационной деятельностью, готовы к самообразованию, разработке новых программ и технологий.

            Инновации в образовании отличаются от других инноваций, прежде всего тем, что «предметом» их деятельности являются изменения в личности (ученика или педагога)[2].

Студенты и преподаватели колледжа принимают самое активное участие в научно-исследовательских форумах региональных и всероссийских предметных олимпиадах, демонстрируя готовность к опытно-экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности. Так, результаты их работы за 2005/06 учебный год: III место в Всероссийской олимпиаде по химии в г. Ярославле, диплом победителя в номинации «Профессиональное использование  программы» 1-С:  Предприятие» на Всероссийской олимпиаде по бухгалтерскому учету в.г. Барнауле, диплом победителя в номинации «За творческий поиск» в Всероссийской олимпиаде по декоративному искусству и народным промыслам в г. Нижний Тагил, V место на Всероссийской олимпиаде по информатике в г. Смоленск, 2 место в номинации «Научно-техническое творчество», 3 место  в номинации организации образовательного процесса и 4 место в номинации «Программное информационное обеспечение образовательного процесса» на II Всероссийской смотре-конкурсе творческих работ студентов ССУЗов в г. Тверь., диплом победителя в номинации «Современные принципы и художественный вкус в оформлении изделия», «Приз зрительских симпатий» в олимпиаде ЮФО по кулинарии в г. Волгограде, диплом III степени на V  Всероссийской научно-практической конференции «Глобальные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды», диплом I степени на VI Всероссийской научно-практической конференции «Глобальные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды», диплом участника Образовательного форума «Образовательная среда – 2006» и золотая медаль лауреата Всероссийского выставочного центра в 2006 году.

Преподавательский коллектив и студенты колледжа участвуют в создании, освоении, использовании и реализации ряда инновационных проектов:

1.  «Обеспечение территориальной равнодоступности и внедрение новых форм и технологий обучения в сфере среднего и дополнительного образования на базе филиалов колледжа», посредством создания в 2005 году на базе колледжа экспериментальной  площадки Института проблем развития СПО (ныне ФИРО) В ходе реализации этого проекта создана сеть филиалов, на базе которых проходит обучение по программам среднего и дополнительного профессионального образования посредством очного, заочного обучения и экстерната. Преподавателями колледжа ведутся работы по внедрению дистанционного образования в учебный процесс. Так, разработаны рабочие учебники, материалы по контролю знаний, программы курсов по семи специальностям. В настоящее время ведется работа по созданию мультимедийных лекций, видеофильмов, виртуальных лабораторно-практических работ.

            2. «Формирование культуры питания и изучение национальных традиций кухни народностей Астраханского края», с этой целью в мае 2006 года в связи с  подготовкой к празднованию 450-летия г. Астрахани Министерство образовании и науки Астраханской области открыло региональную экспериментальную площадку.  Обобщаются результаты учебно-исследовательской работы студентов колледжа, готовится книга «Астраханская кухня: традиции и современность», которая будет издана при поддержке Правительства Астраханской области.

3. Создан технологический центр «Открытая экология» для организации опытно-экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности студентов по специальностям: «Охрана  окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Бурение нефтяных и газовых скважин» с целью системной подготовки специалистов-техников, конкурентоспособных на рынке труда; готовых к эффективной работе, постоянному профессиональному росту. Ведутся исследования в лаборатории современной физики RWYE (производство Германия), приобретенной колледжем, в области экологических показателей по заказам предприятий и организаций Астраханской области.

Колледж участвует в работе ассоциации ГИС (Геоинформационные системы), членом которой является. На базе творческой лаборатории «Ритм», созданной преподавателями и студентами  колледжа, разработана программа оценки состояния природных ресурсов и окружающей среды с использованием материалов дистанционного зондирования Земли и информационных продуктов космического мониторинга. Создан портал «Открытая экология».

Развитие практико-ориентированной учебно-исследовательской деятельности студентов, способствует профессиональному становлению специалиста (создание учебно-исследовательского проектного бюро, работающего по заказам базовых предприятий), развитие электронной информационно-коммуникативной инфраструктуры

4. Создание регионального ресурсного центра (РРЦ) «ССУЗ-Инфо» на базе колледжа, который решает вопросы повышения уровня информационного взаимодействия и информационной культуры, расширения доступа к тематическим информационным ресурсам и облегчение их переработки Информационные ресурсы и услуги регионального ресурсного центра (РРЦ) «ССУЗ-Инфо» могут быть использованы в средних специальных учебных заведениях Астраханской области (по примеру и в других областях и регионах) в методической работе преподавателей, в творческой деятельности классных руководителей, в коммуникативном общении руководителей ССУЗов, в информационном обмене между членами Совета директоров ССУЗов Астраханской области, в профориентации выпускников ПТУ, школ, лицеев, гимназий.

Разработка и внедрение технологических инноваций, применение в образовательном процессе мультимедийных технологий является приоритетным в инновационном учебном процессе. В связи с этим  особое внимание уделяется вопросам информатизации, как учебного процесса, так и деятельности учебного заведения в целом. Активно внедряются компьютерные и сетевые космические технологии, широко используется мультимедиатехника, преподавателям и студентам колледжа предоставлен базовый информационный сервис на узле Internet. Преподавателями колледжа используется система  «Мобильный класс» на базе беспроводных технологий WI FI фирмы «Apple Mac».Созданы виртуальные лабораторные стенды с программной поддержкой их работы. Для эффективного контроля уровня знаний студентов в одной из лабораторий вычислительной техники создана база электронного тестирования. Используются профильные лицензированные программные продукты и специализированное программное обеспечение, такое как: 1С: Бухгалтерия, 1С: Предприятие, Гарант, On-Line Библиотека, Бест Отель и др.

Системный подход к использованию инновационных технологий обучения позволяет эффективно решать практические задачи. Так, в настоящее время колледж первым из ССУЗов ЮФО вышел на новый уровень подготовки технического персонала по специальности «Сварочное производство». Заключен договор с ООО «Международный центр производственного персонала» о подготовке на базе сварочной мастерской колледжа и учебного центра вышеуказанной организации среднего технического персонала (мастеров) для нужд судостроительной отрасли региона, в первую очередь для реализации проектов ОАО «Астраханский корабел» по освоению нефтяных запасов российского и казахстанского шельфа Каспийского моря «Шельф», «Кашаган». По итогам обучения стажеры проходят аттестацию на получение международного сертификата морского регистра.

Участие преподавателей и студентов колледжа в создании ряда моделей: электронное приложение «Буровая», которое выполнено в доступном информационном виде, что позволяет использовать его в учебном процессе с минимальным уровнем навыков работы на ПЭВМ, модуль «Датчики и приборы» представлен схемой расположения датчиков контроля и регистрации параметров на буровой установке типа БУ–4Э «Уралмаш», с представлением их конструкции и основных технических данных по вызову с общей схемы.(данные работы удостоены дипломов 2 и 3 степени на 2-ом Всероссийском смотре –конкурсе творчества студентов среди ССУЗов в 2005 году) позволяет максимально повысить интерес обучаемых, использовать технологию «мягкого регулирования» деятельности обучаемых.

Чем больше и качественнее освоено в учебном заведении инновационных технологий, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность различных задач и уровней сложности в процессе обучения будущих специалистов

Колледж является участником реализации проекта «Информационно - комуникационная поддержка образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего  и начального профессионального образования». Одним из приоритетных направлений проекта является переход к новому уровню образования на основе информационных технологий. Исходя из уровня электронной готовности и особенностей деятельности колледжа, с нижеуказанные направления использования ИКТ определены как ключевые для целей развития информатизации в колледже:

-создание эффективных механизмов реализации программ информатизации;

-создание единой информационной среды;

-расширение доступа к информации и знаниям;

-разработка приложений ИКТ и расширение сферы их применения;

-повышение доверия и безопасности при использовании ИКТ;

-переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий;

- развитие регионального сотрудничества.

Таким образом, инновационный подход в образовании позволяет максимально активизировать познавательный интерес к обучению и самообучению, что является приоритетным направлением в динамике развития общества и профессиональной деятельности специалиста.

 


 

[1] А.М. Герасимов, И.П. Логинов. Инновационный подход в построении обучения. М., 2001

[2]Т.Г. Новикова. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. М., 2004