РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НПО И СПО

 

Кадырова Ф.М.,

к.п.н., доцент ИППО ПО РАО

 

Современная социокультурная ситуация выдвигает в центр образовательной политики личность высококвалифицированного специалиста.

Поэтому чрезвычайно актуальным становится исследование проблемы роли и значения гуманитарной подготовки в инновационном развитии системы НПО и СПО. Эта программа гибкая, динамичная, программа, опережающая устоявшиеся тенденции, связанные с объективно востребованной модернизацией общества, системы профессионального образования, науки и практики.

В этой логике инновационного развития системы НПО и СПО необходимо определить роль и место гуманитарной подготовки, направленной на формирование специалиста, сочетающего в себе не только профессиональные навыки, но и обладающего ценностями внутреннего мира человека. Соответственно, в настоящее время гуманитарная подготовка также требует модернизации.

Под модернизацией гуманитарной подготовки в системе НПО и СПО образования мы понимаем процесс позитивного изменения содержания и технологий в соответствии с современными концептуальными требованиями развития всей системы образования, ее вхождения в мировое образовательное пространство, нацеленный на обеспечение выпускников мобильностью и адаптивностью на рынке труда.

Концептуальной основой модернизации содержания и технологий гуманитарной подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования является полипарадигмальный подход, основанный на композиции антропоцентрической, личностно-деятельностной и функционально-ролевой парадигм образования и учитывающий идеи глобализации и цивилизационного подхода к гуманитарной подготовке.

Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки квалифицированных специалистов обусловлена интегративной целью развития профессионального образования. Эта цель заключается в создании механизма устойчивого развития системы профессионального образования, обеспечения ее соответствия общественно-экономическим и социально-культурным требованиям, результативности и эффективности. Модернизация должна предусматривать необходимость повышения конкурентоспособности выпускников системы НПО и СПО на внутреннем и внешнем рынках труда. Для этого следует активизировать весь потенциал гуманитарной подготовки в системе профессионального образования с ориентацией на международные стандарты качества.

Анализ теории и практики гуманитарной подготовки на современном этапе развития системы профессионального образования специалистов нового поколения в контексте глобализации и информатизации позволил выделить следующие тенденции:

- меняется концептуальный подход к пониманию образования как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его субъектов;

- совершенствуется система образовательных целей, актуализирующих проблему модернизации профессиональной подготовки в соответствии с принципами гуманизации и гуманитаризации;

- происходит смена парадигмы гуманитарной подготовки со знаниецентристской на личностно-ориентированную;

- изменяется представление о личности, которая кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к рефлексии, в связи с чем меняется ее роль как в образовательном, так и в производственном процессе;

- становятся востребованными результаты новейших исследований о психолого-педагогических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией, которая рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), важное значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации;

- подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью.

Социальный заказ общества к профессиональному образованию направлен на формирование квалифицированного специалиста, посредством использолвания личностно ориентированных педагогических технологий, обеспечивающих его саморазвитие и самовоспитание.

Однако его полноценной реализации препятствует ряд социально и личностно обусловленных противоречий. К ним относятся противоречия между:

- преобладающей в обществе мировоззренческой культурой личности и динамикой развития социокультурного потенциала, ориентированного на интеграционные процессы в российском образовании;

- существующей тенденцией к внешней интеграции и желанием сохранить традиционные особенности российского образовательного пространства;

- наблюдаемой интенсивной информатизацией общества и слабой динамикой образовательных технологий и недостаточной информатизацией научно-педагогической деятельности в системе НПО и СПО;

- меняющейся конъюнктурой рынка труда и традиционными приоритетами в профессиональном выборе.

Выявленные тенденции и противоречия современного этапа развития гуманитарной подготовки ориентируют на её рассмотрение как доминантного фактора модернизации профессионального образования. Осуществление модернизации возможно при учете взаимосвязанной системы закономерностей и прослеживаемых тенденций, связанных с научно-теоретической, организационно-практической, структурно-содержательной, методической деятельностью образовательных учреждений и их педагогических коллективов.

На основе контент-анализа выделены закономерности модернизации гуманитарной подготовки студентов, наиболее значимые для системы НПО и СПО образования:

Закономерность 1. Модернизация гуманитарной подготовки складывается под влиянием глобализации образования, способствующей формированию системы специфических целей и задач в данных типах учебных заведений педагогического профиля.

Закономерность 2. Развитие гуманитарного знания и повышение его роли во всех областях человеческой деятельности сопровождается выделением проблем наиболее значимых для развития профессионально-педагогического образования.

Закономерность 3. Соотношение и взаимосвязь гуманитарного и профессионального образования раскрываются в реализации дидактических стратегий, интегрирующих различные методы и организационные формы обучения и тесно связанных с основными направлениями развития дидактики общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Закономерность 4. Наиболее полное отражение новых тенденций в сфере труда и современное видение профессиональной квалификации связано с концепциями, в соответствии с которыми наиболее перспективной становится модель специалиста, синтезирующего в своей деятельности все многообразие функций, вытекающих из сложных задач и динамики развития как современной системы образования, так и производства.

Закономерности развития содержания и технологий гуманитарной подготовки в системе профессионального образования являются аналогичными или приближенными по характеру и содержанию к общемировым процессам.

Система гуманитарной подготовки специалистов в системе НПО и СПО на современном этапе основана на следующих концептуальных положениях.

1. Личностно-деятельностный подход к реализации гуманитарной подготовки способствует формированию ценностных ориентации и творческой личности специалиста нового поколения на основе использования функционально-ролевого подхода к организации профессионального образования.

2. Гуманитарная подготовка предполагает формирование специалиста, подготовленного к решению задач целенаправленной социализации и профессионализации.

3. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов позволяет включить научно-предметные и личностно ориентированные компоненты деятельности в специально организованное образовательное пространство, целостность которого проявляется: во-первых, в интеграции курсов специальных и гуманитарных дисциплин; во-вторых, в интеграции теоретической и практической подготовки, внеклассной работы по предмету и научно-исследовательской работы студентов.

4. Индивидуальная самореализация будущего специалиста возможна при переориентации гуманитарной подготовки как процесса овладения теоретико-прикладными знаниями преимущественно на консультационную основу, посредством реализации инновационных образовательных технологий и методик проведения занятий.

5. Реализация социокультурных оснований гуманитарной подготовки предполагает развитие личности в поликультурной информационно-образовательной среде, которая создается в процессе межкультурного обучения и воспитания, направленной на развитие духовно- нравственных ценностей.

Эти концептуальные положения учитывают изменения целевого компонента профессионального образования и обусловлены его гуманизацией, гуманитаризацией. Они учитывают и реализуют принципы модернизации содержания и технологий гуманитарной подготовки: личностная ориентированность с установкой на доминантность интеллигентности специалиста, разнодисциплинарность идей и ценностей гуманитарной культуры, гуманизация и гуманитаризация духовного становления будущего специалиста, динамизм гуманитарной подготовки, интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки.

Система принципов способствует раскрытию поэтапной логики модернизации:

1) пропедевтический, закладывающий ориентировочную основу модернизации;

2) базовый, предполагающий выделение фундаментальных гуманитарных знаний;

3) интегративный, обеспечивающий целостность гуманитарного знания в структуре личности педагога и  его связь с другими циклами дисциплин;

4) мониторинговый, осуществляющий оценку качества модернизации гуманитарной подготовки;

5) коррекционный, направленный на устранение несоответствия результатов модернизации поставленным целям;

6) прогностический, определяющий развитие и реализацию современных технологий гуманитарной подготовки.

Теоретико-прикладными предпосылками для выработки логической схемы моделирования гуманитарной подготовки как важного компонента модернизации системы профессионального образования выступают реальные, потенциальные и прогностические тенденции деятельности будущих специалистов. Соответственно можно говорить о выработке целевой программы функционально-ролевого статуса квалифицированных специалистов нового поколения как преемников лучших профессиональных традиций России и как специалистов, определяющих перспективу творческого развития специалистов в системе непрерывного профессионального образования.

Именно поэтому в числе разных современных социальных институтов институт воспроизводства специалистов в системе НПО и СПО начинает играть одну из ведущих, центральных ролей, что и неудивительно: от качества подготовки этих специалистов в решающей степени зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса.

Базовым ядром концепции модернизации содержания и технологий гуманитарной подготовки выступают личностные, социально-профессиональные и межкультурные компетенции специалиста, которые выражаются в академических идеалах и образовательных ценностях гуманитарных наук и ориентируют на стратегическую и операциональную модернизацию гуманитарной компоненты профессионального образования.

В этих концепциях и моделях определяются цели и задачи социального заказа не только на гуманитарную подготовку специалиста, но и педагога нового поколения, призванного готовить таких специалистов в складывающемся экономическом и ментальном пространстве России.

Цели социального заказа выражаются:

- во всемерной поддержке педагогических коллективов учреждений системы НПО и СПО путем привлечения к творческой деятельности наиболее одаренных, компетентных выпускников педколледжей и вузов, научных работников и специалистов министерств и органов народного образования;

- в обеспечении оптимального режима реализации процессов гуманитарной подготовки специалистов в соответствии с прогнозируемыми потребностями экономики и состоянием учебной практики страны, ее регионов, принципами действующего законодательства и установленных кадровых отношений;

- в создании условий для формирования в обществе организационной культуры, ориентированной на поддержание и развитие образовательных ценностей, идеалов, норм, побуждающих преподавательский корпус к творческому поиску эффективных форм, методов и средств обучения;

- в освоении педагогами программ повышения квалификации, адекватных структуре, содержанию и требованиям международных профессионально-педагогических объединений и базирующихся на передовом опыте отечественной образовательной системы;

- в формировании системы всемерной поддержки молодых одаренных педагогов за счет средств организационных и финансовых структур и т.д.

Основаниями модернизации содержания и технологий гуманитарной подготовки педагогических кадров для системы НПО и СПО выступают: традиционный и инновационный опыт педагогической творческой деятельности, который воплощается в умениях, навыках и качествах личности; изменение отношения к гуманитарной подготовке и педагогической деятельности, ее структуре и предназначению, обусловленному направленностью гуманитарной подготовки на реализацию творческого потенциала, развитие навыков самостоятельного, критического мышления.