ИННОВАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ «БЖД»

 

Железщикова Е.Б.,

ГОУ СПО «Омский государственный

промышленно-экономический колледж»

 

Предмет безопасности жизнедеятельности является общепрофессиональным и предусмотрен по всем специальностям среднего профессионального образования. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке профессиональной деятельности и в период вступления в самостоятельную жизнь.

Специалист в любой области вместе с пониманием серьезности потенциальных угроз современного мира должен владеть тем набором знаний, навыков и умений, который позволяет ему предвидеть, оценивать и идентифицировать опасности, безопасно взаимодействовать со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), а в случае возникновения реальной угрозы минимизировать возможный ущерб.

Постоянное возрастание объема учебной информации и стремительное развитие информационных технологий привели к тому, что появилась острая необходимость разрабатывать и внедрять новые формы и методы организации педагогического процесса.

Мною используются средства помогающие перевести свою педагогическую деятельность на качественно новый уровень - мультимедийное сопровождение теоретического материала, применение комплекс - тренажера КТНП – 01 – «ЭЛТЭК» и компьютерное тестирование.

Применение мультимедиа при традиционной лекции делают ее более эффективной, т.к. восприятие идет через несколько каналов. Голос лектора, иллюстрация, оформленный текст воздействует на слуховое и зрительное восприятие, ассоциативное восприятие активизирует анимация и звуковые эффекты. К изучаемой информации привлекается внимание даже самого нерадивого студента. Внедрение информационных технологий в учебный процесс происходит за счет использования мультимедийного учебного пособия в оболочке Tech PRO на CD-ROM разработанное федеральным центром науки и высоких технологий, под общей редакцией С.К. Шойгу и других. А также применяется и разрабатывается совместно со студентами презентации по некоторым темам дисциплины. В них учитывается содержание и структура занятия, методы, способы, приемы демонстрации.

Такие обучающие программы проводятся для оптимизации учебного процесса,  повышения качества обучения, учат четкости выражения мысли, определению категорий и логики мышления.

В настоящее время появилась возможность применять комплекс-тренажер КТНП – 01 – «ЭЛТЭК». Эта сложное электронное устройство на основе современной элементной базы, позволяет моделировать различные травматические ситуации, отрабатывать в режиме реального времени навыки первой медицинской и реанимационной помощи человеку в экстремальных ситуациях. Работа тренажера происходит в режиме следующих ситуационно-тестирующих программ: «Травматизм в быту», «Электротравма», «Поражение химическими веществами».

Таким образом, при использовании мультимедийной техники можно выделить следующие преимущества:

-                   высокая степень визуализации материала;

-                   регулирование времени освоения содержания;

-                   альтернативность и универсальность использования;

-                   простота использования;

-                   выделение главного;

-                   информационное насыщение.

Регулирование процесса освоения знаний по курсу безопасности жизнедеятельности происходит по средствам компьютерного тестирования. Тест в компьютерном варианте позволяет экономить учебное время, давать объективную и соизмеримую оценку по многим параметрам знаний. Внедрение в образовательный процесс компьютерного тестирования, происходит благодаря созданным в колледже программным оболочкам.

Можно выделить основные характеристики тестовых программ:

-                   содержит базу тестов, которая создается преподавателем;

-                   тест генерируется таким образом, чтобы при каждом  повторном тестировании предлагались новые вопросы;

-                   каждый тест можно ограничить по времени;

-                   программа позволяет контролировать ошибки при создании тестов;

-                   устанавливается бальная система ответов;

-                   программа снабжена руководством, которое дает исчерпывающую информацию преподавателю – как создать тесты и просматривать результаты, студенту – как правильно проходить тестирование.

При разработке тестовых заданий придерживаюсь следующих требований:

-                  задание теста строится на основе тех учебных элементов, которые изучались студентами;

-                  задание теста обязательно соответствует уровню заданному образовательным стандартом;

-                  задание теста формулируется так, чтобы его решение было однозначным.

Компьютерный вариант теста позволяет более объективно оценить знания. Тестовые программы могут быть очень гибкими и осуществлять многокритериальную оценку: уровень знаний, устойчивость, практическую направленность и т.д.

Все вышеизложенное используется в работе и позволяет преподавателю существенно модернизировать занятия.