ИННОВАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ «БЖД»
Железщикова Е.Б., ГОУ СПО «Омский государственный промышленно-экономический колледж»
Предмет безопасности жизнедеятельности является общепрофессиональным и предусмотрен по всем специальностям среднего профессионального образования. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке профессиональной деятельности и в период вступления в самостоятельную жизнь. Специалист в любой области вместе с пониманием серьезности потенциальных угроз современного мира должен владеть тем набором знаний, навыков и умений, который позволяет ему предвидеть, оценивать и идентифицировать опасности, безопасно взаимодействовать со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), а в случае возникновения реальной угрозы минимизировать возможный ущерб. Постоянное возрастание объема учебной информации и стремительное развитие информационных технологий привели к тому, что появилась острая необходимость разрабатывать и внедрять новые формы и методы организации педагогического процесса. Мною используются средства помогающие перевести свою педагогическую деятельность на качественно новый уровень - мультимедийное сопровождение теоретического материала, применение комплекс - тренажера КТНП – 01 – «ЭЛТЭК» и компьютерное тестирование. Применение мультимедиа при традиционной лекции делают ее более эффективной, т.к. восприятие идет через несколько каналов. Голос лектора, иллюстрация, оформленный текст воздействует на слуховое и зрительное восприятие, ассоциативное восприятие активизирует анимация и звуковые эффекты. К изучаемой информации привлекается внимание даже самого нерадивого студента. Внедрение информационных технологий в учебный процесс происходит за счет использования мультимедийного учебного пособия в оболочке Tech PRO на CD-ROM разработанное федеральным центром науки и высоких технологий, под общей редакцией С.К. Шойгу и других. А также применяется и разрабатывается совместно со студентами презентации по некоторым темам дисциплины. В них учитывается содержание и структура занятия, методы, способы, приемы демонстрации. Такие обучающие программы проводятся для оптимизации учебного процесса, повышения качества обучения, учат четкости выражения мысли, определению категорий и логики мышления. В настоящее время появилась возможность применять комплекс-тренажер КТНП – 01 – «ЭЛТЭК». Эта сложное электронное устройство на основе современной элементной базы, позволяет моделировать различные травматические ситуации, отрабатывать в режиме реального времени навыки первой медицинской и реанимационной помощи человеку в экстремальных ситуациях. Работа тренажера происходит в режиме следующих ситуационно-тестирующих программ: «Травматизм в быту», «Электротравма», «Поражение химическими веществами». Таким образом, при использовании мультимедийной техники можно выделить следующие преимущества: - высокая степень визуализации материала; - регулирование времени освоения содержания; - альтернативность и универсальность использования; - простота использования; - выделение главного; - информационное насыщение. Регулирование процесса освоения знаний по курсу безопасности жизнедеятельности происходит по средствам компьютерного тестирования. Тест в компьютерном варианте позволяет экономить учебное время, давать объективную и соизмеримую оценку по многим параметрам знаний. Внедрение в образовательный процесс компьютерного тестирования, происходит благодаря созданным в колледже программным оболочкам. Можно выделить основные характеристики тестовых программ: - содержит базу тестов, которая создается преподавателем; - тест генерируется таким образом, чтобы при каждом повторном тестировании предлагались новые вопросы; - каждый тест можно ограничить по времени; - программа позволяет контролировать ошибки при создании тестов; - устанавливается бальная система ответов; - программа снабжена руководством, которое дает исчерпывающую информацию преподавателю – как создать тесты и просматривать результаты, студенту – как правильно проходить тестирование. При разработке тестовых заданий придерживаюсь следующих требований: - задание теста строится на основе тех учебных элементов, которые изучались студентами; - задание теста обязательно соответствует уровню заданному образовательным стандартом; - задание теста формулируется так, чтобы его решение было однозначным. Компьютерный вариант теста позволяет более объективно оценить знания. Тестовые программы могут быть очень гибкими и осуществлять многокритериальную оценку: уровень знаний, устойчивость, практическую направленность и т.д. Все вышеизложенное используется в работе и позволяет преподавателю существенно модернизировать занятия.
|