ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ»

 

Залевский В.Г.,

ФГОУ СПО «Приморский политехнический техникум»

 

Инновация – процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Инновация в процессе обучения студентов – это совокупность передовой методики обучения, материально-технической оснащенности рабочих мест студентов и мастера производственного обучения, использование передовых технологических процессов обучения, применение компьютерной техники.

Применение инноваций в учебном процессе способствует улучшению качества подготовки специалиста к лучшему усвоению и закреплению знаний, умений и навыков.

Для того чтобы уровень подготовки специалиста соответствовал международным нормам, необходимо постоянно совершенствовать методы обучения, изучать и применять в своей работе передовые технологии как отечественные, так и зарубежные, обмениваться опытом работы.

Работая в ФГОУ СПО «Приморский политехнический техникум» с 2000 года, я столкнулся с тем, что производственное обучение имело слабую материальную базу в слесарных мастерских, несоответствующую подготовке специалиста для рынка труда, поэтому свою деятельность начал с организации мастерских и рабочих мест студентов. За этот период были организованы и материально оснащены инструментом и приспособлениями слесарная и токарная мастерские, закуплены станочное оборудование и инструмент. В настоящий период студенты специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» приобретают знания, умения и навыки по слесарному и станочному производственному обучению.

Готовя материальную базу к новому учебному году, необходимо приобретать современное оборудования, приспособления и инструмент, используемые на производстве для того, чтобы студенты в стенах техникума, изучив и поработав с этим инструментом, впоследствии на производственной практике могли свободно применять его в своей трудовой деятельности.

Знакомя обучающихся с первоначальными навыками по металлообработке, я объясняю студентам значение приобретаемых знаний по слесарной и токарной профессии в техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Автомеханик на современном уровне должен не только знать, но и уметь читать рабочие чертежи, составлять технологические карты и технологические процессы, пользоваться мерительным и режущим инструментом, технически грамотно выражать свои мысли, пользоваться оборудованием, определять неисправность и составлять технологию ремонта.

В своей деятельности я использую наработанные методы обучения. Так при завершении темы «Технические измерения», кроме объяснения материала, закрепления тренировочных упражнений с мерительным инструментом, я провожу конкурс по техническому измерению на лучшего студента в группе. В результате студенты получают твердые знания, умения и навыки по данной теме, а главное проявляется повышенный интерес к освоению профессии. При изучении темы по устройству автомобиля, разборке и сборке узлов и агрегатов, мной проводились конкурсы на лучшее время по снятию и установке тормозных колодок на автомобиле. Конкурс дает высокий положительный результат в знаниях, умениях и навыках, а также прививает любовь к своей специальности.

Важную роль в познавательном процессе играет развитие технического мышления при выполнении производственных заданий. Мной применяется способ составления студентами своих технологических процессов на общее производственное задание. И в сравнении итогов работы выявляются самый подготовленный студент. В период подготовки возникают у студентов спорные вопросы, они обсуждают техническую тему, и в их лексиконе появляются технические слова и мысли.

Большую роль в изучении профессии играет техническое творчество. Студентами изготовлены изделия по металлообработке – это шахматы, подсвечники, молотки, гантели, спиннинги. Знакомя студентов с профессиями слесаря, токаря и наглядно показывая это на изделиях, я вижу в их глазах удивление, восхищение, а главное интерес и появляется желание сделать что-то подобное, а для этого необходимо научиться делать вначале элементарное, т.е. появляется интерес к выполнению учебно-производственных заданий.

Проходя производственную практику на предприятии, студенты должны приобрести определенный опыт работы, ознакомиться с передовыми методами технического обслуживания и ремонта автомобилей, изучить структуру предприятия, но в настоящее время не всегда получается, да и сами авторемонтные организации неохотно идут на прием студентов на практику, заниматься ими никто практически не желает, поэтому, на мой взгляд, было бы неплохо организовать свой цент по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей или минипредприятие, на базе которого можно было бы производить платный ремонт и параллельно студенты проходили бы производственную практику. Необходимо оснастить материально-техническую базу центра, оборудовать участки по ремонту и обслуживанию на высоком профессиональном уровне. Параллельно с обучением студентов центр приносил бы доход  техникуму. Подходящей базой для центра могли бы подойти учебные мастерские училища № 11 города Владивостока. Этот вариант улучшения учебного процесса, способствующий качественно и на высоком уровне подготовить специалиста на рынок труда.