АДАПТАЦИЯ НОВОГО НАБОРА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

 

Загорная О.В., зам. директора по ВР,

Дьяконова М.Г., педагог-организатор,

ГОУ СПО «Благовещенский

торгово-экономический колледж»

 

Более 35 лет наше учебное заведение раскрывает свои двери для первокурсников. Ежегодно к нам поступает около 300 человек. В своем большинстве это дети, которые приходят в колледж без серьезных представлений о будущей профессии, которые не видят разницы между школой и колледжем. Поэтому, с целью создания условий для формирования личности, адаптированной к особенностям учебно-воспитательного процесса, мы уже три года проводим нулевой – адаптационный - семестр. Основой для успешного приспособления студентов к специфике учебного заведения является общий уровень учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, его традиции, нравственный климат, хорошо налаженные отношения по направлениям: педагог-студент, педагог-педагог, педагог - родители.

От складывающихся отношений зависит воздействие педагога на студента. Малейшая деформация в отношениях, упор на формальное требование создают сопротивление любым формам педагогических воздействий. При этом затягивается процесс деловых взаимоотношений в группе, разобщается коллектив, усложняется положение студентов.

Приспособление студентов к специфике учебного заведения усложняется, во-первых, из-за различия между педагогом и студентами в жизненном опыте, знаниях, жизненной зрелости. Первокурсники часто не осознают главную цель своего обучения – важность приобретения глубоких и всесторонних знаний по общеобразовательным предметам как фундамента для дальнейшего обучения по специальности.

Во-вторых, студенты на первых порах неизвестны педагогам. Необходимо время на то чтобы их узнать. В-третьих, в группе работают до 10-ти педагогов с разным опытом работы и характером. Кроме них студенты вступают в деловые отношения с куратором группы, заведующим отделением, педагогом-организатором, воспитателями. Круг деловых, учебных и общественных связей и отношений первокурсника по сравнению со школой возрастает примерно в 2 раза. В-четвертых, определенная часть первокурсников поступает в профессиональное учебное заведение с мыслью, что здесь они сразу же будут изучать профессию.

Для решения вышеизложенных противоречий в колледже создана программа нулевого семестра. Программа включает несколько разделов:

1.       Я – профессионал.

Формы деятельности студентов и преподавателей по этому направлению разнообразны. Это встречи со специалистами предприятий разного профиля в соответствии со специальностями, беседы с выпускниками колледжа, «Час пик» с ведущими преподавателями по дисциплинам той или иной специальности, экскурсии на предприятия, базы практики, встречи с руководителями практики и мастерами, беседы с ними о значимости и необходимости специалистов данной ниши образования.

2.       Учись учиться - основы организации труда студентов.

Формами деятельности по этому направлению являются информационные гостиные «Давайте познакомимся», «Учись по-новому», где ребята знакомятся с учебным планом, основными дисциплинами, изучаемыми по их специальности, спецификой расписания, режимом работы колледжа, кабинетов, дежурством по колледжу, особенностями учебной деятельности в колледже, т.е. с новыми формами занятий, требованиями к их подготовке, особенностями домашнего задания, проведение консультаций, возможностями компьютерных классов, Интернет - технологий. Традиционно организуется библиотечный урок, на котором студенты знакомятся с режимом работы абонемента, читального зала, с фондом библиотеки, выполняемыми услугами, обучаются навыкам работы с книгой и каталогами, правилам поведения в читальном зале. Кроме этого, они узнают о деятельности библиотек в нашем городе (т.к. колледж тесно сотрудничает с центральной городской библиотекой № 1, областной библиотекой). В этом году проводились экскурсии в центральную городскую библиотеку № 1 с целью ознакомления с ее фондом и условиями работы.

3.  Правовое воспитание студентов.

Деятельностью, проводимой в данном направлении программы, выполняются различные цели, это знакомство с Уставом колледжа, Правилами внутреннего распорядка, Правилами проживания в общежитии, санитарно – гигиеническими нормами, требованиями пожарной безопасности. Для их реализации организуются встречи администрации колледжа со студентами 1 курса; со студентами, проживающими в общежитии; консультации правоохранительных органов (инспектора по делам несовершеннолетних, участкового), представителей штаба ГО и ЧС г. Благовещенска, специалистов отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; экскурсии в Учебный центр противопожарной профилактики; беседы с юристом колледжа о соблюдении закона, запрещающего курение  и распития пива на территории учебного заведения, о Правилах внутреннего распорядка и договоре о взаимной ответственности.

4.Основы создания студенческого коллектива.

Очень значимое направление программы, так как от успешности создания студенческого коллектива зависит успешность учебно-воспитательного процесса в целом. Для его реализации в колледже проводятся анкетирование студентов с целью выявления творческого потенциала, ценностей и жизненных установок; встречи с психологом – психологическая гостиная « Кто такой Я» (в рамках которой проводится мониторинг уровня воспитанности, тревожности, выявление лидеров, выбор актива группы и членов соуправления колледжа). Студенты 3 курса специальности «Туризм» увлекают первокурсников на экскурсию с целью ознакомления их с окрестностями района общежития (основные автобусные и троллейбусные линии, поликлиника, почта, магазины, сберкасса, библиотека, услуги, переговорный пункт и т.д.). Кроме этого, организуется психологическая переписка, проводятся психологические тренинги. В настоящее время наиболее распространённым интерактивным методом обучения является тренинг. При проектировании адаптационного тренинга, целями которого является быстрое преодоление барьеров, возникающих при общении в новом коллективе, сплочение учебной группы, развитие коммуникабельности, повышение самооценки и воспитание толерантной личности, составляется план тренинга.

Тренинг начинается со вступительных и разогревающих упражнений. Интерактивный подход предполагает, что участники будут выполнять определенные действия без боязни экспериментировать. Для этого создается атмосфера взаимного доверия и понимания. Лучше, когда все члены группы и тренер сидят в кругу, что обусловливает равноправие. На тренинге не предусмотрено, что участвующие будут много записывать, поэтому столы не используются, чтобы не создавать преград между тренером и членами группы. Тренинг начинается с приветствия участников, принятия правил. Обсуждение правил является частью создания благоприятной атмосферы для обучения. Важно, чтобы все участвующие поняли и согласились с каждым правилом. Далее – знакомство, которое проводится с целью создания комфортной атмосферы для дальнейшей работы.

Эффективность адаптационного тренинга заключается в том, что каждый участник имеет возможность свободно высказать свое мнение, а это влияет на повышение самооценки. В тех учебных группах, где проводились тренинги, быстрее происходит формирование коллектива, он становится более сплоченным; учебный материал усваивается легче.

5. Мы – за здоровый образ жизни.

Этот раздел программы реализуется через школу «Здоровый образ жизни», в рамках которой проводятся лекции-беседы с фельдшером колледжа о личной гигиене, санитарных нормах в жилой комнате и общежитии; лекции и тематические часы с врачами специалистами: гинекологом, андрологом, дерматовенерологом, наркологом, специалистом из Центра профилактики СПИДа; традиционно со студентами встречается участковый терапевт, курирующий колледж – ребята узнают о режиме работы студенческой поликлиники, детской поликлиники № 4, периодах вакцинации, профилактике разного рода заболеваний; проводятся кинолектории, видеопросмотры, экскурсии в женскую консультацию № 1, где девушки знакомятся с участковым гинекологом, требованиями к посещению женской консультации.

6. Быт – основа успешной самореализации.

Большую часть времени студенты проводят в общежитии. Поэтому их необходимо научить самостоятельно принимать решения, приучить к самообслуживанию, гибкости в различных жизненных ситуациях. С этой целью организуются собрания с комендантами, воспитателями общежития, фельдшером для ознакомления с техникой безопасности, Правилами проживания в общежитии, санитарно – гигиеническими нормами; беседы с воспитателями и председателем Совета общежития о соуправлении в общежитии, его функциях, о порядке самообслуживания в общежитии, об операции « Уют».

Перечисленные формы воспитательной деятельности по разделам программы могут применяться либо индивидуально со студентом, либо в учебных группах. Кроме этого, организуются массовые  торжественные мероприятия:  день знаний – «Здравствуй, колледж! », «Посвящение в студенты». Формы проведения этих праздников разнообразны, но традиционно проводятся торжественная линейка, ознакомительная экскурсия по колледжу, подготовленная студентами 3 курса специальности «Туризм», деловая игра «Выбери Президента», с целью выявления лидеров и потенциального актива группы и колледжа, информационные часы с кураторами.

Роль куратора в процессе адаптации студентов нового набора огромна. Ему необходимо создать такие условия для адаптации студентов в вопросах отношений педагогов и студентов, чтобы они носили заинтересованный, деловой характер; найти способ оказания своевременной помощи в учебе с целью недопущения отставания студента от остальных (индивидуальная работа со студентом); побуждать студента к самоанализу своих положительных и отрицательных проявлений.

Отсутствие единства в действиях и требованиях к студентам у педагогов, работающих в одной группе первокурсников, может внести разнобой в организацию труда студентов, затормозить положительное стремление к учебе. В этих условиях ответственна роль куратора группы, оказание им помощи в изучении коллектива группы, недопущение промахов по отношению к каждому студенту.

Адаптацию первокурсника можно охарактеризовать как сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-педагогической подготовленности студентов к обучению, спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие. Результаты поэтапной реализации программы адаптации нового набора заслушиваются на методическом совете, где подводятся итоги проделанной работы:

·         наличие мотивации к дальнейшему продолжению образования;

·         наличие устойчивого интереса к профессии;

·         общий культурно-образовательный уровень студентов.

Сразу хочу заметить, что процесс приспособления первокурсников нельзя заложить в рамки этой программы, ведь, не говоря о других его показателях, скорость данного процесса прямо зависит от психологических особенностей человека, кто-то очень быстро приспосабливается к новому учебно-воспитательному процессу, а кто-то только к концу 1 курса понимает, в каком учебном заведении он обучается и какой специальности. Поэтому роль диагностики психологического настроя на учебно-воспитательный процесс, выявление морально-психологической базы велика и является основой программного обеспечения нулевого адаптационного семестра.