ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(соображения реализованные и реализующиеся в ГОУ СПО ОНК им. С.И. Кувыкина)

 

Калмацкий С.П.,

 директор ОНК «Почетный нефтяник»

Чукмаров И.А.,

 зам. директора по внешним связям ОНК.

 

Введение

В современных условиях развития общества в целом, науки производства и бизнеса возникают совершенно новые требования к профессиональному образованию. Учебное заведение традиционного типа не в состоянии позиционировать себя в таких условиях и обеспечивать свое развитие. Так как для определения современных требований и потребностей образовательных услуг необходимы маркетинговые исследования и мероприятия (для чего нужен соответствующий персонал и организация их работы и взаимодействие, необходимы соответствующие ресурсы). Только после проведения ситуационного анализа (с позиций маркетинга) возможна выработка правильной стратегии и тактических (оперативных) решений для обеспечения качества профессионального обучения - успешного развития учебного заведения.

Так, реализуя процесс маркетинга, мы пришли к мысли о необходимости стать точкой взаимных интересов образования науки производства и бизнеса. Нести передовые технологии – личности, обществу, потребителям кадров через ОНК. Передовые технологии в город, Республику Башкортостан, регион через ОНК. Для чего было необходимо сформировать новые формы мотивации сотрудничества с наукой, производством (с поставщиками и разработчиками передовых технологий) и бизнесом. Что нам в определенной степени удалось. Для более полной картины о нашей реальной работе предлагаем посетить ОНК сайт www.onc-rb.ru.

Продвигая свои образовательные услуги, мы занимали первые места и Гран-при на выставке «Образование. Наука. Бизнес» в г. Уфе, на Международной выставке «ГЕОСибирь-2005» (г.Новосибирск) завоевали малую золотую медаль в номинации «Организация обучения с привлечением науки производства и бизнеса».

Так, реализуя маркетинговый процесс, было установлено, что Российские предприятия активно включились в работу по созданию и внедрению систем менеджмента качества на соответствие международному стандарту качества ISO 9001:2000. Мы пришли к необходимости создания собственной системы менеджмента качества (СМК) для формирования создания требуемого современным рынком качества образовательных услуг (образования) и даже опережение этих требований (реализуя опережающее обучение).

В настоящий момент в ОНК проведен шестой этап (Внедрение) проекта разработки и внедрения СМК ОНК при поддержке ЗАО «ТКБ  ИНРЕРСЕРТИФИКА». Сейчас готовимся к консультационному аудиту и сертификации СМК ОНК в декабре 2006 года во всемирно признанном органе сертификации TUV CERT (Германия) представляемом в России ООО «ИНТЕРСЕРТИФИКА –ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген» (http://www. icgrp. ru).

 

1. Системы менеджмента качества образовательных учреждений.

Надо отметить, что в настоящий момент уже многие учебные заведения (и предприятия) прошли этот эволюционный путь к пониманию необходимости иметь систему менеджмента качества для успеха и процветания в условиях острой конкурентной борьбы современного рынка. Вопрос в том, какой она должна быть.

Совершенно понятно, что без существенных изменений в организации и осуществлении нашей деятельности достичь требуемой результативности и успеха в конечном счете конкурентоспособности и лидерства в области своей деятельности практически невозможно. СМК – на наш взгляд средство реализации модернизации профессионального образования.

Оставляя момент принятия решения о необходимости СМК и его выборе о том, как его создавать, этапы разработки, внедрения и сертификации (эти этапы уже не носят новизны, практически стандартны в исполнении – имеют вариации, однако, в целом однозначно определены), перейдем сразу к вопросу, каким может быть СМК. Вопрос идеологии – сущности СМК может и должен иметь «изюминку» в зависимости от особенностей деятельности и организационной структуры образовательного учреждения. Поэтому существуют  различные модели СМК (процессных ландшафтов, документации СМК, руководства по качеству и т.д.), основанные на единых требованиях международного стандарта ISO9001:2000 (иные СМК в данном случае не рассматриваются, хотя в природе могут существовать). Многие руководители учебных заведений и предприятий видят огромную роль маркетинга в системе менеджмента качества и включают его в процессный ландшафт СМК. Так, например кафедра коммерции и маркетинга КГТУ им. А.Н. Туполева, сертифицировала СМК кафедры, включив маркетинг, как основной процесс. Мы предлагаем определить маркетинг  как управляющий процесс и интегрировать его с менеджментом качества.

 

1.  «Инновационная» модель СМК среднего профессионального

 образовательного учреждения.

Модель СМК (которая идеологически может быть использована другими учебными заведениями и предприятиями различной формы собственности и направлений деятельности) предложена, зам. директора по внешним связям ОНК, Чукмаровым И.А. одобрена и поддержана директором ОНК Калмацким С.П. и советом трудового коллектива колледжа. Инновационность данной модели СМК заключается в определении центральным управляющим процессом «маркетинг менеджмент» и в особом понимании термина «маркетинг менеджмент». Причем понятие центральный управляющий процесс для СМК является нестандартным. И так:

«Маркетинг менеджмент» - Ф.Коттлер в своей книге «Маркетинг менеджмент»(2000г.) определяет как «социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения, обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми». Цель СМК, как раз создание и предоставление услуг и продукции удовлетворяющей и предвосхищающей требованиями потребителей.

В предлагаемой модели  СМК - ОНК маркетинг менеджмент - понимается как центральный управляющий процесс системы менеджмента качества ОНК реализующий следующие цели:

Управление и координация всеми процессами с целью обеспечения функционирования  их в системе менеджмента качества ГОУ СПО ОНК и реализации стратегических и оперативных задач инновационного развития ОНК в современных условиях посредством формирования и управления качеством образовательных услуг, удовлетворяющих и предвосхищающих требования внешних и внутренних потребителей.

Для достижения целей процесса решаются следующие задачи: Выявление требований (внешних и внутренних) потребителей, формирование образовательных услуг удовлетворяющих и предвосхищающих требования, оценка степени удовлетворенности потребителей предоставляемыми образовательными услугами ГОУ СПО ОНК. Сбор данных изучение и анализ требований (внешних и внутренних) потребителей к образовательным услугам, качеству обучения и формированию требуемых временем компетенций у обучаемых. Оценка положения конкурентоспособности ГОУ СПО ОНК на текущий и предстоящий момент. Формирование оптимальных стратегий и тактических решений для обеспечения лидерства ГОУ СПО ОНК на рынке образовательных услуг – удовлетворения и предвосхищения (опережения) требований потребителей образовательных услуг ГОУ СПО ОНК. На рис. 1 представлен Процессный ландшафт СМК-ОНК с центральным управляющим процессом «маркетинг менеджмент».

Таким образом, маркетинг менеджмент является понятием емким, чем понятия менеджмент качества или маркетинг в отдельности, сочетающий в себе преимущества маркетинга и менеджмента качества. В условиях колледжа, самостоятельного локального ГОУ СПО ограниченного (по объемам ресурсов), принимается целесообразным - приоритетным интегрированный вид менеджмента организации в целом - менеджмента качества основанного на подходах маркетинга. Только опираясь на сведения (ФАКТЫ) и анализ, имея достоверную, полную информацию возможно определение Видения, Миссии, политики и целей в области качества, формирование стратегических и оперативных (тактических) планов для решения задач достижения Видения, реализации  Миссии, политики и целей в области качества. Для реализации стратегических и оперативных планов ОНК необходимо в масштабах ОНК в целом (а не только в отдельности в каждом процессе ОНК) определение (обеспечение) ресурсов, определение приоритетов, координация действий для достижения результативности, а в перспективе и эффективности деятельности ОНК. «Маркетинг менеджмент» ОНК формирует условия для последующего внедрения TQM.

Реализация процесса «Маркетинг-менеджмент» содержит следующие шаги:

1. Ситуационный Анализ. Формирования Единой базы данных.

2. Формирование Видения, определение Миссии, Политики и Цели в области качества, стратегического плана реализации проектов стратегического развития ОНК.

3. Видение, Миссия, Политика и Цели в области качества, стратегический план ОНК принят (утвержден)?

4. Формирование оперативного плана на год (с учетом всех процессов).

5. Оперативный план принят? Включает план всех процессов и задействованных в их реализации подразделений?

6. Реализация оперативного плана.

7. Оценка результатов выполнения оперативного плана (Анализ со стороны руководства). Определение корректирующих и предупреждающих действий и улучшение деятельности ОНК. Процесс циклический.

Данное взаимодействие необходимо для определения приоритетов и обеспечения ресурсами по достижению Видения реализации миссии политики и целей в области качества, а так же их формирования. Также для осуществления корректирующих и предупреждающих действий с учетом закона Парретто (20% решенных проблем приносят 80% успеха). Также для улучшения деятельности ОНК. Что осуществляется при формировании и реализации стратегического плана ОНК (состоящего из проектов стратегического развития). Что позволяет полноценно в колледже реализовать проектное управление (с использованием всех инноваций в управлении проектами). Термин «проект стратегического развития» как составная часть стратегического плана предлагает новое понимание структуры и подходов к стратегическому планированию. Суть данной структуры заключается в составлении стратегического плана из отдельных проектов с определением сроков их реализации, ответственных и исполнителей, требуемых ресурсов и их источников. Реализация проектов стратегического развития стратегического плана возможна параллельно (одновременно) либо последовательно (проект за проектом). Новизна подхода в стратегическом планировании заключается в формировании стратегического плана развития (с проектами стратегического развития), снизу вверх (от непосредственных участников процесса путем сбора предложений каждого сотрудника с обобщением и формированием единой заявки от каждого владельца процесса СМК-ОНК) либо по цепочке  функциональной иерархии, кроме того, стратегический план развития может быть предложен высшим руководством ОНК сверху вниз (проекты стратегического развития для какого-либо процесса или нескольких процессов (рис. 2). Определенные (оценка приоритетов) принятие решений обеспечения ресурсами проектов стратегического развития реализуется в процессе «маркетинг –менеджмент».


 

Таким образом, данная инновационная модель СМК ОНК позволяет держать все процессы жизнедеятельности учебного учреждения под управлением для достижения наивысшей результативности в плане создания и предоставления образовательных услуг наивысшего качества и удачно интегрирует маркетинг и менеджмент качества.

 

Заключение

1.                  СМК реально созданное и работающее сертифицированное установленным образом позволит выполнить задачи модернизации образования в России. Так образовательное учреждение способно выявить требования по компетенциям (у нас формируется инновационная модель сотрудничества образовательного учреждения и производственной компании на примере международной сервисной компанией Шлюмберже) и сформировать  инновационное (опережающее)-предоставление образовательных услуг

2.                  Наша модель СМК основанная на идее центрального управляющего процесса «маркетинг – менеджмент» может быть предложена одной из «типовой» примерной для использования в образовательных учреждениях в случае ее успешной сертификации в установленном порядке и дальнейшей ее результативности.

3.                  Государство уже сейчас может помочь учебным заведениям начать заниматься маркетингом с вводом бюджетной должности менеджера по маркетингу и внешним связям или зам. директора по внешним связям. Или предлагая ввести в учебных заведениях бюджетные должности руководителей и специалистов Службы менеджмента качества начать способствовать созданию СМК. Также необходимо в связи с этим введение изменений в уставы образовательных учреждений. Требуя качества от образовательных учреждений не грех и финансировать это качество, например создание СМК. Это позволит дать учебным заведениям средство («удочку»)для развития, по сравнению с единовременными вложениями («рыба»)на материально - техническое методическое, программное обеспечение и т.д (что тоже бесспорно необходимо делать). СПО может и должно оставаться самостоятельным уровнем образования только качественно иного уровня – это возможно. А интегрироваться с ВУЗами и ПТУ можно на договорных добровольных условиях. Причем один колледж может быть в нескольких образовательных комплексах по направлениям своих специальностей.

4.                  СМК постоянно совершенствующиеся средство достижения результативности деятельности учебного заведения. Нами планируются создание процесса осуществления научно – исследовательской деятельности и реализации в ОНК дистанционной формы обучения.