СИНЕРГЕТИКА КАК НОВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К ВОСПИТАНИЮ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

Масленникова В.Ш.,

зав. лабораторией профессионального воспитания и

социальной педагогики ИПП ПО РАО,

д.п.н., профессор

 

Смена научных парадигм, произошедшая на границе XX и XXI столетия заключалась в том, что на смену кибернетической парадигмы, господствовавшей и в социальных науках всю вторую половину XX века, пришла синергетическая парадигма.

СИНЕРГЕТИКА переводится как «энергия совместного действия» (от греч. «син» - «со-», «совместно» и «эргос» - «действие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств и т.д.), и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе.

Синергетика представляет собой новую обобщающую науку, изучающую основные законы самоорганизации сложных систем. В нее входят такие области как нелинейная динамика, хаос, фракталы, катастрофы, бифуркации, волны, полевые эффекты и т.д. Растущая в наше дни популярность синергетики объясняется тем, что она становится языком междисциплинарного общения, на котором могут друг друга понять математики, физики, химики, биологи, психологи и др., несмотря на то, что каждый понимает синергетические модели по-своему.

Статус синергетики как метанауки был изначально призван сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезности для развития других наук и перевести диалект конкретной науки на высокую латынь междисциплинарного общения.

Синергетика как модель самоорганизации несет новые возможности стратегий и стилистики мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. В синергетике ставится более общая и широкая проблема изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо и в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием «хаос» и «беспорядок». Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает взаимодействие между объектами и они начинают участвовать в согласованном, коллективном движении.

Беспорядок сменяется порядком, из хаоса возникает определенная устойчивая структура, то есть устанавливается постоянная взаимосвязь между компонентами, которые из прежних автономных объектов превращаются в элементы некоторой упорядоченной системы.

Исследователи и специалисты разных отраслей знаний увидели в синергетике новое направление в науке, позволяющее преобразовывать слабые сигналы в сильные, превращать хаос в порядок, выводить системы на качественно новый уровень развития.

Таким образом, синергетика - это наука о сложных системах, взаимодействующих с внешней средой, в которых наблюдается коллективное многочастичное действие разнородных элементов, приводящее к необратимому, нелинейному, неравновесному поведению системы, развитию системы через каскад относительно устойчивых состояний.

Синергетика оказалась таким направлением в науке, которое сразу же стало востребованным практически в различных отраслях деятельности. В синергетике специалисты разных научных направлений открыли множество новых граней и возможностей.

Сама история создания науки синергетики является свидетельством мощного интеграционного процесса, приведшего в конце XX века к синергетическому процессу - созданию универсальной мировоззренческой науки с большим прикладным потенциалом во многих отраслях знания и деятельности.

На базе синергетики Г. Хакена в последней четверти XX века стали возникать «отраслевые» синергетические школы. Возникла электронная синергетика, биологическая синергетика, химическая синергетика, физическая синергетика, экономическая синергетика. Системно-синергетический подход - новая научная парадигма - стал использоваться для решения таких проблем, которые не поддавались решению классическими методами.

Не остались в стороне и педагогика, организация учебно-воспитательного процесса. В этой отрасли знания и деятельности на смену мышлению, фетишизировавшему детерминистский подход, появилось все больше примеров, объясняющих явления с позиций синергетики.

В России работы, относящиеся к объяснению педагогических явлений с позиции синергетики, стали появляться в 20-е годы.

В различных регионах, появились практики ориентированные на внедрение принципов синергетики в методологии решения педагогических проблем.

Среди первых школ, слоившихся в Российской Федерации, которые стали использовать положения синергетики в методологии педагогики была школа, основанная членом-корреспондентом РАО, д.п.н., профессором Н.М. Таланчуком в нашем институте педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Ряд его работ, посвященных генеалогическому анализу становления системно-функциональной теории педагогической деятельности раскрывают микроструктуру педагогической деятельности, сущность и природу педагогических операций и приемов.

Смена парадигмы мышления привела к отказу от линейных моделей в пользу нелинейных, неравновесных, самоорганизующихся.

Все это приводит к формированию парадигмы педагогической синергетики, синергетического подхода к процессу учебно-воспитательной деятельности.

Методологической основой методически эффективных моделей воспитательной деятельности могут быть различные концептуальные подходы, так как многомерность воспитательной практики и уровень развития современной теории воспитания позволяют педагогическому коллективу в воспитательной деятельности обращаться к самым различным подходам, как прошедших достаточно широкую апробацию в практике отечественного воспитания, так и совсем недавно оказавшихся в арсенале современных воспитателей. Среди наиболее известных методологических подходов прошедших активную апробацию можно назвать: возрастной, индивидуальный, личностно-деятельностный, антропологический, акмеологический, аксиологический, герменевтический, амбивалентный, парадигмальный и полипарадигмальный, средовой, целостный, событийный подходы.

Среди новых современных подходов ряд исследователей называют и синергетический подход, который является основополагающим в концепции исследований лаборатории.

Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующими системами. Известные варианты определения синергетики опираются на такие свойства системы, как нелинейность, когерентность, открытость, которые действительно необходимы для самоорганизации различных систем. В воспитании это – личность учащегося и преподавателя, коллектив учащихся и сообщество преподавателей, это учреждение образования и его окружающая среда.

Синергетический подход позволяет рассматривать воспитательную деятельность как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно, процесс обусловленный множеством внутренних и внешних влияний; закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных; упорядоченных и хаотичных.

Синергетический подход в воспитании – методологический принцип исследования и понимания процесса воспитания, указывающий на предсказуемость, нелинейность, вероятность и субъектность поведения его участников, в силу чего в воспитательной системе возникает, хаос,  необходимость преодоления которого становится внутренним источником ее самоорганизации и саморазвития. В свете синергетического подхода – человек – не винтик системы, развивающийся вместе с ней, а сила, способная к преодоления кризисов и упорядочиванию системы, ее стабилизации.

Специфическими для синергетики являются термины: хаос, самоорганизация, диссипативная структура, аттрактор, бифуркация, синергетический эффект. Среди положений синергетики, важных для организации воспитательной деятельности, можно отметить следующие:

-    условием динамического развития системы является наличие в ее структуре неустойчивых, неравновесных состояний;

-    поле путей развития системы содержит альтернативы и определяется внутренними свойствами системы;

-    определяющими для перехода системы на новый уровень развития могут стать малые воздействия;

-    механизмы синергетического управления строятся на принципе резонанса внутренних свойств системы и слабых воздействий.

Таким, образом, синергетический подход к воспитанию основан на использовании свойств нелинейности, открытости педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.

При моделировании воспитательных систем с использованием синергетического подхода необходимо учитывать следующие их особенности.

Нелинейность развития воспитательных систем. Теория синергетики и практики учитывают, что состояние покоя или линейного развития являются лишь абстракцией, удовлетворительной описывающей систему только в коротком интервале времени.

Многовариатность, альтернативность развития систем. Результатом моделирования синергетических воспитательных систем вследствие, прохождения ими через множество точек бифуркаций будет не конечное состояние системы, а поле разновероятностных состояний.

Способность воспитательной системы к качественному скачку. Накопление познавательного возмущения в системе (флуктации) может вызвать качественный переход системы с одного уровня на другой (катастрофу).

В развитии и становлении воспитательной системы, как любого феномена социального развития все более четко выявляется значение понимания роли ритмов и циклов в его осуществлении. В этом плане открытие некоторыми исследователями синергетического циклизма приобретает особый смысл, поскольку позволяет более глубоко и точно раскрывать принципы, механизмы, характер осуществления воспитательной системы. По мнению Бранского В.П., с точки зрения синергетического циклизма, развитие любой системы приобретает форму своеобразной «игры в бисер» и если традиционный циклизм предполагает чередование (повторение) определенных типов порядка, то синергетический циклизм – чередование порядка и хаоса.

Спектр направлений, в которых может протекать иерархизация и деиерархизация воспитательной системы отнюдь не произволен: он задается природой этой системы, которая претерпевает указанную эволюцию в процессе своего развития. Другими словами он, этот спектр определяется бифуркацией – разветвлением старого качества на конечное   множество вполне определенных потенциально новых качеств. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующую систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной воспитательной системы, взаимодействующей с конкретной средой,  существует свой аттрактор – предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. В существовании аттракторов – предельных состояний любой системы легко убедиться, наблюдая как иерархизацию (порядок), так и деиерархизацию (хаос).

Процесс иерархизации в условиях взаимодействия с внешней средой и изменения системы отношений не может продолжаться бесконечно: достигнув некоторого предельного состояния («простой аттрактор» у В.П. Бранского) он останавливается; этим и можно объяснить распад, «смерть» воспитательной системы.

Однако не нужно и опасаться процесса деиерархизации: распад воспитательной системы может закончится, когда он достигнет некоторого предельного состояния. («странный аттрактор»).

В.П.Бранский аргументированно доказывает, для чего нужна на первый взгляд такая неприятная процедура как деиерархизация: она создает совершенно новые элементы, на базе которых может возникнуть спектр совершенно новых возможных структур. Последние были невозможны в рамках прежних элементов. Кроме того, взаимодействие этих элементов протекает теперь по новому закону. Следовательно, именно деиерархизация придает переменам в развитии воспитательной системы радикальный (а не косметический) характер. Вот почему в синергетической теории развития отношение к хаосу оказывается существенно иным, чем оно было бы в классических теориях развития.

Таким образом, процесс развития воспитательной системы, если его наблюдать достаточно долго, в общем случае не сводится только к иерархизации (переход от простого к сложному), а представляет собой крайне сложный процесс, многоступенчатого чередования процессов иеррахизации и деиерархизации.

Задача педагога при этом состоит не только в прогнозе вероятности катастрофы, но и в определении управляющих воздействий, способных вызвать такой скачок (или его предотвратить). Моделирование воспитательных систем с использованием синергетического подхода приводит, к изменению оценки результатов управления. Становится очевидным рассмотрение системы любого уровня не с позиции оценки разницы «конечный результат системы (выпускник учебного заведения) – начальное состояние (студент I курса), а как определение различия множества альтернатив развития при управленческом воздействии и множества альтернатив безуправленческого развития.

В педагогических системах, являющихся сложными системами, включающими сложные взаимодействия организационных, управленческих, социотехнических воспитательных подсистем, синергетические эффекты позволяют переводить естественное развитие в скачкообразный рост и переход системы в качественно новое состояние. Это радикальный способ вывода педагогических систем из кризиса. Для формирования синергетических эффектов в воспитательных системах необходимо выполнение следующих условий.

1. Должны быть согласованы во времени и пространстве условия функционирования подсистем, входящих в воспитательную систему.

2. Должно быть выявлено ведущее звено качественного развития (управленческо-организационная, педагогическая инновация) и обеспечить его саморазвитие.

3. Внешние управляющие воздействия на систему (администрации учебного заведения) должны быть конгениальны внутренним автоколебанием системы, совпадать с ними как по вектору, так и по темпу и частоте.

В реальных воспитательных системах это означает, что если ведущим звеном являются инновационные механизмы и средства воспитания и обучения, то поисковый этап, научная концепция, материально-техническое, научно-методическое обеспечение и сопровождение должны быть системными, комплексными, скоординированными в пространстве и времени, последовательны конгруэнтны, всеобъемлющи, непрерывны.

Формирование синергетических эффектов в воспитательных системах возможно программно-целевым методом. Методология программно-целевого проектирования воспитательных систем – это методология поиска и отбора механизмов и средств воспитания и обучения, технологических разработок и их внедрения в учебно-воспитательный процесс, при которых весь цикл от поиска до внедрения рассматривается как единая система последовательных операций, приводящих к синергетическому эффекту.

Парадигмы, новые научные концепции, инновационные технологии выполняют роль флуктаций (отклонений от средних величин), вызывают в педагогической системе, в технологиях учебно-воспитательного процесса автоколебания. Прежде чем они реализуются в педагогике, они проходят ряд этапов внедрения в педагогические системы. Эти этапы подобны фазовым переходом в физических системах.

Изменения в фундаментальных исследованиях переходят в изменения в прикладных науках и конкретизируются. Из прикладных наук они переходят в технологические цепи (средства, механизмы) педагогических систем, из технологических цепей в технологические науки (сеть педагогических событий). Меняется фазовый портрет педагогической системы, меняется структура, содержание педагогических технологий. Изменения в структуре становятся настолько большими, что радикально меняют парадигму системы. Изменения парадигмы – это революция, синергетический взрыв, изменяющий всю педагогическую систему. Синергетические взрывы, вызванные инновациями, сменой парадигмы сопровождаются синергетическими эффектами, которые являются количественными и качественными измерителями в системе воспитания и образования социально-ориентированной личности.

Синергетический эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательные значения синергетического эффекта могут быть связаны как с разрушением системы, потерей его устойчивости, разрывом связей, деградацией и хаосом.

По многочисленным публикациям, посвященным применению теории самоорганизации - синергетики в области образования, можно судить о достаточно стихийном, спонтанном процессе, об укоренении этих идей на неподготовленной почве. Необходимо отметить и отсутствие попыток в координации этого процесса со стороны социально-государственных институтов.

Проводимые институтом педагогики и психологии профессионального образования РАО в течение последних 5 лет конференции, посвященные педагогическому наследию Н.М. Таланчука по синергетическому подходу к воспитанию и образованию в силу рода объективных и субъективных причин не смогли стать мероприятиями Всероссийского масштаба. Сложившееся положение с адаптацией идей синергетики в сфере образования обуславливают возникновение проблемы создания педагогической терминологии синергетического подхода к учебно-воспитательному процессу.

Не однозначно и такое ключевое определение, используемого и теоретиками и практиками в педагогике, как синергетический подход в образовании. Ясно, что это понятие не может считаться общепринятым до тех пор, пока используется в локальных случаях, в отдельных исследованиях, пока не будет обосновано его отличие от других подходов.

Нет определенности и достаточной ясности в целесообразности приложения синергетических знаний в той или иной сфере педагогического пространства как отмечает Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко в статье «Синергетический синдром в педагогике» педагогика впервые сталкивается с неординарными идеями не только столь высокой притягательной силы, сколь и сложности, когда желание действовать и необходимость осмыслить, находятся в явном противоречии.