ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА

 

Ковалёва О.Н.,

ГОУ СПО «Смоленский

промышленно-экономический колледж»

 

Последние изменения в состоянии экономики страны и планируемый рост развития производства в России требуют соответствующего кадрового сопровождения, наличия на промышленных предприятиях, в организациях и научных учреждениях достаточного числа высококвалифицированных специалистов-техников.

Исходя из социально–экономического прогноза рынка труда и занятости специалистов со средним техническим образованием, Смоленский промышленно–экономический колледж усиливает акценты в своей деятельности на решение следующих задач:

1.       Подготовка карьерного специалиста, способного адаптироваться к условиям быстро меняющего производства и рынка труда.

2.       Усиление конструкторско-технологической подготовки технологов по специальности 1201 Технология машиностроения для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей промышленности, осуществляемой на основе интеграции образования и производства в рамках социального партнерства с ведущими предприятиями региона.

3.       Возможное увеличение численности студентов технических специальностей для развивающихся отраслей промышленности и новых технологий и, как следствие этого, открытие новых специальностей по подготовке техников.

Для решения вышеперечисленных задач нами разработана и реализуется комплексная программа обеспечения качества подготовки специалиста СПО. В основу разработки данной программы заложены принципы управления качеством в соответствии с концепцией  ИСО 9000 (международного стандарта управления качеством):

1.       ориентация на потребителя (промышленные предприятия города и региона);

2.       осознание педагогическим коллективом кафедры и всего колледжа своей роли в работе по обеспечению качества подготовки конкурентоспособного специалиста;

3.       углубление интеграции с потребителями (предприятиями);

4.       системный подход к процессам управления качеством;

5.       ориентация на конечный результат (модель специалиста).

Усиление внимания заказчиков кадров к «человеческому капиталу», как важнейшему фактору конкурентоспособности предприятий выводят на передний план качественные параметры «человеческих ресурсов» — способность к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду, психофизиологическая выносливость, высокий уровень квалификации, широкий профиль профессиональной подготовленности и компетентности.

Все это ориентирует образовательную деятельность колледжа на переход от определения качества подготовки выпускника по сумме знаний умений и навыков, к формированию личности специалиста, готового к реализации собственного потенциала на рынке труда.

Как отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности». Данное аксиоматичное утверждение стимулирует интеграционные процессы образования, науки и производства и требует от каждого преподавателя колледжа совершенствования образовательных программ, способов и методов обучения.

Новая техника и технология, требующая возрастания расходов на качественную подготовку специалистов часто непосильны учебному заведению, и лишь гибкое и активное взаимодействие между специалистами колледжа и производства создают потенциальные возможности для обеспечения высокой эффективности труда будущих специалистов СПО.

Таким учебно-производственным комплексом (УНПК) и являются Смоленский промышленно–экономический колледж и ОАО «Измеритель».

Опыт социального партнерства позволил нам скоординировать совместную деятельность колледжа и предприятия по подготовке специалистов и реализовать ее как одну из форм интеграции образования, науки и производства.

Выбор социального партнёра по интеграции в форме УНПК определялся исходя из степени оснащённости предприятия высокотехнологичным оборудованием, освоением и внедрением новых прогрессивных технологий, модернизацией действующих технологий и оборудования, обеспечением существенного снижения ресурсной энергоемкости производств, а также высоких экологических характеристик производимой продукции и природоохранных требований к технологиям.

ОАО «Измеритель» - современное производство, которое является составной частью  Корпорации «Аэрокосмическое оборудование». Деятельность УНПК регулируется научно–техническим советом комплекса в составе руководства учебного заведения и предприятия. Учебно-научно-производственный комплекс решает следующие основные задачи.

В области учебной и учебно-методической работы комплекс:

§                     обеспечивает непрерывную практическую подготовку студентов, с включением производительного труда на завершающем этапе производственной практики. 

§                     организует участие высококвалифицированных специалистов предприятия в теоретической подготовке студентов и проведение лабораторно-практических занятий с использованием производственного оборудования предприятия.

§                     осуществляет работу по повышению квалификации работников предприятия силами преподавателей колледжа  и научно-педагогических кадров колледжа путём стажировки на конкретных участках реального производства;

§                     разрабатывает учебно-методическую документацию для студентов и преподавателей по реализации задач качественной подготовке специалистов.

В области научной работы комплекс обеспечивает связь науки и образовательного процесса, а также практико-ориентированность работы студенческого научного общества колледжа в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по важнейшим научно-техническим проблемам, связанным с техническим прогрессом конкретного предприятия. В рамках этого сотрудничества в колледже проводится ежегодные дни науки, в которых принимают участие студенты и преподаватели колледжа, представители инженерно-конструкторских кадров предприятия. Руководство инженерно-техническими работниками предприятия студенческой секцией творческого проектирования позволило студентам колледжа принять участие во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества СПО и стать лауреатами.

В условиях такого сотрудничества у студентов изменяется, как показывают наши исследования, сам характер умственной деятельности.

Основные функции входящего в УНПК учебного заведения реализуются через:

·         планирование учебного процесса в лабораториях, цехах, отделах и других подразделениях предприятия;

·         организацию выполнения курсовых и дипломных проектов (работ), учебной научно-исследовательской работы студентов по тематике, связанной с решением научно-исследовательских, проектно-конструкторских, экспериментально-конструкторских и производственных задач предприятия под руководством его технических работников;

·         организацию в соответствии с существующим положением целевого приема на подготовительное и (или) очно-заочное отделение лиц, работающих на данном предприятии;

·         привлечение преподавателей, сотрудников учебного заведения для проведения занятий по планам службы подготовки кадров предприятия, по повышению квалификации и подготовке специалистов предприятия;

·         выполнение научно-исследовательской и экспериментально-конструкторской работе по тематике предприятия на хоздоговорной основе и по договорам о творческом сотрудничестве;

·         привлечение опытных специалистов предприятия для участия в проведении учебного процесса на условиях совместительства, а также в работе научных семинаров;

·         осуществление подготовки студентов для работы на предприятии по окончанию учебного заведения  под конкретное рабочее место.

Основные функции входящего в УНПК предприятия и его подразделений это:

·         направление в установленном порядке работников предприятия на подготовку, переподготовку и повышения квалификации в учебное заведение;

·         привлечение ведущих специалистов производства для проведения учебного процесса и участия в научно-исследовательской деятельности по совместным планам и программам;

·         предоставление студентам оборудования лабораторий, цехов для выполнения ими всех видов учебной и учебно-исследовательской работы, а также выделение рабочих мест для их участия в производственном труде в период обучения в учебном заведении;

·         рекомендация тематики для выполнения студентами курсовых, дипломных проектов и работ, учебной научно-исследовательской деятельности и выделяет руководителей от производства курсовым и дипломным проектированием;

·         ознакомление студентов и преподавателей с новыми образцами техники и новыми технологиями, применяемыми на предприятии;

·         оказание помощи учебному заведению в оснащении учебных лабораторий новыми приборами, аппаратурой, средствами автоматики и вычислительной техники.