ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА
Ковалёва О.Н., ГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»
Последние изменения в состоянии экономики страны и планируемый рост развития производства в России требуют соответствующего кадрового сопровождения, наличия на промышленных предприятиях, в организациях и научных учреждениях достаточного числа высококвалифицированных специалистов-техников. Исходя из социально–экономического прогноза рынка труда и занятости специалистов со средним техническим образованием, Смоленский промышленно–экономический колледж усиливает акценты в своей деятельности на решение следующих задач: 1. Подготовка карьерного специалиста, способного адаптироваться к условиям быстро меняющего производства и рынка труда. 2. Усиление конструкторско-технологической подготовки технологов по специальности 1201 Технология машиностроения для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей промышленности, осуществляемой на основе интеграции образования и производства в рамках социального партнерства с ведущими предприятиями региона. 3. Возможное увеличение численности студентов технических специальностей для развивающихся отраслей промышленности и новых технологий и, как следствие этого, открытие новых специальностей по подготовке техников. Для решения вышеперечисленных задач нами разработана и реализуется комплексная программа обеспечения качества подготовки специалиста СПО. В основу разработки данной программы заложены принципы управления качеством в соответствии с концепцией ИСО 9000 (международного стандарта управления качеством): 1. ориентация на потребителя (промышленные предприятия города и региона); 2. осознание педагогическим коллективом кафедры и всего колледжа своей роли в работе по обеспечению качества подготовки конкурентоспособного специалиста; 3. углубление интеграции с потребителями (предприятиями); 4. системный подход к процессам управления качеством; 5. ориентация на конечный результат (модель специалиста). Усиление внимания заказчиков кадров к «человеческому капиталу», как важнейшему фактору конкурентоспособности предприятий выводят на передний план качественные параметры «человеческих ресурсов» — способность к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду, психофизиологическая выносливость, высокий уровень квалификации, широкий профиль профессиональной подготовленности и компетентности. Все это ориентирует образовательную деятельность колледжа на переход от определения качества подготовки выпускника по сумме знаний умений и навыков, к формированию личности специалиста, готового к реализации собственного потенциала на рынке труда. Как отмечено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности». Данное аксиоматичное утверждение стимулирует интеграционные процессы образования, науки и производства и требует от каждого преподавателя колледжа совершенствования образовательных программ, способов и методов обучения. Новая техника и технология, требующая возрастания расходов на качественную подготовку специалистов часто непосильны учебному заведению, и лишь гибкое и активное взаимодействие между специалистами колледжа и производства создают потенциальные возможности для обеспечения высокой эффективности труда будущих специалистов СПО. Таким учебно-производственным комплексом (УНПК) и являются Смоленский промышленно–экономический колледж и ОАО «Измеритель». Опыт социального партнерства позволил нам скоординировать совместную деятельность колледжа и предприятия по подготовке специалистов и реализовать ее как одну из форм интеграции образования, науки и производства. Выбор социального партнёра по интеграции в форме УНПК определялся исходя из степени оснащённости предприятия высокотехнологичным оборудованием, освоением и внедрением новых прогрессивных технологий, модернизацией действующих технологий и оборудования, обеспечением существенного снижения ресурсной энергоемкости производств, а также высоких экологических характеристик производимой продукции и природоохранных требований к технологиям. ОАО «Измеритель» - современное производство, которое является составной частью Корпорации «Аэрокосмическое оборудование». Деятельность УНПК регулируется научно–техническим советом комплекса в составе руководства учебного заведения и предприятия. Учебно-научно-производственный комплекс решает следующие основные задачи. В области учебной и учебно-методической работы комплекс: § обеспечивает непрерывную практическую подготовку студентов, с включением производительного труда на завершающем этапе производственной практики. § организует участие высококвалифицированных специалистов предприятия в теоретической подготовке студентов и проведение лабораторно-практических занятий с использованием производственного оборудования предприятия. § осуществляет работу по повышению квалификации работников предприятия силами преподавателей колледжа и научно-педагогических кадров колледжа путём стажировки на конкретных участках реального производства; § разрабатывает учебно-методическую документацию для студентов и преподавателей по реализации задач качественной подготовке специалистов. В области научной работы комплекс обеспечивает связь науки и образовательного процесса, а также практико-ориентированность работы студенческого научного общества колледжа в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по важнейшим научно-техническим проблемам, связанным с техническим прогрессом конкретного предприятия. В рамках этого сотрудничества в колледже проводится ежегодные дни науки, в которых принимают участие студенты и преподаватели колледжа, представители инженерно-конструкторских кадров предприятия. Руководство инженерно-техническими работниками предприятия студенческой секцией творческого проектирования позволило студентам колледжа принять участие во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества СПО и стать лауреатами. В условиях такого сотрудничества у студентов изменяется, как показывают наши исследования, сам характер умственной деятельности. Основные функции входящего в УНПК учебного заведения реализуются через: · планирование учебного процесса в лабораториях, цехах, отделах и других подразделениях предприятия; · организацию выполнения курсовых и дипломных проектов (работ), учебной научно-исследовательской работы студентов по тематике, связанной с решением научно-исследовательских, проектно-конструкторских, экспериментально-конструкторских и производственных задач предприятия под руководством его технических работников; · организацию в соответствии с существующим положением целевого приема на подготовительное и (или) очно-заочное отделение лиц, работающих на данном предприятии; · привлечение преподавателей, сотрудников учебного заведения для проведения занятий по планам службы подготовки кадров предприятия, по повышению квалификации и подготовке специалистов предприятия; · выполнение научно-исследовательской и экспериментально-конструкторской работе по тематике предприятия на хоздоговорной основе и по договорам о творческом сотрудничестве; · привлечение опытных специалистов предприятия для участия в проведении учебного процесса на условиях совместительства, а также в работе научных семинаров; · осуществление подготовки студентов для работы на предприятии по окончанию учебного заведения под конкретное рабочее место. Основные функции входящего в УНПК предприятия и его подразделений это: · направление в установленном порядке работников предприятия на подготовку, переподготовку и повышения квалификации в учебное заведение; · привлечение ведущих специалистов производства для проведения учебного процесса и участия в научно-исследовательской деятельности по совместным планам и программам; · предоставление студентам оборудования лабораторий, цехов для выполнения ими всех видов учебной и учебно-исследовательской работы, а также выделение рабочих мест для их участия в производственном труде в период обучения в учебном заведении; · рекомендация тематики для выполнения студентами курсовых, дипломных проектов и работ, учебной научно-исследовательской деятельности и выделяет руководителей от производства курсовым и дипломным проектированием; · ознакомление студентов и преподавателей с новыми образцами техники и новыми технологиями, применяемыми на предприятии; · оказание помощи учебному заведению в оснащении учебных лабораторий новыми приборами, аппаратурой, средствами автоматики и вычислительной техники.
|