СИСТЕМА И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

(Организационное ядро системы управления качеством образования в колледже)

 

 

 

Качество образования, как управляемый процесс, не должно формироваться стихийно, следовательно, необходимо думать о проблемах эффективного управления этим процессом. Как известно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции, посредством которых осуществляется разделение и интеграция деятельности, такие как планирование, организация, контроль, мотивация и т.п. Следовательно,  нельзя сводить управление качеством только к контролю качества, равно как нельзя управлять качеством на административной основе.

Для управления качеством образования необходимо формировать систему управления, которая, реализовывая специфические функции, органично вписывалась бы в общую систему управления образовательным учреждением. Трудность проектирования и формирования системы управления качеством в том, что она должна не усложнить, а облегчить деятельность образовательного учреждения. Для этого система управления качеством должна стать не столько составной частью общей системы образовательного учреждения, сколько ее специфической особенностью. В системе управления образовательным учреждение должен быть центр управления качеством, проектные группы, группы мониторинга и т.п.

Детальное обсуждение проблем качества образования Советом колледжа и администрацией и принятое на его основе решение о необходимости начать работу по совершенствованию системы управления качеством образования колледжа,  свидетельствовали о готовности высшего руководства взять на себя лидерство в решении проблем качества и ответственность за их решение.

В рамках Стратегии развития колледжа на период 2006-2010 гг. одним из ключевых проектов  стал проект «Совершенствование системы управления качеством образования колледжа». Начало работ по созданию системы управления качеством положили следующие организационные мероприятия:

·         создан Центр мониторинга образования,

·         приказом директора колледжа  назначен представитель руководства – ответственный за систему управления качеством образования колледжа:

·         организован коллегиальный орган – Совет по качеству,

·         сформирована творческая группа из числа руководителей и сотрудников функциональных структурных подразделений колледжа.

Центр мониторинга образования (ЦМО) является принципиально новой для системы образования структурой, поэтому становление ЦМО рассматривается как сложный по исполнению и требующий методической поддержки управленческий проект.

На сегодня определились три взаимосвязанных целевых направления деятельности ЦМО:

·         содействие администрации колледжа в повышении качества управления;

·         содействие подразделениям колледжа в повышении качества образовательных услуг;

·         содействие формированию имиджа колледжа  как образовательного учреждения, комплексно реализующего требования государства в части управления качеством в образовании и требования потребителей образовательных услуг.

Центр мониторинга образования, будучи организационным ядром системы управления качеством образования колледжа, выполняет следующие функции:

·           содействие администрации колледжа в нормативном и нормативно-правовом обеспечении деятельности в области качества образования;

·           обеспечение информационной основы для принятия администрацией и коллегиальными органами колледжа квалифицированных решений в области качества образования;

·           контроль и аудит работы образовательных подразделений колледжа в области качества.

Кроме того, ЦМО выполняет методические и информационные функции.

Как методический центр по проблемам качества ЦМО осуществляет методическое обеспечение и сопровождение работы колледжа в области качества образования:

·         разрабатывает методические рекомендации, определяет методы и модели обеспечения качества образования в колледже и осуществляет методическое сопровождение их введения в практику;

·         оказывает методическую помощь администрации колледжа и руководителям  структурных подразделений в решении закрепленных за ними задач в области качества образования;

·         осуществляет методическое руководство проектами, связанными с совершенствованием системы управления качеством образования колледжа;

·         организует участие колледжа во внешних мероприятиях по проблемам формирования и функционирования систем качества в образовательных учреждениях.

Разработка и внедрение эффективной системы управления качеством образования в колледже требует высокого профессионализма и знания высшим руководством и сотрудниками принципов всеобщего менеджмента качества, его способов и методов. Следовательно, для эффективного участия каждого сотрудника колледжа в реализации стратегии качества необходимо, прежде всего, их постоянное обучение. Как учебно-информационный центр по проблематике качества образования ЦМО осуществляет учебную, учебно-информационную и просветительскую работу с персоналом колледжа:

·         формирует и поддерживает в актуальном состоянии информационный фонд колледжа по вопросам качества, организует доступ к нему работников колледжа;

·         подготавливает и распространяет информационные и учебно-информационные материалы по проблематике качества образования;

·         подготавливает и проводит в рамках учебные, учебно-информационные мероприятия, направленные на повышение уровня информированности и компетентности работников колледжа в области качества образования.

На протяжении года под руководством директора колледжа и  методическим сопровождением ЦМО работает творческая группа по проблемам качества образования. На первых заседаниях творческой группы, рассматривались такие вопросы, как:

·           уточнение терминологии, используемой при описании системы управления качества в колледже;

·           определение идеологии и методологии системы, включающей установление целей принципов и требований к ее созданию и функционированию;

·           определение контуров модели, рассматривающих ее внутреннюю конфигурацию, в том числе основные процессы, внутренние и внешние связи составляющих элементов.

В настоящее время творческой группой разработана методологическая основа создания системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9000-2001, учитывающая специфические особенности образовательной услуги. Определены основные принципы построения системы управления качеством образования колледжа, при непреложном соблюдении принципа первого лица:

·           обеспечение участия преподавателей и студентов колледжа в решении проблем качества образования колледжа;

·           ориентация деятельности колледжа на цель образования, отражающей потребности  потребителей образовательных услуг;

·           непрерывное совершенствование всех процессов образовательной деятельности;

·           создание системы мотивации качества для преподавателей и студентов;

·           формирование информационного обеспечения качества образования;

·           создание системы мониторинга на основе объективных показателей качества образования.

Модерационный семинар, проведенный с членами творческой группы, позволил выделить основные и вспомогательные процессы деятельности колледжа. При идентификации процессов в деятельности колледжа выдержана структура, предложенная стандартами для обеспечения в дальнейшем возможности сертификации создаваемой системы. В результате структура  система менеджмента качества представляется совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, относящихся к четырем блокам, согласно ГОСТ Р ИСО 9001:2000 г.

Перед руководством колледжа, Советом по качеству, Центром мониторинга образования, творческой группой и всем коллективом стоят нелегкие задачи. В ближайшем будущем предстоит работа по:

·             разработке основных показателей, необходимых для планирования и измерения процессов и их результатов в системе менеджмента качества колледжа;

·             описанию исполнительного механизма реализации выделенных процессов через разработку основных документов, позволяющих демонстрировать наличие системы управления качеством образования и т.п.

Но самое главная задача, это вовлечь в дело создание системы управления качеством образования каждого работника колледжа. Необходимо создать условия, чтобы у работников колледжа не просто возникло желание разобраться в довольно непростой терминологии, используемой в этой сфере (стандарт, процессный подход, высшее руководство, карта процессов, блок-схема процесса, причинно-следственная диаграмма и т. д.), но и тем или иным образом непосредственно участвовать в разработке  системы управления качеством образования колледжа.

Управление качеством должно стать делом всех работников нашего образовательного учреждения.