СИСТЕМА И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (Организационное ядро системы управления качеством образования в колледже)
Качество образования, как управляемый процесс, не должно формироваться стихийно, следовательно, необходимо думать о проблемах эффективного управления этим процессом. Как известно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции, посредством которых осуществляется разделение и интеграция деятельности, такие как планирование, организация, контроль, мотивация и т.п. Следовательно, нельзя сводить управление качеством только к контролю качества, равно как нельзя управлять качеством на административной основе. Для управления качеством образования необходимо формировать систему управления, которая, реализовывая специфические функции, органично вписывалась бы в общую систему управления образовательным учреждением. Трудность проектирования и формирования системы управления качеством в том, что она должна не усложнить, а облегчить деятельность образовательного учреждения. Для этого система управления качеством должна стать не столько составной частью общей системы образовательного учреждения, сколько ее специфической особенностью. В системе управления образовательным учреждение должен быть центр управления качеством, проектные группы, группы мониторинга и т.п. Детальное обсуждение проблем качества образования Советом колледжа и администрацией и принятое на его основе решение о необходимости начать работу по совершенствованию системы управления качеством образования колледжа, свидетельствовали о готовности высшего руководства взять на себя лидерство в решении проблем качества и ответственность за их решение. В рамках Стратегии развития колледжа на период 2006-2010 гг. одним из ключевых проектов стал проект «Совершенствование системы управления качеством образования колледжа». Начало работ по созданию системы управления качеством положили следующие организационные мероприятия: · создан Центр мониторинга образования, · приказом директора колледжа назначен представитель руководства – ответственный за систему управления качеством образования колледжа: · организован коллегиальный орган – Совет по качеству, · сформирована творческая группа из числа руководителей и сотрудников функциональных структурных подразделений колледжа. Центр мониторинга образования (ЦМО) является принципиально новой для системы образования структурой, поэтому становление ЦМО рассматривается как сложный по исполнению и требующий методической поддержки управленческий проект. На сегодня определились три взаимосвязанных целевых направления деятельности ЦМО: · содействие администрации колледжа в повышении качества управления; · содействие подразделениям колледжа в повышении качества образовательных услуг; · содействие формированию имиджа колледжа как образовательного учреждения, комплексно реализующего требования государства в части управления качеством в образовании и требования потребителей образовательных услуг. Центр мониторинга образования, будучи организационным ядром системы управления качеством образования колледжа, выполняет следующие функции: · содействие администрации колледжа в нормативном и нормативно-правовом обеспечении деятельности в области качества образования; · обеспечение информационной основы для принятия администрацией и коллегиальными органами колледжа квалифицированных решений в области качества образования; · контроль и аудит работы образовательных подразделений колледжа в области качества. Кроме того, ЦМО выполняет методические и информационные функции. Как методический центр по проблемам качества ЦМО осуществляет методическое обеспечение и сопровождение работы колледжа в области качества образования: · разрабатывает методические рекомендации, определяет методы и модели обеспечения качества образования в колледже и осуществляет методическое сопровождение их введения в практику; · оказывает методическую помощь администрации колледжа и руководителям структурных подразделений в решении закрепленных за ними задач в области качества образования; · осуществляет методическое руководство проектами, связанными с совершенствованием системы управления качеством образования колледжа; · организует участие колледжа во внешних мероприятиях по проблемам формирования и функционирования систем качества в образовательных учреждениях. Разработка и внедрение эффективной системы управления качеством образования в колледже требует высокого профессионализма и знания высшим руководством и сотрудниками принципов всеобщего менеджмента качества, его способов и методов. Следовательно, для эффективного участия каждого сотрудника колледжа в реализации стратегии качества необходимо, прежде всего, их постоянное обучение. Как учебно-информационный центр по проблематике качества образования ЦМО осуществляет учебную, учебно-информационную и просветительскую работу с персоналом колледжа: · формирует и поддерживает в актуальном состоянии информационный фонд колледжа по вопросам качества, организует доступ к нему работников колледжа; · подготавливает и распространяет информационные и учебно-информационные материалы по проблематике качества образования; · подготавливает и проводит в рамках учебные, учебно-информационные мероприятия, направленные на повышение уровня информированности и компетентности работников колледжа в области качества образования. На протяжении года под руководством директора колледжа и методическим сопровождением ЦМО работает творческая группа по проблемам качества образования. На первых заседаниях творческой группы, рассматривались такие вопросы, как: · уточнение терминологии, используемой при описании системы управления качества в колледже; · определение идеологии и методологии системы, включающей установление целей принципов и требований к ее созданию и функционированию; · определение контуров модели, рассматривающих ее внутреннюю конфигурацию, в том числе основные процессы, внутренние и внешние связи составляющих элементов. В настоящее время творческой группой разработана методологическая основа создания системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9000-2001, учитывающая специфические особенности образовательной услуги. Определены основные принципы построения системы управления качеством образования колледжа, при непреложном соблюдении принципа первого лица: · обеспечение участия преподавателей и студентов колледжа в решении проблем качества образования колледжа; · ориентация деятельности колледжа на цель образования, отражающей потребности потребителей образовательных услуг; · непрерывное совершенствование всех процессов образовательной деятельности; · создание системы мотивации качества для преподавателей и студентов; · формирование информационного обеспечения качества образования; · создание системы мониторинга на основе объективных показателей качества образования. Модерационный семинар, проведенный с членами творческой группы, позволил выделить основные и вспомогательные процессы деятельности колледжа. При идентификации процессов в деятельности колледжа выдержана структура, предложенная стандартами для обеспечения в дальнейшем возможности сертификации создаваемой системы. В результате структура система менеджмента качества представляется совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, относящихся к четырем блокам, согласно ГОСТ Р ИСО 9001:2000 г. Перед руководством колледжа, Советом по качеству, Центром мониторинга образования, творческой группой и всем коллективом стоят нелегкие задачи. В ближайшем будущем предстоит работа по: · разработке основных показателей, необходимых для планирования и измерения процессов и их результатов в системе менеджмента качества колледжа; · описанию исполнительного механизма реализации выделенных процессов через разработку основных документов, позволяющих демонстрировать наличие системы управления качеством образования и т.п. Но самое главная задача, это вовлечь в дело создание системы управления качеством образования каждого работника колледжа. Необходимо создать условия, чтобы у работников колледжа не просто возникло желание разобраться в довольно непростой терминологии, используемой в этой сфере (стандарт, процессный подход, высшее руководство, карта процессов, блок-схема процесса, причинно-следственная диаграмма и т. д.), но и тем или иным образом непосредственно участвовать в разработке системы управления качеством образования колледжа. Управление качеством должно стать делом всех работников нашего образовательного учреждения.
|