Средства и приемы обучения как стимулирующий фактор

повышения интереса к дисциплине

«Документационное обеспечение управления»

 (из опыта работы преподавателя)

 

Колесник А.Г.,

ГОУ СПО "Омский государственный

промышленно-экономический колледж»,

 

Дисциплина «Документационное обеспечение управления» относится к общепрофессиональному блоку и изучается по группам специальностей 0200 «Право, социальная работа и издательское дело», 0600 «Экономика и управление» и другим. Специфика труда выпускников по данным специальностям состоит в том, что документ для них является и результатом, и средством труда. Знание правил составления и оформления документов, основных принципов и этапов документационного обеспечения управления - непременная составляющая квалификации специалиста.

Создание и обработка управленческих документов ведутся во всех структурных подразделениях организаций и предприятий: в бухгалтерии, в кадровой службе, в плановых, экономических, финансовых и других отделах, словом там, где придется работать нашим выпускникам.

Общеизвестно, что работа с документами по душе не каждому даже взрослому человеку, что же говорить о наших студентах, большинство из которых вчерашние школьники. В силу их возраста им не приходилось сталкиваться с управленческой документацией, они не имеют понятие об организации, ее структуре и тех управленческих процессах, которые в ней происходят. В связи с этим возникает проблема в выборе средств и методов обучения. Студентам сложно воспринимать специальные термины и понятия в области документационного обеспечения управления, названия законодательных актов, на которые приходится ссылаться, необходимость соблюдать определенные требования при составлении документов. От этого дисциплина им кажется «сухой» и неинтересной.

Для того чтобы воздействовать на эмоции студентов, активизировать их познавательную деятельность и интерес к изучаемой дисциплине, преподавателю необходимо заниматься поиском новых средств и приемов обучения. А интерес, как известно, придает направленность мышлению и служит стимулом для студентов в освоении новых знаний.

Средства и приемы обучения разнообразны и не все подходят для изучения той или иной дисциплины. Хотелось бы поделиться небольшим опытом и рассказать о том, как можно вовлечь студентов в процесс обучения и сделать его для них увлекательным и понятным.

Уже на первом занятии после того, как преподаватель расскажет о значимости документов в управленческой деятельности и о том, что служебная деятельность человека в любой сфере сопровождается созданием документов, он предлагает студентам сформировать собственную папку с документами по итогам изучения дисциплины, при этом необходимо продемонстрировать образец такой папки.

Папка начинает комплектоваться с первых занятий. Преподаватель дает перечень документов, которые должны войти в ее состав, студенты помещают его на первую страницу и по мере изучения тем начинают работать над созданием документов и пополнением папки. Эта работа творческая и кропотливая. Она увлекает ребят. Невозможно создать папку за один день, равно как и скопировать ее у товарища. Каждый старается придумать свое предприятие, а непременным условием является внесение собственной фамилии во все документы.

Кроме того, по окончании цикла, папка студента пополняется различными схемами, например: "Алгоритм работы с входящими документами" или "Технологическая цепочка приема граждан на работу" и т.д. Такие схемы способствуют лучшему усвоению нового материала и помогают при подготовке к зачету или экзамену.

Применение наглядных средств обучения дает более точную информацию об изучаемом объекте, в частности о документе. Как, например, донести до подростков информацию об унифицированных системах документации, применяемых в сфере управления? Для этого стоит создать папки с унифицированными формами документов, принадлежащих к одной системе, в первую очередь к организационно-распорядительной (так как учебной программой предусмотрено изучение именно этой системы), а по возможности еще и банковской системы документации или бухгалтерской. Прежде чем объяснять эту тему, надо раздать каждому студенту по такой папке и попросить их изучить эти документы. С помощью наводящих вопросов ребят очень легко самих вывести на мысль, что управленческие функции в каждой организации однотипны и вполне очевидно, что и документы могут быть приведены к оптимальному единообразию, т.е. унифицированы. После этого можно приступать и к изложению теоретического материала, он станет доступен и понятен.

А как запомнить тридцать реквизитов, встречающихся в документах? Вначале это кажется ребятам не под силу. Здесь тоже можно использовать наглядные средства обучения, только, наоборот, после изучения теоретического материала. Для этого надо собрать папки с копиями разнообразных  документов предприятий и организаций и провести первое практическое занятие, анализируя эти документы. Вначале студенты несмело комментируют реквизиты, имеющиеся на документах, пытаясь соотнести их изображение на документе с требованиями государственного стандарта. Ребятам не верится, что в документах могут быть «ошибки» (с точки зрения делопроизводства), но к концу занятия они наперебой называют реквизиты и находят неточности в их нанесении на документах.

Разнообразить и оптимизировать работу помогает Рабочая тетрадь по дисциплине, которая состоит из разделов, соответствующих Рабочей программе. Тетрадь можно использовать как для закрепления пройденного материала, так и для изучения нового. Практика показала, что студенты работают в такой тетради с интересом. Использование Рабочей тетради увеличивает вариативность заданий  для организации самостоятельной работы студентов.

Важнейшей составной частью любой практической деятельности является документирование событий, фактов и процессов этой деятельности, то есть подготовка и оформление соответствующих документов. Усвоение молодыми специалистами на практике правил подготовки документов и приобретение навыков работы с ними - длительный процесс, связанный с массой трудностей и непроизвольных ошибок. Активные методы обучения этот процесс существенно сокращают. Поэтому несколько практических занятий (в конце курса) можно провести в виде деловой игры "Создай своё предприятие" или «Делопроизводство на предприятии». Цель проведения  таких занятий в ускоренном освоении студентами практических навыков создания и оформления важнейших документов в процессе изучения теоретического курса "Документационное обеспечение управления". Кроме того, происходит закрепление знаний Законодательства Российской Федерации в области учреждения и регистрации предприятий и организаций всех форм собственности, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области документационного обеспечения, ГОСТов на документацию, а, следовательно, укрепляются межпредметные связи с дисциплинами «Менеджмент» и «Основы права».

В конце этого небольшого перечня можно поставить только многоточие. Право в выборе средств и приемов обучения остается за преподавателем. Чем они разнообразнее и чем больше их в арсенале преподавателя, тем легче вызвать у студентов интерес к изучаемой дисциплине, а, следовательно, вовлечь их в учебно-познавательную деятельность