ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ССУЗОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Корзин А.Б., директор, канд.псих.наук, Заслуженный Учитель РФ Голубева Т.А., заместитель директора по НМР, канд.псих.наук, доцент Сопина Г.А.,педагог-психолог ГОУ СПО «Тверской государственный индустриально- экономический колледж имени А.Н. Коняева»
Необходимость организации психологических служб в ссузе вызвана, на наш, взгляд двумя группами причин: - кардинальные изменения в социуме диктуют необходимость квалифицированной психологической помощи молодому человеку; - возникающие проблемы в обучении и воспитании студентов требуют компетентного вмешательства со стороны психолога. Мы выделяем основные проблемы в работе психологических служб: личность психолога, его профессиональная подготовка и компетентность; определение задач психологической службы в ссузе; место психолога в системе профессиональной подготовки специалистов в ссузе. Эти проблемы отражаются и на том, что в Тверской области из 43 ссузов всего 17 имеют психологические службы. На базе Тверского государственного индустриально-экономического колледжа им. А.Н.Коняева с 2003 года работает областное методическое объединение практических психологов ссузов Тверской области. В него входят психологи 6 ссузов г. Твери и 5 ссузов Тверской области. Общими направлениями работы являются: - организация практической деятельности психолога; - профориентационная работа и определение профпригодности студентов; - разработка индивидуальных развивающих программ с учетом особенностей обучающихся; - контроль переломных моментов в жизни студентов; - изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы, мотивации студентов; - выявление и устранение причин нарушения межличностных отношений со сверстниками и преподавателями, разрешение конфликтных ситуаций; - консультирование преподавателей, администрации, студентов и их родителей; - адаптация первокурсников нового набора к условиям ссуза; - психологическая поддержка студентов в процессе их обучения в ссузе; - методика преподавания психологических дисциплин. Заседания методического объединения проводятся 2 раза в год по следующей тематике: проблемы адаптации студентов нового набора; проблемы взаимодействия психолога с преподавателями, сотрудниками ссуза; внеаудиторная работа по психологическим дисциплинам; профориентационная работа со студентами; преподавание психологических дисциплин. В связи с тем, что ТГИЭК им. А.Н.Коняева является базовым учебным заведением среди ссузов Тверской области, наша психологическая служба, состоящая из 5 психологов, и определила приоритетные направления работы в ходе экспериментальной и исследовательской деятельности. В 2000-2003 гг. нами проведено экспериментальное исследование по теме: «Условия и пути совершенствования формирования личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования» (Приказ МО РФ №3295 от 17.11.2000 г.) Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями развития среднего профессионального образования как важнейшего этапа профессионализации личности, необходимостью совершенствования профессиональной деятельности субъектов образования по подготовке конкурентоспособного специалиста в ССУЗе. Целью исследования, его результатом явилось создание учебно-воспитательной и развивающе-коррекционной системы, обеспечивающей всестороннюю качественную подготовку конкурентоспособного специалиста. Предметом исследования явились психологические особенности профессиональной деятельности всех участников образовательного процесса, направленные на качественную подготовку специалистов. Исследование проводилось силами созданных в колледже исследовательских лабораторий (лаборатории воспитания и развития личности, лаборатории профессионального образования, Научное общество преподавателей и студентов) под руководством психологической службы колледжа. Исследованы проблемы: - особенности системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ССУЗе; - профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности студентов-первокурсников; - деятельность педагогического коллектива по формированию мотивационной готовности студентов к их профессиональной деятельности; развитие студенческого самоуправления; - формирование здоровьесберегающей воспитательной среды; - формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием; - развитие профессионально-важных качеств специалистов в учебном процессе; - роль родителей в формировании отношения студентов к выбранной профессии. Важнейшими темами явились следующие: 1. Адаптация первокурсников к условиям колледжа. Входная диагностика показала, что около половины первокурсников ссузов г. Твери имеют высокую личностную тревожность, 44% - выраженную тенденцию агрессивности и враждебности, 40% - неадекватную самооценку, 60% - неадекватный уровень притязаний, 50% - высокий уровень самообвинения, 50% - высокие показатели внутренней конфликтности. На основе диагностики разработаны: - Программа оптимизации адаптации студентов нового набора к условиям колледжа; - план воспитательной работы со студентами нового набора; - программа развития адаптивности первокурсников посредством тренингов; - Программа психологической поддержки студентов на всех этапах их обучения в колледже. Все программы внедрены в учебно-воспитательный процесс ТГИЭК им. А.Н.Коняева и ссузов Тверской области. 2. Мотивация. Входная диагностика выявила снижение мотивации студентов к старшим курсам, преобладание факторов внешней мотивации учения. На основе диагностики разработана Программа формирования мотивационной готовности студентов к их профессиональной деятельности, в том числе, развития ПВК. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателей выявило следующую структуру мотивов: – значимость профессии; – удовлетворенность работой; – вид трудовой деятельности; – потребность в общении и коллективной деятельности; – организация труда. Работа преподавателям нравится, потому что: - полезная (74%) - требует умственной работы (67%) - разнообразная, вызывает удовольствие (62,5%) - дает возможность профессионального роста. (59,8%). В качестве негативных факторов отмечены: низкий заработок, неравномерная нагрузка, напряженность. На основе диагностики разработана Программа положительной мотивации профессиональной деятельности преподавателей. Результаты исследования позволили определить условия и пути повышения результативности деятельности педагогического коллектива колледжа по формированию личности конкурентоспособного специалиста: - ориентация педагогического коллектива на развитие личности студентов, знание их особенностей, трудностей их деятельности и общения; - профессиональные знания, навыки, умения субъектов образования, обеспечивающие результативность их деятельности по формированию личности студентов; - четкое планирование и систематизация деятельности всех участников образовательного процесса; - наличие нормативной базы учебного заведения, обеспечивающей распределение функций администрации, преподавателей, воспитателей общежитий; - ведущая роль психологической службы в организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса. Определены пути совершенствования формирования личности специалиста: - изучение субъектами образования результатов диагностики личности студентов, учет эффективности принятых мер и их своевременная корректировка; - организация системы повышения квалификации преподавателей, кураторов, воспитателей общежитий с целью повышения их психолого-педагогической компетентности; - организация научно-исследовательской работы в колледже по психолого-педагогическим проблемам; - организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями студентов; - организация системы студенческого самоуправления; - изучение рынка труда и требований работодателей; - взаимодействие с социальными партнерами. На основе полученных результатов разработан план экспериментального исследования по теме: «Условия и пути развития колледжа в системе социального партнерства» (Приказ МО РФ №1079 от 05. 03. 2003г.). Целью исследования является создание модели социального партнерства ссуза, позволяющей обеспечить качественную подготовку. Психологическая служба колледжа сохраняет в этом исследовании свою ведущую роль. Целью работы лаборатории психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является изучение личностных особенностей студентов и их профессиональной направленности в системе профобразования. Главными темами исследования явились следующие: 1. Управление качеством образования на уровне ССУЗа. Проведено анкетирование работодателей. Работодатели отмечают следующие необходимые, на их взгляд, качества работников: - личностные: энергичность, настойчивость, педантичность, ответственность, творческий подход к делу, коллективизм, сообразительность; - функциональные: организаторские способности, умение планировать деятельность, навыки поиска информации, умение передавать опыт, умение вести переговоры с партнерами, способность к освоению новой техники, стремление к новому качеству. На основе полученных данных проведено: 1. Входная диагностика - личностных особенностей и особенностей развития познавательной сферы. 2. Определение уровня интеллекта. 3. Диагностика мотивационной сферы. 4. Диагностика по запросу кураторов. 5. Психолого – педагогические консилиумы по темам: «Психологические особенности работы с первокурсниками», «Особенности работы и педагогические трудности в группе». 6. Просветительская работа родителей первокурсников и самих студентов. 7. Разработана система мотивации социальных партнеров. 8. Организована коррекционная работа, направленная на формирование навыков общения с окружающими людьми. 9. Организована работа с выпускными группами по направлениям: - изучение ценностных ориентаций выпускников, - изучение отношения к обучению в ТГИЭК, - диагностика сформированности познавательной сферы выпускников, - изучение перспектив трудоустройства. - прочитан курс лекций «Основы поиска работы и трудоустройства», - проведены тренинговые и практические занятия, направленные на развитие личностных качеств, способствующих успешной адаптации на производстве, а также навыков делового общения и развития мотивационной сферы. Результаты исследования позволили скорректировать работу: - изменение методов обучения; - улучшение непосредственного и опосредованного общения со студентами; - изменение системы формирования ценностей педагога и переноса их на студентов; - организована система повышения квалификации преподавателей и сотрудников. По окончании реализации Программы проведен анализ рынка труда: Работодатели отметили: - хорошая профессиональная подготовленность - у 70,3 % студентов, - высокое качество работы - у 85,2 % студентов, - умение работать в команде – у 81,5 % студентов, - результативность - у 77,8 % студентов, - умение применять знания на практике – у 70,4 % студентов, - прилежание – у 100 % студентов, - умение находить общий язык с коллегами - у 93,6 % студентов. 2. Формирование и развитие профессионально важных качеств специалистов. Итоговая диагностика выявила следующие показатели уровня сформированности ПВК выпускников в 2005-2006 уч. году: - отделение «Машиностроения» - 89 %, - отделение «Программирования» - 94,1 %, - отделение «Аудит, Социальная работа» - 87,3 %, - отделение «Налоги, Менеджмент» - 96,6 %. Средние показатели составляют 91, 75 %, а уровень развития за время обучения составил 24,23 %. С 2005-2006 уч. года психологическая служба колледжа проводит исследования совместно с лабораторией психолого-педагогических исследований педагогического факультета ТвГУ по темам: - сравнительный анализ процесса адаптации первокурсников к учебно-воспитательному процессу учебных заведений педагогических и непедагогических специальностей; - сравнительный анализ мотивационной готовности к профессиональной деятельности; - сравнительный анализ психологических проблем профессионального становления студентов. Колледж является базой практики студентов психологического и педагогического факультета ТвГУ. На базе колледжа организована работа Центра психологической помощи «Совершенство» для родителей и подростков по проблемам общения, выбора профессии и т.д. Таким образом, деятельность практического психолога в среднем профессиональном учебном заведении необходима, область деятельности определена самими объективными условиями подготовки специалистов.
|