ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ССУЗОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Корзин А.Б., директор,

 канд.псих.наук, Заслуженный Учитель РФ

Голубева Т.А., заместитель директора по НМР,

канд.псих.наук, доцент

Сопина Г.А.,педагог-психолог

ГОУ СПО «Тверской государственный индустриально-

экономический колледж имени А.Н. Коняева»

 

Необходимость организации психологических служб в ссузе вызвана, на наш, взгляд двумя группами причин:

- кардинальные изменения в социуме диктуют необходимость квалифицированной психологической помощи молодому человеку;

- возникающие проблемы в обучении и воспитании студентов требуют компетентного вмешательства со стороны психолога.

Мы выделяем основные проблемы в работе психологических служб: личность психолога, его профессиональная подготовка и компетентность; определение задач психологической службы в ссузе; место психолога в системе профессиональной подготовки специалистов в ссузе.

Эти проблемы отражаются и на том, что в  Тверской области из 43 ссузов всего 17 имеют психологические службы. На базе Тверского государственного индустриально-экономического колледжа им. А.Н.Коняева с 2003 года работает областное методическое объединение практических психологов ссузов Тверской области. В него входят психологи  6 ссузов г. Твери и 5 ссузов Тверской области.

Общими направлениями работы являются:

- организация практической деятельности психолога;

- профориентационная работа и определение профпригодности студентов;

- разработка индивидуальных развивающих программ с учетом особенностей обучающихся;

- контроль переломных моментов в жизни студентов;

- изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы, мотивации студентов;

- выявление и устранение причин нарушения межличностных отношений со сверстниками и преподавателями, разрешение конфликтных ситуаций;

- консультирование преподавателей, администрации, студентов и их родителей;

- адаптация первокурсников нового набора к условиям ссуза;

- психологическая поддержка студентов в процессе их обучения в ссузе;

- методика преподавания психологических дисциплин.

Заседания методического объединения проводятся 2 раза в год по следующей тематике: проблемы адаптации студентов нового набора; проблемы взаимодействия психолога с преподавателями, сотрудниками ссуза; внеаудиторная работа по психологическим дисциплинам; профориентационная работа со студентами; преподавание психологических дисциплин.

В связи с тем, что ТГИЭК им. А.Н.Коняева является базовым учебным заведением среди ссузов Тверской области, наша психологическая служба, состоящая из 5 психологов, и определила приоритетные направления работы в ходе экспериментальной и исследовательской деятельности.

В 2000-2003 гг. нами проведено экспериментальное исследование по теме: «Условия и пути совершенствования формирования личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования» (Приказ МО РФ №3295 от 17.11.2000 г.) Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями развития среднего профессионального образования как важнейшего этапа профессионализации личности, необходимостью совершенствования профессиональной деятельности субъектов образования по подготовке конкурентоспособного специалиста в ССУЗе. Целью исследования, его результатом явилось создание учебно-воспитательной и развивающе-коррекционной системы, обеспечивающей всестороннюю качественную подготовку конкурентоспособного специалиста. Предметом исследования явились психологические особенности профессиональной деятельности всех участников образовательного процесса, направленные на качественную подготовку специалистов.

Исследование проводилось силами созданных в колледже исследовательских лабораторий (лаборатории воспитания и развития личности, лаборатории профессионального образования, Научное общество преподавателей и студентов) под руководством психологической службы колледжа.

Исследованы проблемы:

- особенности системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ССУЗе;

- профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности студентов-первокурсников;

- деятельность педагогического коллектива по формированию мотивационной готовности студентов к их профессиональной деятельности; развитие студенческого самоуправления;

- формирование здоровьесберегающей воспитательной среды;

- формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;

- развитие профессионально-важных качеств специалистов в учебном процессе;

- роль родителей в формировании отношения студентов к выбранной профессии.

Важнейшими темами явились следующие:

1. Адаптация первокурсников к условиям колледжа.

Входная диагностика показала, что  около половины первокурсников ссузов г. Твери имеют высокую личностную тревожность, 44% - выраженную тенденцию агрессивности и враждебности, 40% - неадекватную самооценку, 60% - неадекватный уровень притязаний, 50% - высокий уровень самообвинения, 50% - высокие показатели внутренней конфликтности.

На основе диагностики разработаны:

- Программа оптимизации адаптации студентов нового набора к условиям колледжа;

- план воспитательной работы со студентами нового набора;

- программа развития адаптивности первокурсников посредством тренингов;

- Программа психологической поддержки студентов на всех этапах их обучения в колледже.

Все программы внедрены в учебно-воспитательный процесс ТГИЭК им. А.Н.Коняева и ссузов Тверской области.

2. Мотивация.

Входная диагностика выявила снижение мотивации студентов к старшим курсам,  преобладание  факторов внешней мотивации учения.

На основе диагностики разработана Программа формирования мотивационной готовности студентов к их профессиональной деятельности, в том числе, развития ПВК.

Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателей выявило следующую структуру мотивов:

 – значимость профессии;

 – удовлетворенность работой;

 – вид трудовой деятельности;

 – потребность в общении и коллективной деятельности;

 – организация труда.

Работа преподавателям нравится, потому что:

-     полезная (74%)

-     требует умственной работы (67%)

-     разнообразная, вызывает удовольствие (62,5%)

-     дает возможность профессионального роста. (59,8%).

В качестве негативных факторов отмечены: низкий заработок, неравномерная нагрузка, напряженность.

На основе диагностики разработана Программа положительной мотивации профессиональной деятельности преподавателей.

Результаты исследования позволили определить условия и пути повышения результативности деятельности педагогического коллектива колледжа по формированию личности конкурентоспособного специалиста:

- ориентация педагогического коллектива на развитие личности студентов, знание их особенностей, трудностей их деятельности и общения;

- профессиональные знания, навыки, умения субъектов образования, обеспечивающие результативность их деятельности по формированию личности студентов;

- четкое планирование и систематизация деятельности всех участников образовательного процесса;

- наличие нормативной базы учебного заведения, обеспечивающей распределение функций администрации, преподавателей, воспитателей общежитий;

- ведущая роль психологической службы в организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Определены пути совершенствования формирования личности специалиста:

- изучение субъектами образования результатов диагностики личности студентов, учет эффективности принятых мер и их своевременная корректировка;

- организация системы повышения квалификации преподавателей, кураторов, воспитателей общежитий с целью повышения их психолого-педагогической компетентности;

- организация научно-исследовательской работы в колледже по психолого-педагогическим проблемам;

- организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями студентов;

- организация системы студенческого самоуправления;

- изучение рынка труда и требований работодателей;

- взаимодействие с социальными партнерами.

На основе полученных результатов разработан план экспериментального исследования по теме: «Условия и пути развития колледжа в системе социального партнерства» (Приказ МО РФ  №1079 от 05. 03. 2003г.). Целью исследования является создание модели социального партнерства ссуза, позволяющей обеспечить качественную подготовку.

Психологическая служба колледжа сохраняет в этом исследовании свою ведущую роль. Целью работы лаборатории психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является изучение личностных особенностей студентов и их профессиональной направленности в системе профобразования.

Главными темами исследования явились следующие:

1. Управление качеством образования на уровне ССУЗа.

Проведено анкетирование работодателей.

 Работодатели отмечают следующие необходимые, на их взгляд,  качества работников:

 - личностные: энергичность, настойчивость, педантичность, ответственность, творческий подход к делу, коллективизм, сообразительность;

- функциональные: организаторские способности, умение планировать деятельность, навыки поиска информации, умение передавать опыт, умение вести переговоры с партнерами, способность к освоению новой техники, стремление к новому качеству.

На основе полученных данных проведено:

1. Входная диагностика - личностных особенностей и особенностей развития познавательной сферы.

2. Определение уровня интеллекта.

3. Диагностика мотивационной сферы.

4. Диагностика по запросу кураторов.

5. Психолого – педагогические консилиумы по темам: «Психологические особенности работы с первокурсниками», «Особенности работы и педагогические трудности в группе».

6. Просветительская работа родителей первокурсников и самих студентов.

7. Разработана система мотивации социальных партнеров.

8. Организована коррекционная работа, направленная на формирование навыков общения с окружающими людьми.

9. Организована работа с выпускными группами по направлениям:

- изучение ценностных ориентаций выпускников,

- изучение отношения к обучению в ТГИЭК,

- диагностика сформированности познавательной сферы выпускников,

- изучение перспектив трудоустройства.

- прочитан курс лекций «Основы поиска работы и трудоустройства»,

- проведены тренинговые и практические занятия, направленные на развитие личностных качеств, способствующих успешной адаптации на производстве, а также навыков делового общения и развития мотивационной сферы.

Результаты исследования позволили скорректировать работу:

- изменение методов обучения;

- улучшение непосредственного и опосредованного общения со студентами;

- изменение системы формирования ценностей педагога и переноса их на студентов;

- организована система повышения квалификации преподавателей и сотрудников.

По окончании реализации Программы проведен анализ рынка труда:

Работодатели отметили:

- хорошая профессиональная подготовленность - у 70,3 % студентов,

- высокое качество  работы  - у 85,2 % студентов,

- умение работать в команде – у 81,5 % студентов,

- результативность - у 77,8 % студентов,

- умение применять знания на практике – у 70,4 % студентов,

- прилежание – у 100 % студентов,

- умение находить общий язык с коллегами  - у 93,6 % студентов.

2. Формирование и развитие профессионально важных качеств специалистов.

Итоговая диагностика выявила следующие показатели уровня сформированности ПВК выпускников в 2005-2006 уч. году:

- отделение «Машиностроения» - 89 %,

- отделение «Программирования» - 94,1 %,

- отделение «Аудит, Социальная работа» - 87,3 %,

- отделение «Налоги, Менеджмент» - 96,6 %.

Средние показатели составляют 91, 75 %, а уровень развития за время обучения составил 24,23 %.

С 2005-2006 уч. года психологическая служба колледжа проводит исследования совместно с лабораторией психолого-педагогических исследований педагогического факультета ТвГУ по темам:

- сравнительный анализ процесса адаптации первокурсников к учебно-воспитательному процессу учебных заведений педагогических и непедагогических специальностей;

- сравнительный анализ мотивационной готовности к профессиональной деятельности;

- сравнительный анализ психологических проблем профессионального становления студентов.

Колледж является базой практики студентов психологического и педагогического факультета ТвГУ.

На базе колледжа организована работа Центра психологической помощи «Совершенство» для родителей и подростков по проблемам общения, выбора профессии и т.д.

Таким образом, деятельность практического психолога в среднем профессиональном учебном заведении необходима, область деятельности определена самими объективными условиями подготовки специалистов.