ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА
Корзин А.Б., директор, канд.псих.наук, Заслуженный Учитель РФ Голубева Т.А., зам. директора по НМР, канд.псих.наук, доцент ГОУ СПО «Тверской государственный индустриально- экономический колледж имени А.Н. Коняева»
Кардинальные изменения, происходящие в отечественном социуме, изменили парадигму среднего профессионального образования. С появлением рынков труда, образовательных услуг, капитала и т.д. оно все более стало ориентироваться на удовлетворение запросов работодателей, активнее участвовать в решении социально-экономических задач общества. В связи с этим повышаются требования к профессиональной подготовке выпускников средних специальных учебных заведений, появляются новые профессии и специальности, ужесточается конкуренция на рынке труда. Одновременно меняется и внешняя среда развития системы подготовки специалистов среднего звена в связи с расширением рынка образовательных услуг, изменениями в финансировании и управлении учебными заведениями, процессами децентрализации и регионализации образования, ростом самостоятельности и, следовательно, ответственности ССУЗов за результаты своей деятельности. Все более актуальным становится вопрос о формировании новой системы отношений между образовательными учреждениями и социальными партнерами, к которым, согласно принятому в международном сообществе определению, относятся организации рынка труда и субъекты экономики, т.е. работники и их организации и работодатели и их организации, включая ассоциации и объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, объединения предпринимателей, а также региональные структуры занятости и экономического развития и т.д. Социальное партнерство в профессиональном образовании - это развитие с участием социальных партнеров высококачественного ПО в интересах рынка труда, экономики и граждан. Основной акцент социального партнерства – региональная политика и региональное развитие, субъектом которого являются учреждения ПО. Важнейшим социальным партнерам учебных заведений СПО являются работодатели, которые имеют экономическую заинтересованность в выпускниках ССУЗов. Наряду с профессиональными качествами работодатели предъявляют и определенные требования и к личностным, социальным и методическим компетенциям специалистов (ответственность, коммуникабельность, умение принимать решения и др.). Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация выпускников становятся причиной их обращения на биржу труда. Эффективное социальное партнерство на уровне учебных заведений ПО позволяет преодолеть диспропорции рынка труда с точки зрения спроса и предложения умений, компетенций и квалификаций, что повышает возможности трудоустройства выпускников и эффективной реализации их потенциала, а также содействует целям регионального развития и формированию рабочей силы, имеющей востребованные умения, а также позволяет избежать дублирование в предоставлении услуг ПО в регионе. Развитие социального партнерства в сфере ПО является одной из задач Копенгагенского процесса развития сотрудничества в области профессионального образования, реализуемого в настоящее время в странах Европейского Союза, к которому в будущем присоединится и Россия, как она уже присоединилась к Болонскому процессу в области высшего образования. В рамках Копенгагенских договоренностей социальные партнеры являются участниками всех процессов реформирования ПО, включая повышения качества ПО, обеспечения прозрачности квалификаций, переноса кредитных единиц и т.д. Исходя из того, что социальное партнерство в сфере ПО еще только начинается в России, представляется необходимым разрабатывать модели социального партнерства учебного заведения ПО, последующее обобщение которых позволит создать общую модель социального партнерства в сфере ПО для Российской Федерации. Для самого учебного заведения становление системы социального партнерства создаст необходимые условия для качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов за счет: - обеспечения требований работодателей по содержанию подготовки специалистов, - упрощения доступа к информации о рынке труда, - корректировки учебных планов с учетом требований работодателей, - организации практики студентов на предприятиях, - повышения квалификации преподавателей на предприятиях, - участия в совместных коммерческих проектах и др. Вместе с тем, разобщенность работодателей и самих учебных заведений, некоторая еще сохраняющаяся инертность мышления, отсутствие законодательной базы социального партнерства и ряд других проблем создают определенные трудности во взаимодействии всех заинтересованных участников этого процесса. Становление системе социального партнерства ТГИЭК началось с 1993 года. В настоящее время колледж осуществляет социальное партнерство на разных уровнях – региональном, муниципальном, локальном. В то же время исследования значения социального диалога и определение в системе социального партнерства места среднего специального учебного заведения актуально в связи с быстрыми изменениями отечественного и международного социума. В 2004г. колледж вступил в эксперимент по теме «Условия и пути развития колледжа в системе социального партнерства» (Приказ МО РФ №1079 от 05.03.2004 г.). Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 1) важнейшей целью профессионального образования – удовлетворением потребности рынка труда и образовательных потребностей граждан; 2) несоответствием между квалификационными требованиями работодателей и качеством подготовки выпускников ССУЗа; 3) необходимостью формирования специалиста, способного занять активную позицию на рынке труда; 4) необходимостью решения задачи социальной защиты населения, а именно - выпускников ССУЗа. Проект основан на результатах предыдущего экспериментального исследования, проведенного в Тверском государственном индустриально-экономическом колледже им. А.Н. Коняева в 2000 – 2003 годах «Условия и пути совершенствования личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования» (Приказ МО РФ №3295 от 17.11.2000 г.). В качестве основных условий совершенствования формирования личности студентов ССУЗа нами выявлено: - ориентация субъектов образования на развитие личности студентов, знание их особенностей, трудностей их деятельности и общения; - профессиональные знания, навыки, умения субъектов образования, обеспечивающие результативность их деятельности по формированию личности студентов; - четкое планирование и систематизация деятельности всех субъектов образования; - наличие нормативной базы учебного заведения, обеспечивающей распределение функций всех участников учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса; - ведущая роль психологической службы в организации взаимодействия всех субъектов образования. Определены пути совершенствования формирования личности студентов: - изучение субъектами образования результатов диагностики личности студентов, учет эффективности принятых мер и их своевременная корректировка; - организация системы повышения квалификации преподавателей, кураторов, воспитателей общежитий с целью повышения их психолого-педагогической компетентности; - организация научно-исследовательской работы по психолого-педагогическим проблемам; - организация взаимодействия субъектов образования с родителями студентов-первокурсников; - организация системы студенческого самоуправления; - изучение рынка труда и требований работодателей. Таким образом, в рамках предыдущего проекта разрабатывался ряд вопросов, непосредственно связанных с социальным партнерством. Полученные результаты будут использованы как исходные положения настоящего проекта, обеспечивая синергию обоих проектов. Как и в предыдущем проекте, организована деятельность исследовательских лабораторий: лаборатории профессионального образования, лаборатории психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, лаборатория воспитания и развития личности, лаборатории инновационных технологий в образовании и Научного общества преподавателей и студентов ТГИЭК. Цель исследования - создание эффективной модели социального партнерства ССУЗа, обеспечивающего качественную подготовку конкурентоспособного на рынке труда специалиста. В соответствии с результатами предыдущего этапа экспериментальной деятельности, актуальностью, многоплановостью и многоаспектностью проведенных исследований считаем необходимым их продолжение по ряду направлений и разработку новых направлений. В целом направления проекта охватывают: - разработку рамки социального партнерства на уровне учебного заведения; - разработку моделей стратегического и оперативного социального партнерства; - разработку и апробацию основных механизмов социального партнерства; - разработку проблемы качества подготовки конкурентоспособного специалиста; - разработку психологических проблем становления личности специалиста (формирование и развитие профессионально-важных качеств, адаптации к социуму, формирование мотивационной готовности студентов ССУЗа к профессиональной деятельности и т.д.); - изучение роли инновационных технологий в образовательном процессе ССУЗа. Методологической базой исследования являются труды отечественных ученых: - в области психологии профессии – Е.М. Борисовой, К.М. Гуревич, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, И.Д. Левитова, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, А.М. Новикова, К.К. Платонова, Н.С. Пряжникова, В.В. Чебышева, Р.Х. Шакурова, А.Ф. Шикуна, М.Р. Щукина и др. - в области педагогики – В.П. Беспалько, С.М. Вишняковой, М.И. Ерецкого, П.Н. Новикова, В.Е. Сосонко, Л.Г. Семушиной, Н.В. Талызиной и др. - в области педагогики и психологии воспитания – А.А. Захаренко, И.А. Зимней, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой, А.А. Фомина, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др. - в области управления качеством образования – В.С. Аванесова, П.Ф. Анисимова, В.И. Байденко, О.Н. Олейниковой, В.П. Панасюка, Н.А. Селезневой и др. Задачи исследования: - дальнейшее изучение и апробация новых мотивационных механизмов, форм взаимодействия с социальными партнерами, способов и форм развития социального партнерства (на основе переосмысления собственного опыта колледжа и изучения и адаптации внешнего, в том числе международного опыта); - в части модели стратегического социального партнерства – разработка методологии и процедур: * сбора информации о развитии сферы труда; * форм взаимодействия с предприятиями; * формирования перспективного плана развития социального партнерства учебного заведения, основанного на приоритетах регионального развития; * анализа развития рынка труда (по профилям обучения, или отраслям) и прогноза потребностей рынка труда, основанного на демографических и экономических прогнозах и региональных стратегиях развития, - в части модели оперативного социального партнерства - разработка методологии и процедур: * определения потребностей в умениях, * развития обучения на рабочем месте (производственной практики), * привлечение представителей сферы труда к преподаванию, * стажировок на предприятии преподавателей и студентов, * участия в проектах регионального развития, * привлечения инвестиций, *обучения по заказам предприятий, * профориентационные мероприятия, * совместной разработки содержания обучения и методов оценки практических умений и компетенций и др., - в части механизмов реализации моделей - формирование различных типов целевых консультативных советов с паритетным участием социальных партнеров и работников колледжа. Применяются методы исследования: анализ научной литературы по теме, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент, метод математико-статистической обработки материалов. Разрабатываются проблемы деятельности эффективной модели ССУЗа, обеспечивающей качественную подготовку конкурентоспособного на рынке труда специалиста с привлечением социальных партнеров. Основные научные результаты, выводы и практические рекомендации используются учебными заведениями СПО Тверской области для повышения эффективности образовательного процесса в целях подготовки конкурентоспособного специалиста и содействия региональному развитию. Апробация разработанных моделей позволит разработать предложения по институциональной модели социального партнерства в сфере ПО. Ожидаемый результат деятельности: - аналитические материалы по результатам исследования, - предложения по институциональной модели социального партнерства в сфере ПО, - активизация социального партнерства колледжа, - повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста, - становление колледжа как инновационного учебного заведения в системе социального взаимодействия, включающей в себя сотрудничество как с отечественными, так и с зарубежными партнерами Одновременно с начальным этапом эксперимента было принято решение участвовать в российско-финском проекте «Социальное партнерство в профессиональном образовании», который проходил в 2004-2005 гг. За время экспериментального исследования мы определились с категориями социальных партнеров и выделили следующие группы социальных партнеров нашего учебного заведения: службы занятости населения, профсоюз машиностроителей, торгово-промышленная палата, промышленные предприятия г. Твери и Тверской области, организации и учреждения государственной и муниципальной власти, предприятия и организации социальной сферы, предприятия сферы обслуживания. Был проведен анализ рынка труда с целью приведения профильной структуры подготовки специалистов в соответствие с потребностями рынка труда. Сбор информации проводился на крупнейших предприятиях области, имеющих стабильное финансовое положение и конкурентоспособных на рынке труда. Работодатели отметили следующие необходимые, на их взгляд, качества работников: - личностные: энергичность, настойчивость, педантичность, ответственность, творческий подход к делу, коллективизм, сообразительность; - функциональные: организаторские способности, умение планировать деятельность, навыки поиска информации, умение передавать опыт, умение вести переговоры с партнерами, способность к освоению новой техники, стремление к новому качеству. Респонденты отметили важнейшие, по их мнению, области знаний, которые могут быть востребованы в течение ближайших лет у выпускников колледжа: - специальность «Социальная работа»: знание особенностей социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; особенности социальной работы с семьей и детьми; - специальность «Экономика и бухучет»: знания в области налогов и налогообложения, аудита, экологии, маркетинга; - специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»: знания в области электроники, компьютерной диагностики, покрасочных работ, электрооборудования, ремонта систем питания, ремонту двигателей автомобилей КамАЗ, ГАЗ-3110, ВАЗ, МАЗ, ЗИЛ, автомобильных перевозок, технического контроля. В то же время полученные результаты достаточно расплывчаты, не ясно, какого же специалиста хотят получить работодатели. В этом направлении работа корректируется в соответствии с рекомендациями по международному проекту в области профессионального образования «Делфи». В качестве основных направлений сотрудничества с социальными партнерами следует отметить следующие: разработка содержания учебных программ (по всем специальностям); анализ рынка труда; прогноз спроса и предложения образовательных услуг в Тверском регионе; предоставление мест для производственной практики; участие в итоговой оценке выпускников; организация стажировок и ПК преподавателей на предприятиях; организация системы подготовки и переподготовки работников предприятий в колледже на базе отдела курсовой подготовки рабочих кадров; профоориентационная работа; обучение студентов на предприятиях (технические специальности); участие представителей социальных партнеров в управлении колледжем через попечительский совет; трудоустройство выпускников. В рамках проекта были заключены два договора о сотрудничестве с Техническим профессиональным училищем г. Рованиеми (Финляндия). Как свидетельствует полученный опыт, такая система работы способствует качественной подготовке специалистов среднего звена.
|