ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА

 

Корзин А.Б., директор, канд.псих.наук,

Заслуженный Учитель РФ

Голубева Т.А., зам. директора по НМР,

канд.псих.наук, доцент

ГОУ СПО «Тверской государственный индустриально-

экономический колледж имени А.Н. Коняева»

 

Кардинальные изменения, происходящие в отечественном социуме, изменили парадигму среднего профессионального образования. С появлением рынков труда, образовательных услуг, капитала и т.д. оно все более стало ориентироваться на удовлетворение запросов работодателей, активнее участвовать в решении социально-экономических задач общества. В связи с этим повышаются требования к профессиональной подготовке выпускников средних специальных учебных заведений, появляются новые профессии и специальности, ужесточается конкуренция на рынке труда.

Одновременно меняется и внешняя среда развития системы подготовки специалистов среднего звена в связи с расширением рынка образовательных услуг, изменениями в финансировании и управлении учебными заведениями, процессами децентрализации и регионализации образования, ростом самостоятельности и, следовательно, ответственности ССУЗов за результаты своей деятельности.

Все более актуальным становится вопрос о формировании новой системы отношений между образовательными учреждениями и социальными партнерами, к которым, согласно принятому в международном сообществе определению, относятся организации рынка труда и субъекты экономики, т.е. работники и их организации и работодатели и их организации, включая ассоциации и объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, объединения предпринимателей, а также региональные структуры занятости и экономического развития и т.д.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это развитие с участием социальных партнеров высококачественного ПО в интересах рынка труда, экономики и граждан.

Основной акцент социального партнерства – региональная политика и региональное развитие, субъектом которого являются учреждения ПО.

Важнейшим социальным партнерам учебных заведений СПО являются работодатели, которые имеют экономическую заинтересованность в выпускниках ССУЗов. Наряду с профессиональными качествами работодатели предъявляют и определенные требования и к личностным, социальным и методическим компетенциям специалистов (ответственность, коммуникабельность, умение принимать решения и др.).

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация выпускников становятся причиной их обращения на биржу труда.

Эффективное социальное партнерство на уровне учебных заведений ПО позволяет преодолеть диспропорции рынка труда с точки зрения спроса и предложения умений, компетенций и квалификаций, что повышает возможности трудоустройства выпускников и эффективной реализации их потенциала, а также содействует целям регионального развития и формированию рабочей силы, имеющей востребованные умения, а также позволяет избежать дублирование в предоставлении услуг ПО в регионе.

Развитие социального партнерства в сфере ПО является одной из задач Копенгагенского процесса развития сотрудничества в области профессионального образования, реализуемого в настоящее время в странах Европейского Союза, к которому в будущем присоединится и Россия, как она уже присоединилась к Болонскому процессу в области высшего образования. В рамках Копенгагенских договоренностей социальные партнеры являются участниками всех процессов реформирования ПО, включая повышения качества ПО, обеспечения прозрачности квалификаций, переноса кредитных единиц и т.д.

Исходя из того, что социальное партнерство в сфере ПО еще только начинается в России, представляется необходимым разрабатывать модели социального партнерства учебного заведения ПО, последующее обобщение которых позволит создать общую модель социального партнерства в сфере ПО для Российской Федерации. Для самого учебного заведения становление системы социального партнерства создаст необходимые условия для качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов за счет:

- обеспечения требований работодателей по содержанию подготовки специалистов,

- упрощения доступа к информации о рынке труда,

- корректировки учебных планов с учетом требований работодателей,

- организации практики студентов на предприятиях,

- повышения квалификации преподавателей на предприятиях,

- участия в совместных коммерческих проектах и др.

Вместе с тем, разобщенность работодателей и самих учебных заведений, некоторая еще сохраняющаяся инертность мышления, отсутствие законодательной базы социального партнерства и ряд других проблем создают определенные трудности во взаимодействии всех заинтересованных участников этого процесса.

Становление системе социального партнерства ТГИЭК началось с 1993 года. В настоящее время колледж осуществляет социальное партнерство на разных уровнях – региональном, муниципальном, локальном. В то же время исследования значения социального диалога и определение в системе социального партнерства места среднего специального учебного заведения актуально в связи с быстрыми изменениями отечественного и международного социума.

В 2004г. колледж вступил в эксперимент  по теме «Условия и пути развития колледжа в системе социального партнерства» (Приказ МО РФ №1079 от 05.03.2004 г.).

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

1) важнейшей целью профессионального образования – удовлетворением потребности рынка труда и образовательных потребностей граждан;

2) несоответствием между квалификационными требованиями работодателей и качеством подготовки выпускников ССУЗа;

3) необходимостью формирования специалиста,  способного занять активную позицию на рынке труда;

4) необходимостью решения задачи социальной защиты населения,  а именно - выпускников ССУЗа.

Проект основан на результатах предыдущего экспериментального исследования, проведенного в Тверском государственном индустриально-экономическом колледже им. А.Н. Коняева в 2000 – 2003 годах «Условия и пути совершенствования личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования» (Приказ МО РФ №3295 от 17.11.2000 г.). В качестве основных условий совершенствования формирования  личности студентов ССУЗа нами выявлено:

- ориентация субъектов образования на развитие личности студентов,  знание их особенностей, трудностей их деятельности и общения;

- профессиональные знания, навыки, умения субъектов образования, обеспечивающие результативность их деятельности по формированию   личности студентов;

- четкое планирование и систематизация деятельности всех субъектов образования;

- наличие нормативной базы учебного заведения, обеспечивающей распределение функций всех участников учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса;

- ведущая роль психологической службы в организации взаимодействия всех субъектов образования.

Определены пути совершенствования формирования личности студентов:

- изучение субъектами образования результатов диагностики личности студентов, учет эффективности принятых мер и их своевременная корректировка;

- организация системы повышения квалификации преподавателей, кураторов, воспитателей общежитий с целью повышения их психолого-педагогической компетентности;

- организация научно-исследовательской работы по психолого-педагогическим проблемам;

- организация взаимодействия субъектов образования с родителями студентов-первокурсников;

- организация системы студенческого самоуправления;

- изучение рынка труда и требований работодателей.

Таким образом, в рамках предыдущего проекта разрабатывался ряд вопросов, непосредственно связанных с социальным партнерством. Полученные результаты будут использованы как исходные положения настоящего проекта, обеспечивая синергию обоих проектов. Как и в предыдущем проекте, организована  деятельность исследовательских лабораторий: лаборатории профессионального образования, лаборатории психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, лаборатория воспитания и развития личности, лаборатории инновационных технологий в образовании и Научного общества преподавателей и студентов ТГИЭК.

 Цель исследования - создание эффективной модели социального партнерства ССУЗа, обеспечивающего качественную подготовку конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

В соответствии с результатами предыдущего этапа экспериментальной деятельности, актуальностью, многоплановостью и многоаспектностью проведенных исследований считаем необходимым их продолжение по ряду направлений и разработку новых направлений. В целом направления проекта охватывают:

 - разработку рамки социального партнерства на уровне учебного заведения;

-  разработку моделей стратегического и оперативного социального партнерства;

-  разработку и апробацию основных механизмов социального партнерства;

- разработку проблемы качества подготовки конкурентоспособного специалиста;

- разработку психологических проблем становления личности специалиста (формирование и развитие профессионально-важных качеств, адаптации к социуму, формирование мотивационной готовности студентов ССУЗа к профессиональной деятельности и т.д.);

- изучение роли инновационных технологий в образовательном процессе ССУЗа.

Методологической базой исследования являются труды отечественных ученых:

  - в области психологии профессии – Е.М. Борисовой, К.М. Гуревич, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, И.Д. Левитова, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, А.М. Новикова, К.К. Платонова, Н.С. Пряжникова, В.В. Чебышева, Р.Х. Шакурова, А.Ф. Шикуна, М.Р. Щукина и др.

 - в области педагогики – В.П. Беспалько, С.М. Вишняковой, М.И. Ерецкого, П.Н. Новикова, В.Е. Сосонко, Л.Г. Семушиной, Н.В. Талызиной и др.

 - в области педагогики и психологии воспитания – А.А. Захаренко, И.А. Зимней, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой, А.А. Фомина, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др.

 - в области управления качеством образования – В.С. Аванесова, П.Ф. Анисимова, В.И. Байденко, О.Н. Олейниковой, В.П. Панасюка, Н.А. Селезневой и др.

Задачи исследования:

- дальнейшее изучение и апробация новых мотивационных механизмов, форм взаимодействия с социальными партнерами, способов и форм развития социального партнерства (на основе переосмысления собственного опыта колледжа и изучения и адаптации  внешнего, в том числе международного опыта);

- в части модели стратегического социального партнерства – разработка методологии и процедур:

* сбора информации о развитии сферы труда;

* форм взаимодействия с предприятиями;

* формирования перспективного плана развития социального партнерства учебного заведения, основанного на приоритетах регионального развития;

* анализа развития рынка труда (по профилям обучения, или отраслям) и прогноза потребностей рынка труда, основанного на демографических и экономических прогнозах и региональных стратегиях развития,

- в части модели оперативного социального партнерства - разработка методологии и процедур:

* определения потребностей в умениях,

* развития обучения на рабочем месте (производственной практики),

* привлечение представителей сферы труда к преподаванию,

* стажировок на предприятии преподавателей и студентов,

* участия в проектах регионального развития,

* привлечения инвестиций,

*обучения по заказам предприятий,

* профориентационные мероприятия,

* совместной разработки содержания обучения и методов оценки практических умений и компетенций и др.,

- в части механизмов реализации моделей - формирование различных типов целевых консультативных советов с паритетным участием социальных партнеров и работников колледжа.

Применяются методы исследования: анализ научной литературы по теме, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент, метод математико-статистической обработки материалов.

Разрабатываются проблемы деятельности эффективной модели ССУЗа, обеспечивающей качественную подготовку конкурентоспособного на рынке труда специалиста с привлечением социальных партнеров.

Основные научные результаты, выводы и практические рекомендации используются учебными заведениями СПО Тверской области для повышения эффективности образовательного процесса в целях подготовки конкурентоспособного специалиста и содействия региональному развитию. Апробация разработанных моделей позволит разработать предложения по институциональной модели социального партнерства в сфере ПО.

Ожидаемый  результат деятельности:

 - аналитические материалы по результатам исследования,

 - предложения по институциональной модели социального партнерства в сфере ПО,

 - активизация социального партнерства колледжа,

 - повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста,

- становление колледжа как инновационного учебного заведения в системе социального взаимодействия, включающей в себя сотрудничество как с отечественными, так и с зарубежными партнерами

Одновременно с начальным этапом эксперимента было принято решение участвовать в российско-финском проекте «Социальное партнерство в профессиональном образовании», который проходил в 2004-2005 гг.

За время экспериментального исследования мы определились с категориями  социальных партнеров и выделили следующие группы социальных партнеров нашего учебного заведения: службы занятости населения, профсоюз машиностроителей, торгово-промышленная палата, промышленные предприятия г. Твери и Тверской области, организации и учреждения государственной и муниципальной власти, предприятия и организации социальной сферы, предприятия сферы обслуживания.

Был проведен анализ рынка труда с целью приведения профильной структуры подготовки специалистов в соответствие с потребностями рынка труда. Сбор информации проводился на крупнейших предприятиях области, имеющих стабильное финансовое положение и конкурентоспособных на рынке труда. Работодатели отметили следующие необходимые, на их взгляд, качества работников:

- личностные: энергичность, настойчивость, педантичность, ответственность, творческий подход к делу, коллективизм, сообразительность;

- функциональные: организаторские способности, умение планировать деятельность, навыки поиска информации, умение передавать опыт, умение вести переговоры с партнерами, способность к освоению новой техники, стремление к новому качеству.

Респонденты отметили важнейшие, по их мнению, области знаний, которые могут быть востребованы в течение ближайших лет у выпускников колледжа:

- специальность «Социальная работа»: знание особенностей социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; особенности социальной работы с семьей и детьми;

- специальность «Экономика и бухучет»: знания в области налогов и налогообложения, аудита, экологии, маркетинга;

- специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»: знания в области электроники, компьютерной диагностики, покрасочных работ, электрооборудования, ремонта систем питания, ремонту двигателей автомобилей  КамАЗ, ГАЗ-3110, ВАЗ, МАЗ, ЗИЛ, автомобильных перевозок, технического контроля.

В то же время полученные  результаты достаточно расплывчаты, не ясно, какого же  специалиста хотят получить работодатели.

В этом направлении работа корректируется в соответствии с рекомендациями по международному проекту в области профессионального образования «Делфи».

В качестве основных направлений сотрудничества с социальными партнерами следует отметить следующие: разработка содержания учебных программ (по всем специальностям); анализ рынка труда; прогноз спроса и предложения образовательных услуг в Тверском регионе; предоставление мест для производственной практики; участие в итоговой оценке выпускников; организация стажировок и ПК преподавателей на предприятиях; организация системы подготовки и переподготовки работников предприятий в колледже на базе отдела курсовой подготовки рабочих кадров; профоориентационная работа; обучение студентов на предприятиях (технические специальности); участие представителей социальных партнеров в управлении колледжем через попечительский совет;  трудоустройство выпускников.

В рамках проекта были заключены два договора о сотрудничестве с Техническим профессиональным училищем г. Рованиеми (Финляндия).

Как свидетельствует полученный опыт, такая система работы  способствует качественной подготовке специалистов среднего звена.