РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ В ФГОУ СПО

ГЕОРГИЕВСКОМ ТЕХНИКУМЕ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

 

Королёва Л.А.,

ФГОУ СПО «Георгиевский техникум

механизации сельского хозяйства» t

 

В российском образовании провозглашены принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, дающие педагогическим коллективам возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели и учитывающие региональные и местные условия.

Необходимость инновационного развития образовательного процесса в нашем техникуме предопределилась тем, что в современных условиях происходит качественное развитие социокультурной динамики общества, возрастание темпов обновления технологий деятельности во всех сферах общественных отношений. Анализ показал, что существует тенденция нарастания противоречия между требованиями общества и уровнем профессиональной компетентности современных специалистов, а также качественными возможностями их удовлетворения в системе образовательного процесса учебного заведения.

Поэтому наше учебное заведение находится в постоянном активном поиске подходов повышения качества подготовки выпускников, так как мы понимаем, что невозможно обеспечить качество образования, которые получают молодые люди, без внедрения инноваций. У нас нет другого выхода, кроме движения вперёд.

Цели инновационного развития нашего техникума мы сформулировали следующим образом:

Повышение качества функционирования и развития методической системы образовательного процесса в соответствии с современными требованиями подготовки специалистов среднего звена.

Построение самоорганизующейся педагогической сферы как критерия инновационного развития образовательного процесса.

Исходя из целей, мы поставили перед собой вполне обоснованные задачи:

организация методического мониторинга (единство контроля, анализа и прогноза);

моделирование вариантов инновационной профессиональной деятельности преподавателей;

разработка инновационных технологий и их внедрение в практику;

инновационная подготовка (переподготовка) преподавательского состава;

изучение, обобщение и распространение опыта инновационной культуры образовательной деятельности;

создание единой инновационной системы профессионального обучения студентов.

Функциональным звеном данной деятельности является учебно-методическая служба и непосредственно методический совет. Основными формами обеспечения инновационного развития нашего образовательного учреждения являются нормативные документы (ведомость, бланк отчета), материальное, финансовое обеспечение, в рамках чего выделяются дополнительные средства финансирования инновационного развития образовательного процесса: оборудуются компьютерные классы, методический кабинет, библиотека, имеют персональный компьютер преподаватели, занимающиеся данным видом деятельности, что стимулирует педагогический коллектив к научно-исследовательской работе.

В течение ряда лет с педагогическим коллективом проводилась работа по внедрению инновационных методов обучения:

1. Педагогические советы:

Современные педагогические технологии – важное звено в качественной подготовке студентов.

Дидактические методики и мониторинговые программы по прогнозированию, обобщению и оценке результатов педагогической деятельности преподавателей техникума.

Внедрение инновационных методов и приёмов в обучение.

Инновационные формы воспитательной работы при проведении внеклассных мероприятий.

Состояние и качество образовательного процесса в техникуме.

2. Совещания-семинары при директоре для административного состава и председателей предметных (цикловых) комиссий по повышению эффективности и совершенствованию методов управления персоналом.

3. Дискуссионный клуб:

Инновационный подход в построении обучения.

Инновация – это путь от познания к результату.

4. Работа в рамках предметной (цикловой) комиссии.

5.«Педагогическая мастерская» (изучение, обобщение, отечественного и зарубежного опыта, обмен опытом преподавателей).

6. Индивидуальная работа с преподавателями.

В условиях функционирования высокотехнологического общества и внедрения разнообразных технологий в образовательных процесс, личность педагога становится объектом самовоспитания. Профессиональное саморазвитие педагогов происходит постоянно. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». В связи с этим, в своих индивидуальных планах  по повышению квалификации преподаватели выразили желание пройти курсы по овладению компьютерной грамотностью. Такие курсы («оператор ЭВМ») организованы в нашем техникуме. Невзирая на возраст, курсы посещают и молодые педагоги, и разменявшие шестой десяток. Составлена рабочая программа. Продолжительность обучения - один месяц (120 часов). Желающие могут обучаться три месяца (480 часов). Курсы ведёт преподаватель высшей категории нашего учебного заведения. Педагоги приобретают знания структуры ПК, основ профилактики и получают навыки работы с оперативной системой Windows, программами Microsoft Office. В прошлом учебном году курсы закончили 10 преподавателей, что составляет 12,5 % преподавательского состава. В первом семестре 2006-2007 учебного года на курсы записалось 33 человека, что составляет 41 %. Всего 53,5 % преподавателей имеют удостоверение «Оператор ЭВМ».

Преподавателями техникума было изучено достаточно много готовых учебных программ по освоению компьютерной грамотности для студентов СПО, которые апробированы в учебном процессе. В них были отмечены следующие положительные стороны: высокое профессиональное качество программ, т. к. они создаются творческими коллективами, в которые входят программисты, методисты, психологи, дизайнеры и другие специалисты; хорошая мультимедийная база, интересный и богатый интерфейс, разнообразные виды заданий и т. д. Самым большим недостатком, на наш взгляд, является то, что в эти программы нельзя внести коррекцию по желанию учителя, нельзя выбрать нужную часть, а приходится «прогонять» всю программу целиком. В то же время программа не перекрывает содержание всего учебного курса, а предназначена для освоения лишь какой-то темы. Если же программа почти полностью удовлетворяет всем требованиям преподавателя, то, как правило, цена такого продукта слишком высока для приобретения. Поэтому преподаватели техникума встали на путь создания собственных компьютерных программно-дидактических средств с помощью ИСПН (инструментальных систем педагогического назначения), т.к. при этом не требуется освоения преподавателями программирования. Используются программные продукты, созданные другими учебными заведениями, так, на уроке информатики используются электронные учебники с тестирующими заданиями по MS Word и MS Excel.

Наиболее простой и удобной для освоения оказалась инструментальная система «УРОК» (универсальный редактор обучающих курсов) фирмы ЛИНТЕХ, которой может овладеть простой пользователь, что является главным преимуществом этой системы, в отличие от других. Достоинствами является и то, что есть возможность создавать продукты, учитывая специфику конкретного учебного заведения, реализуя замыслы преподавателя.

В системе развивающего обучения всегда возникала проблема с вариативностью заданий, с индивидуализацией обучения, с темпом и объемом подачи информации, так как некоторые студенты «схватывают» суть материала очень быстро и требуют более сложных заданий.

Занятия с использованием ПК проводятся в форме обучения и контроля. Обучающая программа заключает в себе теоретические знания. Студент, проходя данную программу, знакомится с определенной  темой, получает новые знания. После теоретических кадров каждый преподаватель может запрограммировать различные вопросы по пройденной теме. Если  студент неправильно отвечает на вопрос, педагог может отправить его на теоретический кадр, где он найдёт ответ на поставленный вопрос. В конце курса студент получает за все задания оценку, т.е. компьютер произведет вычисления и выдаст процент качества выполненной работы. В зависимости от этого студент аттестуется по пятибалльной системе. К тому же, педагог сам может запрограммировать постановку оценки (похвала, подбадривание) при выборе контроля «Расчет».

В контролирующих программах запрограммированы тесты. Здесь уже нет теоретических блоков, и при неправильном ответе студент  продвигается дальше до конца программы. Такие продукты нужны в тех случая, когда тема изучена и нужен контроль знаний по ней. Преподавателю уже не надо затрачивать времени на проверку всех контрольных работ, это за него сделает компьютер. Переходы по кадрам программирует сам учитель. Важно заметить, что в каждом теоретическом кадре есть кнопки выхода из программы и возврата на меню (содержание курса).

Чтобы разгрузить теоретические кадры от большого количества материала, используется метод гипертекстовых связей. Студент, изучающий любую тему, может возвращаться к пройденному материалу по гиперссылкам, повторять различные вопросы теории с любого кадра программы (за исключением контролирующих кадров), обращаться за помощью в любой момент (стоит только нажать одну из функциональных клавиш).

На базе техникума проводились курсы по работе в программе «Консультант +». В нашем учебном заведении создан четыре компьютерный класс, на машинах которого установлена лицензионное программное обеспечение ОС Windows, «1С бухгалтерия» для специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет».

Внутри техникума создана локальная сеть, которая имеет подключение к Интернет. Это даёт возможность пользоваться преподавателям и студентам электронными библиотеками, справочниками. Каждый педагог может совершенствовать свою профессиональную подготовку посредством изучения отечественного и зарубежного опыта по применению ПК в процессе обучения студентов.

Для  развёртывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психолог техникума отмечает два приёма формирования верной самооценки: 1. Соотнесение уровня своих притязаний с достигнутым результатом. 

       2.Сопоставление их с мнением окружающих.                      

В результате кропотливой, дифференцированной работы психолога было выявлены педагоги с завышенной и заниженной самооценкой. Методическая служба наметила план работы с этими группами преподавателей, с применением разноуровневых задач для различного контингента педагогов.

Апробируя возможности на практике, обмениваясь опытом, педагоги с завышенной самооценкой понимают, что необходимо что-то доработать. И именно в этот момент мы предлагаем педагогам с завышенной и заниженной самооценкой объединить свои усилия в творческом поиске и разработке инновационных проектов развития образовательного процесса, педагогических технологий.

Особое внимание методическая служба уделяет наставничеству, ведь саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли начинающий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

- планирование: выбирать средства и способы, действия и приёмы саморазвития;

- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Над всем этим и работает наставник и методслужба.

И немного о творчестве. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. В практической деятельности нашего учебного заведения мы выделили несколько уровней инноваций:

открытия, утверждающие идеи, способные преобразовывать педагогическую деятельность;

изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

педагогическое рационализаторство–усовершенствование, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Преподаватели техникума находятся в постоянном поиске новых форм, методов и средств обучения, в соответствии со спецификой учебного учреждения. Педагоги спецдисциплин имеют наборы схем, слайдов, видеофильмов, снимков оборудования и самих деталей. Разработан электронный опросник для проверки знаний студентов, работающих в группе и индивидуально. Видеоматериал, используемый на занятиях, содержит последовательность выполнения операций по диагностированию определенного узла, механизма или системы. Преподаватели организуют уроки-экскурсии на станции техобслуживания и мойки автотранспорта (легкового и грузового). Преподаватели отделения механизации сельского хозяйства разрабатывают электронный учебник «Диагностика двигателей внутреннего сгорания».

Затруднение у студентов вызывает изучение иностранного языка, хотя основным требованием является овладение практическими навыками общения. Организация учебной деятельности проводится по блочно-модульной системе. В течение всего курса применяются ТСО, наглядные пособия и денотатные карты. Денотативный анализ текста позволяет оптимизировать существующую традиционную систему работ с текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. Образ содержания текста, полученный в процессе понимания, и замысел, выступающий в качестве образа ведущего текста, в стуктурном отношении тождественный могут быть воспроизведены графически в денотатной схеме (картине).

В настоящее время педагогический коллектив техникума работает над созданием учебно-методических комплексов, основной целью которых является обеспечение качественного методического оснащения учебно-воспитательного процесса. Сам УМК – это совокупность нормативной, учебно-программной и учебно-методической документации, обеспечивающей изучение каждой темы или раздела учебной дисциплины. Использование УМК улучшает организацию работы студентов, способствует качественному усвоению учебного материала и чёткой организации преподавания дисциплины.

Инновационные формы и методы работы применяются и в воспитательной деятельности нашего учебного заведения. Коллективом преподавателей внедряются в практику следующие инновационные формы в воспитании:

Гостиные:

- художественная гостиная знакомит студентов и преподавателей с различными видами изобразительного искусства. В рамках социального партнёрства постоянно организуются встречи с представителями Георгиевского регионального фонда Рериха на базе библиотеки техникума. Выставки-рассказы экскурсоводов фонда сопровождались музыкальными этюдами, стихами. В результате плодотворной совместной работы студенты стали активными участниками художественной гостиной. Фондом Рериха нашему учебному учреждению была подарена копия картины «Заморские гости» и художественная литература о жизни и творчестве отца и сына Рерихов;

- музыкальная гостиная привлекает студентов демократизмом различных музыкальных жанров. Здесь проводятся викторины, конкурсы вокала, бардовской песни. Содружество с городской музыкальной школой дало возможность провести вечера-знакомства с классической музыкой русских и зарубежных композиторов («Золотая осень», «Край мой родной», «Народный фольклор», «Далёкая и близкая Европа»);

- литературная гостиная организует встречи с поэтами г. Георгиевска, района. Коллективом студентов и преподавателей ежемесячно выпускается «Литературный альманах», содержащий материал о творчестве писателей и поэтов, печатаются стихотворные произведения студентов и преподавателей, рассуждения о проблемах современной молодежи, перспективы развития техникума, о своем отношении к городу и к родному Ставрополью. Необыкновенным было театральное представление «Я люблю тебя, Россия», посвященное творчеству С.А.Есенина. Мероприятие было направлено на развитие интеллектуального уровня студентов.

Встреча со Светланой Дружининой, актрисой и режиссером, дала возможность прикоснуться к тайнам создания кино, актёрской профессии. Демонстрировался снятый ею фильм «Тайны дворцовых переворотов».

- историческая гостиная способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств у молодёжи. В рамках проводимых мероприятий состоялись встречи с Ветеранами ВОВ, труда. Выпускники техникума, прошедшие дорогами Афганистана, Чечни, говорили на встречах о таких вечных понятиях, как дружба, товарищество, предательство и преданность Родине. Силами преподавателей и студентов регулярно организуются и проводятся мини-спектакли по различной тематике. Ярким примером использования современных технологий в педагогическом и воспитательном процессах является театральное представление «Истинные причины Троянской войны – современная версия», где студентами освещалось данное историческое событие, так, как они его понимают.

Центром патриотического воспитания является музей истории техникума, на базе которого проводятся встречи «Времён связующая нить», уроки - мужества «Слёзы Беслана», «Узники концлагерей», различные классные часы.

2. Экскурсии.

Данная форма работы способствует изучению исторических, географических, этнических особенностей нашего региона, развитию экологической грамотности.

3. Коллективные творческие дела.

Участвуя вместе с преподавателями и под их руководством в различных областях жизни нашего учебного учреждения, студенты получают необходимый опыт для того, чтобы самостоятельно проявлять творческую инициативу. Примером может служить возрождение «тимуровского» движения – «Ветераны рядом с нами», озеленение территории техникума, учебных аудиторий, подготовка общетехникумовских мероприятий.

В соответствии со стандартами в учебный план включено получение дополнительных рабочих профессий: слесарь по ремонту сельхозоборудования, слесарь по ремонту автомобилей, тракторист широкого профиля, водитель транспортных средств категории «С». Наряду с этими профессиями разработаны и внедрены рабочие программы по подготовке водителей категории «В» и «ВС», газоэлектросварщик, токарь-фрезеровщик, оператор ЭВМ. Организованы курсы по повышению квалификации электриков промышленных предприятий. В техникуме ведётся работа по техническому творчеству студентов с использованием современных технологий обучения. В результате проводимой работы подана заявка на участие нашей команды во Всероссийской олимпиаде по техническому творчеству студентов средних специальных учебных заведений. Построен и оборудован для практического обучения студентов отделения «ТО и ремонта автомобильного транспорта и механизации сельского хозяйства» автотрактородром.

Для работы на заочном отделении разработаны календарно-тематические планы, контрольные задания, проводятся индивидуальные и групповые консультации с использованием ПК.

Наш коллектив уверен, что педагогический опыт, творческий потенциал и целеустремлённость поможет нам решить поставленные задачи.