СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Киреева М.В., и.о. директора

ГОУ СПО «Новочеркасский государственный

промышленно-гуманитарный колледж»

 

ХХ век, вошедший в историю как век образования, заложил основы для глобальных социальных преобразований и научно-технического прогресса в наступающем столетии. Доказательством является тот факт, что сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения во внешней среде, адаптируясь в ней и активно влияя на состояние этой среды.

Российская система образования представляет значительную часть мирового образовательного пространства. Образовательные учреждения среднего профессионального образования, развивающиеся в системе непрерывного профессионального образования, характеризуются сегодня многоуровневостью, многопрофильностью, многофункциональностью.

Одной из основных задач деятельности коллектива ГОУ СПО «Новочеркасский государственный промышленно-гуманитарный колледж» является реализация закона «Об образовании» и «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» на основе принципов приоритетной роли образования для будущего страны, развития отечественной науки и культуры, становления гражданского общества, гуманистического характера реформы, ее направленности на раскрытие созидательных человеческих способностей и качеств, утверждения фундаментальных правил и свобод личности, сохранения и развития лучших отечественных традиций передового педагогического опыта и существующих научно-педагогических школ.

В период реформирования и модернизации Российского образования первоочередной задачей системы среднего профессионального образования является обеспечение качества подготовки специалистов на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества. Качество образования следует рассматривать как многоаспектную систему. Под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов. Качество образования является фундаментом создания единого образовательного пространства. В России широкомасштабно ведется работа по созданию общеевропейской системы образования. Предполагается выработка единых международных критериев и методологии оценки качества образования. Данная проблема может быть решена только посредством внедрения в образовательных учреждениях профессионального образования системы менеджмента качества (СМК) на базе Международных стандартов ИСО 9000:2001.

Международные стандарты ИСО активно применяют в любых сферах деятельности, где основополагающей целью функционирования организации является удовлетворение потребителя (в области образования потребителем выступает обучающийся, с одной стороны, и региональный рынок – с другой стороны). Построение системы менеджмента качества в образовательных учреждениях СПО базируется на концепции процессного подхода. Именно на процессном подходе базируются стандарты ИСО 9000:2001. Процессный подход обеспечивает более эффективное управление деятельностью и соответствующими ресурсами для обеспечения качества.

Менеджмент всех процессов, в том числе и образовательных, тесно связан с планированием, апробацией, управлением и постоянным улучшением всех процессов, обеспечивающих жизненный цикл образовательной услуги. Качественная составляющая образования определяется совокупностью следующих основных составляющих: содержанием образования, уровнем профессиональной компетенции педагогического состава, состоянием материально-технической, методической и информационной базы образовательного процесса, формами и методами организации и ведения образовательного процесса.

При системном подходе образовательная деятельность ОУ СПО рассматривается как совокупность процессов, преобразующих «входы» и «выходы» (международные стандарты серии ИСО 9000).

Для оценки качества образовательного процесса необходимо исследовать качество его входных и выходных параметров (абитуриентов и выпускников – подготовленных специалистов) согласно рисункам 1 и 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 1 – Входные параметры модели системы оценки качества

образовательного процесса

 

 

Рисунок 2 – Выходные параметры модели системы оценки качества

образовательного процесса (удовлетворение требований потребителей, ожидаемые ими результаты)


 

На данный момент мы говорили об образовательном процессе как об услуге, а не как о производстве. Согласно МС ИСО 9000:2001 услуга – это деятельность или процесс, а продукция – результат деятельности или процессов.

Применительно к среднему профессиональному образованию, в рамках системного подхода, услугой можно считать деятельность в рамках взаимоотношений «преподаватель - студент». По отношению к ОУ СПО в целом, продукцией являются конкурентоспособные специалисты, если их рассматривать в системе взаимоотношений «специалист (выпускник) - потребитель».

Если рассматривать профессиональное образование как услугу, то возможности разработки и внедрения системы менеджмента качества значительно сокращаются. И наоборот, рассматривая подготовленных ОУ СПО специалистов как продукцию, можно строить систему менеджмента качества на МС ИСО 9000:2001, на основе жизненного цикла продукции (петли качества). Такой двойственный подход к профессиональному образованию обозначает, что услуга скрыта во внутренней деятельности ОУ СПО и должна найти отражение в системе менеджмента качества.

Повышение эффективности любой системы может осуществляться двумя способами. Первый – реорганизация всей структуры системы. Это наиболее эффективный способ, но требующий значительных материальных затрат. Второй способ – улучшение функционирования отдельных элементов системы. Он не требует реорганизации уже существующей структуры управления ОУ СПО, а может базироваться на уже имеющихся структурных элементах, даже если они не объединены в единую систему управления качеством. На сегодняшний момент второй способ является наиболее рациональным.

При разработке системы менеджмента качества (СМК) в образовательных учреждениях среднего профессионального образования следует обратить внимание на то, что процесс функционирования ОУ СПО может быть представлен в виде совокупности разносторонних процессов, необходимых для достижения в конечном итоге одной цели. В то же время, каждый процесс может быть представлен как совокупность отдельных операций (модулей и элементарных процессов) в соответствии с МС ИСО 9000:2001, реализующих цикл Деминга. Эти модули будут различаться в зависимости от стадии жизненного цикла продукции.

Таким образом, задачу формирования СМК в образовательном учреждении среднего профессионального образования целесообразно строить по модельному принципу с определенной иерархией типовых процессов.

 

Литература:

1 Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. – Казань, 2001.

2 Международные стандарты серии ИСО 9000:2001.

3 Инновационные технологии в системе непрерывного профессионального образования.// Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 25-26 ноября 2004. Ч2. – Новочеркасск, 2004.

4 Журналы «Стандарты и качество», 2004, 2005, 2006