Использование Адаптационного Потенциала

Зарубежного опыта интеграции образования в российской

профессиональной школе.

 

Трегубова Т.М.,

д.п.н., профессор, зав.лаб. ИПП ПО РАО.

 

Ученье – свет, а неученье – тьма. Сегодня эта азбучная истина все чаще приходит на ум. И не просто потому, что остается справедливой в наши дни. Она становится актуальной. Пройдя не один период развития, каждый из которых имел своего «идола», человеческая цивилизация наконец вступает в эру образования, главная цель которой – построение общества знаний.

Что это означает? Провозглашая ценность образования в мире, ЮНЕСКО говорит о четырех «столпах познания», которые позволят:

- научиться познавать, т.е. понимать происходящее в мире,

- научиться делать, чтобы изменять окружающий мир,

- научиться совместной жизни, чтобы сотрудничать с другими людьми,

- научиться, наконец, просто жить.

К счастью, сейчас никого не приходится убеждать в необходимости учиться. Молодые люди, всерьез озабоченные своим будущим, стремятся получить как можно лучшее и как можно более универсальное образование. Многие из нынешних студентов грызут гранит науки сразу в нескольких учебных заведениях и вступают в самостоятельную трудовую жизнь, имея два, а то и три диплома.

Не так быстро, но все же доходят до нас и другие новые веяния в области образования. Стремительное развитие науки и техники требует от человека постоянного самосовершенствования: расширения кругозора, приобретения новых умений и готовности все время учиться. Именно эти задачи выдвигает перед нами Концепция обучения в течение всей жизни, а точнее – эти задачи ставит сама жизнь.

Поэтому сейчас ни для кого не удивительно слышать о студентах, которым за 40, за 50 лет, а то и больше. Словом, учиться, учиться и учиться – призыв вовсе не банальный для нашего времени.

Расширяются и границы образования, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Современная ситуация позволяет говорить о наличии международного рынка труда. Профессиональная мобильность теперь подразумевает не только расширение возможностей применить свои знания и умения в рамках профессии или группы профессий, но и возможность работать именно в том регионе, где они востребованы.             Поэтому на первый план в последнее время выходят идеи международного образования. Задача российской системы профессионального образования – не остаться в стороне от этих веяний времени, сделать их частью своей жизни. Реально полезной ее частью, а не просто данью моде.

Таким образом, эпоха глобализации и интеграции воздействует на профессиональное образование во всех странах мира, и в этом отношении Россия отнюдь не является исключением. Причем речь идет не только и не столько о самооче­видных последствиях этих процессов, сколько об изменении самой внутренней парадигмы профессионального образования, то есть о возникно­вении в начальной, средней и высшей профессиональной школе новых норм, ориентиров, ресурсов и мотиваций.

В новой Концепции обучения в течение всей жизни, реализация которой определяет общие контуры и направления развития мировых образовательных систем, среднее профессиональное образование (СПО) занимает центральное место, поскольку именно на этот сектор образования, обязательным условием которого является доступность для маргинальных, социально незащищенных слоев,  ложится задача предоставления всем гражданам возможностей освоить необходимые умения, или (как указывается в международных документах - «иметь ремесло».

Важным для нас является то обстоятельство, что дословно сам термин “Среднее профессиональное образование” не используется в научных международных публикациях и литературе, и, в целом, наблюдается отсутствие единообразия в терминологии, которой пользуются различные страны и также страны, принадлежащие к общим языковым группам, по вопросам организации профессионального образования.

В интерпретации ЮНЕСКО все уровни образования, носящие преимущественно практико-ориентированную прикладную направленность, относят к техническому и профессиональному образованию. В странах Евросоюза начальное и среднее профессиональное образование, включая дополнительное, обозначается аббревиатурой VET.

В настоящее время в международной теории и практики образования четко различаются два сектора профессионального образования и обучения: начальное и непрерывное профессиональное образование и обучение (ПОО). В этой связи необходимо подчеркнуть концептуальное и терминологическое различие, существующее между российским и европейским разделением ПОО по уровням. Если в целом, начальное ПОО в европейских странах соответствует начальному ПОО в России, то такое понятие, как среднее ПОО, уступило место понятию непрерывного профессионального образования и обучения, куда входят все формы обучения граждан после завершения ими начального ПОО и полного среднего общего образования.

Россия с началом демократических реформ стала активно интегрироваться в мировое образовательное пространство через вхождение в планетарную сеть учебных заведений, интернационализацию связей, гармонизацию учебных программ учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о профессиональном образовании.

Однако подчеркнем мысль, которая просматривается и в документах «круглых столов» Министерства образования и науки, и в резолюциях международных конференций по вопросам реформирования образования, о том, что для России не является самоцелью интеграция в Европейскую систему образования; «сегодня для нас важнее опыт и знания реформирования профессионального образования,  как в Европе, так и в других странах».

К счастью прошли те времена, связанные с существованием полярных точек зрения по отношению к зарубежному опыту: либо полное его игнорирование, либо абсолютизация отдельных понравившихся идей часто отдаленных от нас и по времени и в пространстве, без обобщения и систематизации,

Несомненно, создание собственных, аутентично российских моделей вариативной многоуровневой подготовки компетентных специалистов должен вестись не путем механического заимствования тех или иных европейских парадигм и доктрин и приспособления их к местным нуждам, а на основе творческого использования зарубежного опыта с учетом своеобразия России, ее культуры и традиций. 

Следовательно, изучение зарубежного опыта модернизации профессионального образования как ресурса для оптимизации реформ образования в России, выявление адаптационного потенциала международного опыта является своевременным и актуальным. Об этом свидетельствуют, по крайней мере, три обстоятельства.

1.Вступив в 2003 году в «Болонский процесс» в Европе, проявив интерес к «Копенгагенскому процессу», Россия тем самым объявила о своей готовности двигаться в одном с европейскими странами направлении, придерживаться общих принципов на международном рынке образовательных услуг. Таким образом, активное изучение и использование результатов данных процессов, касающихся интеграции систем начального, среднего и высшего профессионального образования в общеевропейское образовательное пространство, позволило бы отечественным реформаторам, если не избежать, то минимизировать возможные негативные последствия и ошибки, а также сопоставить собственные политические решения с опытом других и тем самым лучше оценить целесообразность и риски их принятия.

2. Стремительный характер перемен (как в глобальном, так и региональном аспектах) закономерно привел многие страны к новому "образовательному буму", к глубоким реформам и реструктуризации систем профессионального образования - это происходит в таких разных странах, как США, КНР, странах Восточной Европы и т.п. И справедливо возникает вопрос: в каком направлении должна прогрессировать российская система профессионального  образования? Иными словами: в русле и силовом потоке каких тенденций она должна развивается?

В лаборатории по изучению международного опыта профессионального образования Института ПППО РАО на многие из названных вопросов предпринята попытка дать ответы. Одни из этих ответов весьма состоятельны. Другие пока еще не имеют достаточной убедительности. Третьи выступают в роли «продуктивного исследовательского провокатора» (Л.А.Волович). Однако они все важны, да и сам характер проблемы изучения и использования зарубежного опыта ПОо вполне допускает дискуссионное решение вопросов.

3.В наш век «информационного бума», успех сопутствует тому, кто владеет ин­формацией. Совершенно справедливо поэтому считается, что высшим показателем про­фессионализма (в любом деле) является знание международных информационных источников по данной и прилегающим областям знания.

Все эти обстоятельства подтверждают необходимость и своевременность изучения зарубежного опыта реформирования профессионального образования, выявление возможностей и условий его использования как ресурса и ориентира для российской системы образования в период ее интеграции в единое образовательное пространство.

Основой унификации систем профессионального образования стала двухуровневая система "бакалавриат — магистратура", которая веками практиковалась в Западной Европе. Наше особое внимание к данному положению вызвано тем, что само слово "бакалавриат" в Европе имеет совершенно другой, "неамериканский" смысл, и не тот смысл, который имел бакалавр, введенный в нашей стране в начале 90-х годов. Это не ликбез, устраняющий изъяны в общей эрудиции, а высшее специальное образование первой ступени, готовящее человека к самостоятельной профессиональной деятельности. В отличие от США, в Европе система бакалавр-магистр или "мастер", как говорят в Германии, «перевернута»: там обучение идет не от общего ликбеза к специализации, а, наоборот, от технологии - к более широкому, в том числе менеджерскому образованию. Бакалавр - это не человек с первоначальной эрудицией, который потом надстраивает над своим образованием какое-то конкретное технологическое умение, а человек, за три-четыре года обучения уже подготовленный к функционированию на рынке труда, в том числе и на международном уровне.

Реформирование российского образования актуализировало и значительно расширило социальные функции учебного заведения, которое  должно учитывать сегодня не только потребности государства и гражданского общества, но и признавать запросы личности, ее уникальность, неповторимость, приоритетность создания условий для наиболее полного выявления и развития потенциальных возможностей и самоактуализации каждого учащегося. Сегодня образование как социальный институт является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев, способствуя продвижению по социальной лестнице. Более того, современная профессиональная школа постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует повышение социальной роли и совершенствование функций социального контроля, социального тестирования, отбора и распределения поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по социальным слоям, группам, а также поддержки и защиты учащегося в период получения им профессионального образования.

Несомненно, реформирование отечественной профессиональной школы по канонам Болонского и Копенгагенского процессов, ее изменившиеся социальные функции требуют новых подходов к решению проблем социально-профессионального становления подрастающего поколения, обновления теоретических взглядов и практических действий по социально-педагогической поддержке и защите учащейся молодежи в образовательных учреждениях. Тезис "Трудно быть студентом" должен быть осмыслен и реализован социально-педагогически, обеспечивая реальную социальную поддержку «мобильной» учащейся молодежи, как российской, так и европейской. Учебное заведение должно быть удобным, привлекательным, конкурентоспособным, с развитой инфраструктурой «педагогического сервиса».

Основополагающей идеей модернизации образовательной системы в странах Евросоюза стала мысль о том, что образование важно не только как вклад в карьерные цели индивида, но и как ценность, которая изменяет общее качество жизни. Именно образование является той составляющей, которая определяет процветание, безопасность и будущее в мире. Все чаще ученые говорят о необходимости взаимной адаптации общества и образования, так как разрыв между ними «обязательно сокрушит основу образования, а в некоторых странах – основу самого общества» (Филипп Г.Клумбс). Неслучайно, в последние годы терминология сферы образования обогатилась новым термином, который, став уже привычным в иноязычной технологии, еще не занял достойного места в нашем употреблении, - «общество, основанное на знаниях». Параллельно бытует термин «обучающееся общество», столь же мало распространенный в российской образовательной литературе. Оба термина отражают новый взгляд на роль образования в постиндустриальном обществе, трансформирующего его ценностные основы, и новое осмысление отношений общество-личность.

В ситуации формирования единой Европы по Маастрихтскому договору за системами образования признается неотъемлемое право на сохранение собственных традиций и специфики в рамках отдельно взятой страны. Тем не менее существует ряд общих тенденций в развитии систем профессионального образования, в частности, в подходе к совершенствованию сети образовательных учреждений: создание многопрофильных учебных заведений; разработка форм непрерывного профессионального образования, позволяющих проходить курс обучения не сразу, а по частям и в различных учебных заведениях при зачете накапливаемых баллов (кредитов) или единиц квалификации; возможность получения среднего образования, если человек не сумел это сделать в «положенное» время и т.д.

Система среднего профессионального образования в европейских странах представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, политехнических институтов и т.д.

Современное состояние экономики и социальной сферы порождают  новые общественные требования к специалисту-выпускнику системы СПО На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступившего века. Среди этих качеств следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, к приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу.

Основными принципами отбора и формирования содержания среднего профессионального образования во всех странах являются стандарты профессионального образования и обучения. Подход к формированию стандартов в западных странах отличен от российского, поскольку там лидирующую роль играет профессиональный стандарт, т.е. требования, которые предъявляет к выпускнику отрасль, работодатель и конкретная область трудовой деятельности. Именно на этих требованиях к умениям строится образовательный стандарт и обучение в системе профессионального образования. В своих исследованиях мы выявили главные объекты стандартизации профессионального образования за рубежом и его особенности.

            Модернизация содержания воспитательного воздействия на молодое поколение в последнее время становится одним из приоритетных направлений образовательной политики многих стран, на что безусловное влияние оказывают процессы глобализации и интеграции. Это ведет к трансформации традиционных для образовательной системы государственно-общественного воспитания положений, их расширение, а также усилению в последнее время «тенденции изоморфизма», проявляющейся в стремлении государств к выработке общемирового подхода к решению проблем воспитания.

Экспертами ЮНЕСКО разрабатывается глобальная концепция под названием "Учиться жить вместе". Среди важнейших целей воспитания обозначены "подготовка личности к активной гражданственности, открытой миру" и "укоренение ценностей терпимости", при этом толерантность, или терпимость, видится разработчикам в качестве "основной оси, благодаря которой обеспечивается интерактивная функция современной демократии в условиях стирания границ меж государствами и культурами".

В настоящее время отличительными чертами новой модели воспитания становятся плюрализм и вариативность. У каждого учебного заведения должна быть собственная воспитательная система, характер которой зависит от типа профессиональной школы, замысла педагогов и от соображений студентов. Однако мы считаем необходимым дополнить данное положение и подчеркнуть, что "собственная воспитательная система" должна выстраиваться не только в зависимости от типа профессиональной школы, но и в непосредственной зависимости от ценностных ориентации и традиций, социального заказа общества, то есть модель воспитания должна быть социально-ориентированной (Масленникова В.Ш.).

В условиях глобализации российским педагогам необходимо задуматься, «для жизни в каком государстве они воспитывают своих граждан, и выработать соответствующую стратегию в области образования, направленную на обеспечение политики разумной закрытости отечественной системы воспитания», защиты от процессов интеграции и глобализации, ведущих к забвению доказавших эффективность национальных воспитательных традиций и особенностей.

Хотелось бы вновь подчеркнуть и акцентировать свою позицию и мысль о защите и развитии отечественной образовательной и воспитательной системы, так как ориентация на общеевропейские или мировые образовательные ценности иногда понимается слишком буквально или, напротив, интерпретируется как некая социально-вирусологическая технология прозападного (проюнесковского) толка. Наоборот, во всех международных документах крупнейшие эксперты ЮНЕСКО заключают: «Какие бы решения ни были приняты, они должны быть сугубо «российскими» — отражающими историю, ценности и традиции российской культуры». Следовательно, необходимо усилить поиск разумного баланса между сохранением тех элементов, которые являются частью образовательного и культурного наследия, и изменениями, вытекающими из новых образовательных реалий.

            Лаборатория по изучению зарубежного опыта профессионального образования ИПП ПО РАО в течение трех лет работала по проблеме исследования международного опыта реформирования профессионального образования, выявления его адаптационно образовательного потенциала как ресурса повышения качества профессиональной  подготовки специалистов и определением основных направлений его использования  в российской профессиональной школе в условиях ее реформирования.

Остановимся лишь на некоторых возможных направлениях использования потенциала зарубежного опыта, который мы понимаем как совокупность возможностей, предоставляемых международным образованием для эффективной модернизации отечественного профессионального образования, всех его уровней и секторов.

1. Внедрение основных концептуальных идей синхронных изменений в развитии системы профессионального образования, а именно:

-             поливариативность стандартизации с одновременным стремлением к унификации европейских стандартов;

-             глобализация и регионализация;

-             “организованная диверсификация”, реструтуризация сети профессиональных учебных заведений с сокращенным сроком обучения;

-             создание нетрадиционных профессиональных учебных заведений - открытых школ, радио- и телеколледжей, университетов "без стен" и др.;

-             полисубъектный характер образовательной политики, причастность социальных партнеров к ее реализации;

-             открытость и прозрачность, устранение причин “утечки умов”;

-             многоуровневая структура развития профессиональной компетенции, перенос акцентов с квалификации на формирование ключевых компетенций;

-             привитие культуры меценатства и донорства для нужд образования и науки;

-             использование понятийно-терминологического словаря-глоссария профессионального образования, принятого в едином образовательном пространстве.

Эклектичность концептуально-методических основ реформирования профессионального образования выражается во взаимодействии таких концепций как прагматическая, технократическая, “гуманистическая”, социализаторская, влияние которых проявляется с разной степенью интенсивности в зависимости от масштабов воздействия данного философского течения на педагогическую мысль той или иной страны.

Одновременно хотелось бы отметить, что концептуальное обеспечение модернизации систем ПОО происходит на фоне коренных ментальных различий и частого недопонимания между российскими европейцами и европейцами Западной Европы, связанных, прежде всего, с тем, что для России и для Западной Европы, их национальные системы образование выполняли не одинаковые социальные функции.

Так, в Европе понимают, что образование, кроме всего прочего, является еще и эффективным инструментом сглаживания социальных противоречий общества, ибо именно через систему образования происходит эффективное перемешивание социальных слоев. Если политика переставала быть тем «социальным лифтом», который позволял претенденту снизу подняться к командным высотам европейского менеджмента, то образование этим лифтом все еще де-факто остается. Образование в Европе остается единственным способом повысить социальную статусность субъекта.

2. Учет особенностей вариативной подготовки компетентных специалистов в странах Евросоюза и США (маркетинговая ориентация; ускорение процессов глобальной интеграции; консультации в части базового содержания; выявление существующего дефицита профессиональных знаний и умений; многоуровневая структура развития профессиональной компетенции, перенос акцентов с квалификации на формирование ключевых компетенций; сочетание широкопрофильной и углубленной специальной подготовки с отходом от чрезмерно узкой спе­циализации и узкого профилирования, экстрадисциплинарное интегрированное построение программ; привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности; интеграции учебно-научной и производственной деятельности, проявляющейся в переосмыслении образовательной деятельности, сближении ее с исследовательскими проектами фирм, корпораций, привлечении сотрудников этих фирм к участию в семинарах, коллоквиумах и конференциях, проектировании учебных планов и программ, использовании новых форм промышленно-колледжного сотрудничества).

3. Трансформация содержания профессиональной подготовки с учетом расового, этнического, гендерного многообразия; укрупнение профессиональных областей знаний, разработка мобильной вариативной системы учебных дисциплин профессионального цикла, в достаточной степени учитывающей индивидуальные особенности и потребности каждой личности; увеличение в составе содержания обучения внеаудиторных видов деятельности студентов, значительным образом влияющих на результаты обучения и усиливающих воспитательные и образовательные функции учебных программ; использование интегративного подхода к формированию содержания обучения, воплощающийся в междисциплинарных и трансдисциплинарных общеобразовательных и специальных курсах.

В области модернизации содержания профессионального образования общей тенденцией является укрупнение профессиональных областей, объединяющих группы пересмотренных и обновленных специальностей, по которым осуществляется обучение. В Германии сегодня обучение осуществляется по 373 законодательно утвержденным учебным профессиям (ранее 606); существует 13 профессиональных ролей; в Дании имеется 7 широких направлений профобучения (ранее 90), которые объединяют 85 программ специализации; в США с середины 1990-х годов существующие профессии объединены в 16 широких профессиональных областей.

Анализ и дискурс трансформации содержания профессиональной подготовки компетентных специалистов в условиях единого образовательного пространства представляет особый интерес для российских профессиональных школ, где осуществляется подготовка специалистов социальной сферы. Во-первых, социальная работа как сравнительно новая научная область и учебная дисциплина находится в состоянии постоянной научной саморефлексии. Это неизбежно ведёт к пересмотру тематики и содержания "старых эпистемологических парадигм" в теоретическом осмыслении социальной работы и поиску новых теорий или их комбинаций, которые наиболее полно охватывали бы и интерпретировали все феномены социальной работы. В этой связи содержание практически ни одного традиционного предмета преподавания никого не устраивает. Постоянно и в большом числе требуются новые составные образовательные продукты - гибриды, которые в любой комбинации содержат компонент бизнес-образования и ме­неджмента.

Во-вторых, традиционные дисциплины фундаментальной социальной работы существенно трансформировались (и, прежде всего в своих названиях) в предметы, более привлекательные для студентов и обеспечивающие им будущую работу. Более того, в европейских профессиональных школах многие социально-гуманитарные специальности отныне соединяются с конкретными обществоведческими специальностями в рамках единых образовательных программ. С учетом зарубежного опыта можно предположить, что в скорой перспективе факультеты и кафедры как самостоятельные структурные единицы внутри учебного заведения начнут отмирать, уступая место динамичным междисциплинарным программам, открывающимся и за­крывающимся в соответствии с запроса­ми рынка труда и опирающимся на подвижный состав преподавателей, при­влекаемых на договорной основе.

Трансформация содержания в подготовке специалистов педагогического профиля предполагает перенос акцентов в содержании профессионально-педагогической подготовки с квалификации на формирование ключевых компетенций, мировоззренческих взглядов, возрастающую преемственность и взаимосвязь содержания подготовки на различных этапах образования; использование интегрированного подхода в определении содержания подготовки и построении учебных программ; увеличение удельного веса практических занятий, продолжительности педагогической практики.

В определении содержания обучения в колледже принимают участие и студенты, которые изучают часть дисциплин по выбору (элективные курсы). Соотношение обязательных дисциплин и элективных курсов значительно варьируется в зависимости от цикла обучения, типа учебного заведения, его принадлежности к государственному или частному сектору. В четырехгодичном колледже, по окончании которого присуждается степень бакалавра, соотношение обязательных и элективных дисциплин составляет примерно 60% и 40% всего объема учебных часов. Наибольший объем дисциплин по выбору приходится обычно на последний курс, когда студент уже подыскивает место будущей работы, следит за ситуацией на рынке труда и стремится выбрать ту сферу производства, которая соответствует его профессиональным и экономическим интересам.

Курсы по выбору студентов - это показатель большой восприимчивости учебного заведения практически к любому предмету, который может показаться полезным или связан с областью знаний и навыков, которые нужно изучать. Поскольку в соответствии с логикой динамично меняющегося общества, развитием научного знания у людей появляются потребности  в новой информации, это становится своего рода движущей силой в появлении все новых учебных программ и образовательных структур.

4. Применение инновационных технологий подготовки конкурентоспособных специалистов с ориентацией на развитие личности студента при их выборе и использовании; широкое применение модульной организации обучения и различных ее модификаций, дающих возможность гибкого и оперативного реагирования на потребности личности и общества; интеграция индивидуальных и групповых технологий; интенсификация контактов и разнообразие форм взаимодействия между преподавателями и студентами; внедрение технологий самостоятельной работы студентов и ее научно-методическое и организационное обеспечение.

Ввиду того, что профессиональная подготовка данной категории специалистов включена в процесс виртуализации, больший вес приобретают программы дистанционного образования, телеконференции, образование через интернет-сайты и пр.

В заключении укажем, что зарубежный опыт реформирования профессионального образования - отнюдь не единый, собранный в целостный комплекс и универсальный опыт. Он очень разнообразен, многолик и несводим к единому знаменателю.

Кроме того, данные изменения не имеет смысла оценивать дихотомически: «лучше хуже», «выше - ниже», «вперед - назад». Это многовекторный, открытый процесс с неизвестными последствиями, с негарантированными благами, с небезусловно позитивными изменениями. Однако это - объективные параметры развития системы профессионального образования, которая реформируется в условиях глобализации и интеграции.

Завершая, укажем, что Россия не может и не должна оставаться в стороне от общемировых образовательных процессов. Именно отечественная система образования призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки и образования. Этот престиж должен найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном экспорте образовательных услуг, в плодотворном сотрудничестве и сохранении единого образовательного пространства со странами СНГ, образовательной поддержке соотечественников за рубежом, расширении российского рынка образовательных услуг.