Программа развития техникума как инструмент управления инновационными процессами

 

Колесникова Л.А.,

заместитель директора по НМР, к.х.н.,

ГОУ СПО «Кировский авиационный техникум», г. Киров

 

Образовательная деятельность Кировского авиационного техникума уже на протяжении десяти лет строится на основе программно-целевого подхода, что обеспечивает не только устойчивое функционирование, но и успешное развитие образовательного учреждения. Безусловно, многие из вводимых инноваций в начале движения по пути развития, как и во многих техникумах и колледжах, явились инновациями выживания. Однако с течением времени по мере накопления опыта некоторые инновации перешли в традиции и на сегодняшний день являются неотъемлемой составной частью образовательного процесса.

Так, благодаря открытию в 1994 году отделения внебюджетной образовательной деятельности и его успешному развитию в техникуме в настоящее время создана достаточно гибкая инфраструктура образовательного процесса, способная реагировать на изменение рынка рабочей силы и рынка образовательных услуг региона.

С 1993 года функционирует и развивается Вятский технический лицей - муниципальное образовательное учреждение среднего общего (полного) образования, являющееся сегодня лидером образования Кировской области. Инициатором создания лицея был Кировский авиационный техникум. С 1997 года система непрерывного образования школа – техникум получила новое развитие: были созданы профильные технологические классы в нескольких школах г. Кирова. Следует отметить, что постепенно по мере накопления данных по поступлению выпускников технологических классов в Кировский авиационный техникум на первое место вышла задача помощи школьникам в профессиональном самоопределении, и, как показывает статистика, а также проводимое ежегодное анкетирование выпускников, эту задачу нам удается успешно решать: школьники все чаще делают осознанный выбор, примерно на 60% группы подготовки по специальности «Технология машиностроения» за последние три года формируются за счет выпускников технологических классов, прошедших обучение по профессии «Станочник широкого профиля».

Достаточно большой опыт накоплен в техникуме по организации сотрудничества с базовыми предприятиями – крупнейшими машиностроительными заводами и объединениями города. Образован и действует Попечительский совет техникума, в состав которого входят заместители генеральных директоров, технические директора, главные инженеры ведущих предприятий и организаций г. Кирова, представители Департамента образования Кировской области. В 2005 – 2006 учебном году между техникумом и пятью предприятиями-попечителями заключены договоры о социальном партнерстве на основе взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества. В октябре 2006 г. четырем студентам, имеющим особые успехи в освоении профессиональной образовательной программы, родители которых трудятся на базовых предприятиях, были вручены специальные гранты в виде денежных премий, планируется и оказание материальной помощи ведущим преподавателям.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс Кировского авиационного техникума началось достаточно давно, когда техникум первым в регионе начал подготовку выпускников по специальностям информационно-технологического профиля. В настоящее время максимальное внимание уделяется внедрению информационных технологий в ежедневную практику обучения студентов всех специальностей, всех отделений. С этой целью преподаватели техникума создают собственные электронные учебные ресурсы и разрабатывают методику их использования на занятиях. В техникуме созданы локальные вычислительные сети, объединяющие, во-первых, все компьютеры и сети отдельных учебных кабинетов и, во-вторых, все автоматизированные рабочие места административных работников. Таким образом, в Кировском авиационном техникуме информатизация коснулась как образовательного процесса, так и процесса управления.

Все перечисленные выше достижения техникума, на наш взгляд, являются результатом активной инновационной деятельности коллектива, организованной на основе Комплексных программ развития техникума на 1996 – 2000 гг. и на 2001 – 2005 гг. Следует отметить, что анализ выполнения данных программ был проведен в 2002, 2003, 2005 годах в ходе выполнения нескольких научно-аналитических работ, руководителем которых явился директор техникума В.А. Садовников.

Однако в последние годы ситуация в системе профессионального образования Российской Федерации существенно изменилась: повсеместно мы слышим о необходимости учета потребностей региона, о социальном заказе на подготовку специалистов, о создании в регионах учебных комплексов профессионального образования, об оптимизации сети образовательных учреждений и многом другом.

То есть, можно утверждать, что среднее профессиональное образование находится в настоящее время в ситуации с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости внешней среды и ее требований к образовательным учреждениям, которая кроме того характеризуется недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения.

В то же самое время во многих педагогических коллективах, в том числе и в коллективе Кировского авиационного техникума, не угасает стремление к достижению высоких результатов жизнедеятельности, существует объективная необходимость вовлечения в инновационную деятельность как широких слоев преподавателей и сотрудников техникума, так и партнеров образовательного учреждения, поскольку в достижении целей дальнейшего развития становится очевидной невозможность обойтись только усилиями нескольких руководителей. Это означает, что сложилась ситуация, требующая системных преобразований в образовательном учреждении.

Таким образом, необходимость разработки Программы развития техникума была продиктована самой жизнью.

Как известно, Программа развития, как и любой план деятельности, должна основываться на результатах анализа достижений образовательного учреждения. Именно такой проблемно-ориентированнный анализ результатов образовательной деятельности был проведен в январе – июне 2006 г. Проблемно-ориентированный анализ современного состояния техникума был проведен с использованием метода SWOT-анализа, поскольку данная методика позволяет комплексно оценить как внутреннюю, так и внешнюю среду организации по направлениям, определенным теорией менеджмента.

В ходе анализа рабочей группой по разработке Программы развития техникума выявлены достижения и конкурентные преимущества Кировского авиационного техникума, характеристики внутренней среды (сильные и слабые стороны), а также характеристики внешней среды организации (возможности и угрозы для техникума). На основе всестороннего анализа и работы с педагогическим коллективом были определены и сформулированы в виде противоречий ключевые проблемы, мешающие более активному развитию инновационных процессов в техникуме, на решение которых следует обратить внимание в первую очередь.

Пользуясь матрицей SWOT-анализа, намечены точки опоры, основные способы решения обозначенных проблем, а также определено, на какие отрицательные факторы (угрозы) внешней среды может оказать влияние успешное решение ключевых проблем техникума. Как оказалось, наиболее «неуязвимыми» с точки зрения оказания противодействия, т.е. угрозами внешней среды, на которые техникум практически не может повлиять являются:

·               демографический спад;

·               рост доступности высшего образования.

В то же время, решив возникшие внутренние проблемы, можно не только совершить скачок в развитии, но и в значительной степени снять вновь ставшие актуальными угрозы:

·               роста конкуренции среди ОУ СПО региона;

·               опасности потерять статус государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Таким образом, использование метода SWOT-анализа позволило достаточно четко определить цели развития техникума, сформулировать задачи деятельности коллектива в соответствии с необходимостью решения ключевых проблем, а также обозначить основные способы решения поставленных задач, наметить перспективы деятельности. Безусловно, что для достижения целей развития в Программе предлагается опираться на инновационные подходы, методы, технологии, поскольку многие консервативные способы решения проблем, как показала практика, недостаточно эффективны.

Именно поэтому в управлении образовательным процессом планируется внедрить маркетинговый подход, систему мониторинга результатов образовательного процесса, проектную методику, расширение граней социального партнерства и развитие системы непрерывного образования, в частности, за счет тесного сотрудничества, а, возможно и интеграции с учреждениями НПО и СПО. Планируется на новый уровень вывести работу Центра профориентации и маркетинга – уникального для нашего региона структурного подразделения в учреждении СПО, выполняющего функции постоянно действующей приемной комиссии, ведущего с потенциальными абитуриентами, а также со всеми желающими профориентационное консультирование, изучающего изменение мотивации к приобретению профессии у студентов техникума.

В организации обучения и воспитания наиболее перспективным, на наш взгляд, является деятельностный подход, реализующийся в методе проектов, практико-ориентированном обучении, проведении деловых и ролевых игр, в частности деловой игры «Выборы Президента Студенческой Федеративной Республики Кировского авиационного техникума», в ходе которой моделируются ситуации, соответствующие реализации избирательного права молодыми людьми. Начиная с 2004 года, благодаря проведению деловой игры в техникуме стала формироваться система студенческого самоуправления, которая в перспективе должна перерасти в систему соуправления (студенческое Правительство во главе с Президентом и администрация техникума во главе с директором), что несомненно будет способствовать развитию корпоративной культуры, росту привлекательности техникума для потенциальных потребителей – абитуриентов, повышению внимания со стороны заказчиков – предприятий.

Наличие в Программе развития техникума на 2007 – 2010 гг. достаточно небольшого количества направлений (проектов) инновационной деятельности, закрепление за каждым проектом конкретного руководителя и определение конкретной цели (продукта) деятельности, на наш взгляд, позволит четко контролировать выполнение как отдельных проектов, так и Программы развития в целом.

Обязательными дополнительными частями Программы развития являются бизнес-план и система критериев (показателей) результативности реализации Программы, разработка которых, по нашему мнению, является весьма сложной и серьезной задачей. В случае же, если все названные компоненты Программы развития будут логически связаны, научно обоснованны и понятны широким слоям преподавателей, Программа развития станет необходимым и достаточным инструментом управления инновационными процессами в Кировском авиационном техникуме.