Инновационый подход к преподаванию физики

 

Кузнецова Т.Г.,

Загидуллина С.К.,

ГОУ СПО «Стерлитамакский химико

технологический техникум»

 

Одной из основных целей и задач Национальной доктрины образования в Российской Федерации является формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений, разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи. Реализация этого направления в системе среднего профессионального образования возможна через различные аспекты учебной и воспитательной деятельности, но в любом случае требует апробации новых подходов, методов, форм работы.

В Стерлитамакском химико-технологическом техникуме в течение многих лет проводится работа по формированию глубокого интереса к изучению физики. Эта наука сложна для восприятия и понимания, но она позволят формировать диалектико-материалистическое понимание окружающего мира, и, вместе с тем, является фундаментом для многих учебных дисциплин, изучаемых в процессе профессиональной подготовки. Потому выбор темы для республиканской экспериментальной площадки – «Гуманизация и гуманитаризация в преподавании физики в курсе техникума» был неслучаен. Гуманный подход к преподаванию – это реальная оценка возможностей студентов, выработка таких методов обучения, которые помогли бы им понять сущность физических явлений, раскрыть свой творческий потенциал.

Гуманизация должна стать основой во взаимоотношениях между преподавателем и учащимся. Она предполагает преодоление инертности мышления учащихся, поиск путей интенсификации познания. А таких путей в физике множество: это и интересные опыты, демонстрации, и использование жизненного опыта учащихся, и мир фантастики, литературы, история развития науки и пр., и пр.

Более сложный процесс – гуманитаризация преподавания физики.

Физика – есть познание окружающего нас мира, она не может быть только констатирующей наукой. Это наука диалектическая, ей присущи сравнения, аналогии, систематизация, абстрагирование, моделирование, обобщения, философское осмысление явлений. А всякое размышление – творческий процесс. И очень жаль, когда преподавание физики направляется в русло констатации формул, законов, понятий, а размышления, осмысление узнанного уходят на второй план. При этом часто оказывается скрытой от учащихся целая философия, связанная с взаимодействием человека и природы, законом единства и борьбы противоположностей в природе, многообразием окружающего мира. Раскрытие этой философии – одна из возможностей гуманитаризации преподавания физики.

Основными задачами экспериментальной площадки являются:

1.     Разработка методики и технологии преподавания физики с учетом гуманизации и гуманитаризации курса.

2.     Формирование у учащейся молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, самоорганизации, отношения к знаниям  как к высшей ценности.

3.     Разработка рабочей программы курса физики с учетом темы и содержания эксперимента.

4.     Создание научно-методического обеспечения эксперимента.

В самом начале эксперимента были выбраны следующие направления работы:

- теоретический анализ трудов отечественной и зарубежной педагогики на предмет гуманизации в преподавании;

-создания условий для развития личности студента, реализация его творческой деятельности посредством включения в инновационную деятельность;

-в целях научно обоснованного подхода к проведению экспериментальных работ, практического осуществления мероприятий в рамках экспериментальной площадки создание временных творческих коллективов, экспериментальных лабораторий, привлечение  научных консультантов из ВУЗов, представителей РУНМЦ, МО РБ;

- совмещение работы с научно - исследовательской программой и проектами Стерлитамакского филиала Академии наук РБ.

Основная работа проводится в экспериментальных лабораториях, руководимых опытными преподавателями физики Загидуллиной С.К. и Болтабаевой Н.М.  Ими внесены в содержание рабочей программы по физике  изменения и дополнения, позволяющие реализовать цели и задачи эксперимента, производится отработка форм и методов обучения, способствующих наиболее полному раскрытию творческих способностей студентов. Они создают учебно-дидактические, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации и пособия. Использование на занятиях образцов мировой литературы, живописи, фольклора вызывает интерес к предмету, делает учебный материал более красочным и доступным к пониманию.

 Запланировано проведение опытно-экспериментальных работ студентами - членами научного общества техникума.

Большая роль в осуществлении эксперимента отводится внеклассной работе. Проведение конференций, конкурсов, семинаров, викторин, олимпиад и других массовых мероприятий с привлечением большого числа участников позволит активизировать студентов, вызвать интерес к окружающему миру и разовьет их коммуникативные способности.

Предполагается, что эксперимент будет способствовать:

- развитию профессионально-личностных компетенций студентов;

- формированию духовно-нравственной культуры специалиста;

- повышению интереса учащихся к физике как к академической науке;

- созданию условий для развития творческих способностей учащихся;

- формированию у обучающихся целостного миропонимания;

- развитию научного мировоззрения, развитию культуры, развитию навыков самореализации;

- повышению интереса учащихся к профессиональному росту;

- самоопределению студентов на продолжение образования;

- активному участию преподавателей в научной деятельности;

- привитию любви учащихся к общечеловеческим ценностям.