Инновационый подход к преподаванию физики
Кузнецова Т.Г., Загидуллина С.К., ГОУ СПО «Стерлитамакский химико технологический техникум»
Одной из основных целей и задач Национальной доктрины образования в Российской Федерации является формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений, разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи. Реализация этого направления в системе среднего профессионального образования возможна через различные аспекты учебной и воспитательной деятельности, но в любом случае требует апробации новых подходов, методов, форм работы. В Стерлитамакском химико-технологическом техникуме в течение многих лет проводится работа по формированию глубокого интереса к изучению физики. Эта наука сложна для восприятия и понимания, но она позволят формировать диалектико-материалистическое понимание окружающего мира, и, вместе с тем, является фундаментом для многих учебных дисциплин, изучаемых в процессе профессиональной подготовки. Потому выбор темы для республиканской экспериментальной площадки – «Гуманизация и гуманитаризация в преподавании физики в курсе техникума» был неслучаен. Гуманный подход к преподаванию – это реальная оценка возможностей студентов, выработка таких методов обучения, которые помогли бы им понять сущность физических явлений, раскрыть свой творческий потенциал. Гуманизация должна стать основой во взаимоотношениях между преподавателем и учащимся. Она предполагает преодоление инертности мышления учащихся, поиск путей интенсификации познания. А таких путей в физике множество: это и интересные опыты, демонстрации, и использование жизненного опыта учащихся, и мир фантастики, литературы, история развития науки и пр., и пр. Более сложный процесс – гуманитаризация преподавания физики. Физика – есть познание окружающего нас мира, она не может быть только констатирующей наукой. Это наука диалектическая, ей присущи сравнения, аналогии, систематизация, абстрагирование, моделирование, обобщения, философское осмысление явлений. А всякое размышление – творческий процесс. И очень жаль, когда преподавание физики направляется в русло констатации формул, законов, понятий, а размышления, осмысление узнанного уходят на второй план. При этом часто оказывается скрытой от учащихся целая философия, связанная с взаимодействием человека и природы, законом единства и борьбы противоположностей в природе, многообразием окружающего мира. Раскрытие этой философии – одна из возможностей гуманитаризации преподавания физики. Основными задачами экспериментальной площадки являются: 1. Разработка методики и технологии преподавания физики с учетом гуманизации и гуманитаризации курса. 2. Формирование у учащейся молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, самоорганизации, отношения к знаниям как к высшей ценности. 3. Разработка рабочей программы курса физики с учетом темы и содержания эксперимента. 4. Создание научно-методического обеспечения эксперимента. В самом начале эксперимента были выбраны следующие направления работы: - теоретический анализ трудов отечественной и зарубежной педагогики на предмет гуманизации в преподавании; -создания условий для развития личности студента, реализация его творческой деятельности посредством включения в инновационную деятельность; -в целях научно обоснованного подхода к проведению экспериментальных работ, практического осуществления мероприятий в рамках экспериментальной площадки создание временных творческих коллективов, экспериментальных лабораторий, привлечение научных консультантов из ВУЗов, представителей РУНМЦ, МО РБ; - совмещение работы с научно - исследовательской программой и проектами Стерлитамакского филиала Академии наук РБ. Основная работа проводится в экспериментальных лабораториях, руководимых опытными преподавателями физики Загидуллиной С.К. и Болтабаевой Н.М. Ими внесены в содержание рабочей программы по физике изменения и дополнения, позволяющие реализовать цели и задачи эксперимента, производится отработка форм и методов обучения, способствующих наиболее полному раскрытию творческих способностей студентов. Они создают учебно-дидактические, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации и пособия. Использование на занятиях образцов мировой литературы, живописи, фольклора вызывает интерес к предмету, делает учебный материал более красочным и доступным к пониманию. Запланировано проведение опытно-экспериментальных работ студентами - членами научного общества техникума. Большая роль в осуществлении эксперимента отводится внеклассной работе. Проведение конференций, конкурсов, семинаров, викторин, олимпиад и других массовых мероприятий с привлечением большого числа участников позволит активизировать студентов, вызвать интерес к окружающему миру и разовьет их коммуникативные способности. Предполагается, что эксперимент будет способствовать: - развитию профессионально-личностных компетенций студентов; - формированию духовно-нравственной культуры специалиста; - повышению интереса учащихся к физике как к академической науке; - созданию условий для развития творческих способностей учащихся; - формированию у обучающихся целостного миропонимания; - развитию научного мировоззрения, развитию культуры, развитию навыков самореализации; - повышению интереса учащихся к профессиональному росту; - самоопределению студентов на продолжение образования; - активному участию преподавателей в научной деятельности; - привитию любви учащихся к общечеловеческим ценностям.
|