МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

 

Куксина Н.М.

зав.кафедрой правовых дисциплин

ГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

 

Российское образование сегодня модернизируется. Приоритет отдается личностно ориентированной системе образования.

Гуманистическая парадигма требует высококвалифицированного педагога, способного работать в инновационной среде. Т.к. при всем многообразии технологий ведущие педагогические функции осуществляет преподаватель.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема повышения уровня профессиональной культуры педагога.

С этой целью в колледже используется многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров, которая включает разнообразные формы и виды деятельности, осуществляющиеся в рамках методической службы колледжа: проведение постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам образования, работа проблемных семинаров, которые организуются на основе изучения образовательных потребностей и затруднений педагогов, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по освоению и внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий, стажировки на предприятиях и в организациях города в рамках специальностей и т.д. Целью подобной деятельности является создание условий для реализации индивидуальной программы развития профессиональной культуры преподавателя  на основе образовательных потребностей и выявленных затруднений в профессиональной деятельности.

Отправной ступенью в данной системе является управление самообразованием преподавателей, которое осуществляется в рамках деятельности кафедр.

На каждого преподавателя под руководством заведующего кафедрой разрабатываются программы самообразования. Разработка программ начинается с аналитической деятельности заведующего кафедрой и каждого преподавателя по выявлению проблемного поля. С этой целью используется компьютерная программа самодиагностики профессионального уровня преподавателя. Самодиагностика способствует выявлению профессиональных затруднений педагога, развивает его рефлексивные способности, позволяет спланировать работу по самообразованию и как результат - подняться педагогу на качественно новую ступень в своем профессиональном саморазвитии и повысить профессиональную культуру. Управление самообразованием начинается с анализа педагогических затруднений преподавателя.

Каждый преподаватель кафедры осуществляет самодиагностику. Тестирование проводится на индивидуальной странице преподавателя, доступ к которой имеет сам преподаватель и заведующий кафедрой.

Оценке подлежат такие блоки профессиональной компетентности, как научно-теоретическая, методическая, психолого-педагогическая подготовка преподавателя и готовность к осуществлению воспитательной деятельности. Общие показатели оценки данных видов деятельности включают определенный набор требований (например, по научно-теоретической подготовке - это владение основными закономерностями науки, ориентация в отборе содержания обучения, представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета и др.).

Каждый показатель рассматривается на трех уровнях: «владею хорошо», «владею на уровне обобщения», «испытываю затруднения».

По результатам самодиагностики  программа выводит индивидуальные графики по каждому параметру, на основе которых можно судить о достижениях и барьерах в профессиональной деятельности преподавателя. На графиках можно увидеть динамику роста профессионального развития преподавателя по годам. После того, как преподаватель осуществил самодиагностику, получаем картину педагогических затруднений по каждому из разделов блока. Эти данные позволяют планировать работу с каждым преподавателем кафедры.

Кроме того, программа выводит результаты по всем преподавателям колледжа (кто из преподавателей «испытывает затруднения», «владеет хорошо», «владеет на уровне обобщения» и по какому параметру). Можно осуществлять поиск по любому параметру, какой интересует.

Также выводится общий график состояния уровня профессионализма по кафедре (показатели - секторы «затруднений», владения материалом «хорошо», владения материалом «на уровне обобщения» Каждый сектор обозначен цветом).

Произведя комплексный анализ полученных результатов, по уровню сформированости профессиональной культуры выделяем следующие группы преподавателей: 1 группа - большинство показателей «владею на уровне обобщения» - это преподаватели, обеспечивающие высокое качество педагогического труда.

Данные преподаватели работают «на доверии». Они являются непосредственными помощниками заведующего кафедрой и привлекаются для работы в творческой группе, для подготовки и участия в заседаниях кафедры, работе семинаров- практикумов. Показателем их уровня профессионализма является участие в работе научно-методического совета колледжа, педагогических советов, заседаний кафедры. Их программы повышения педагогического мастерства - наиболее сложные.

2 группа - большинство показателей «владею хорошо» - преподаватели со сложившимся стереотипом профессиональной деятельности. Это проявляется в знании теоретических основ дисциплины, методов науки преподаваемой дисциплины, истории развития науки и методов ее достижений. Методическая подготовка преподавателей этой / группы характеризуется знанием содержания образования по дисциплине, пониманием целей и задач профессионального обучения, умением структурировать учебный материали выделять ведущие ЗУНы. Психолого-педагогическая подготовка данной группы преподавателей базируется на научных знаниях о закономерности познания, роли психодиагностики, представлении об учебном занятии как психолого-педагогической системе. Несмотря на очевидно благополучную картину данная группа - своеобразная группа «риска». Для того чтобы преподаватели не останавливались на достигнутом и двигались вперед в своем развитии, данная группа нуждается в формировании проблемного сознания. Доминантой в их работе является наставничество.

3 группа - имеются показатели «испытываю затруднения». Это, как правило, преподаватели с несложившимся стереотипом профессиональной деятельности. Эта группа нуждается в систематической поддержке как заведующего кафедрой, так и опытных преподавателей.

На основе полученных результатов самодиагностики преподаватель под руководством заведующего кафедрой планирует программу самообразования, а заведующий кафедрой - работу семинара-практикума на учебный год.

Проблемой в работе с преподавателями является  то, что не все преподаватели в системе СПО имеют педагогическое образование. Преподаватели, не имеющие специального педагогического образования, и преподаватели, которые имеют педагогическое образование, но испытывают затруднения по какому-либо из разделов блока, отсылаются к банку данных, который позволяет преподавателю получить квалифицированную помощь. Материал для самообразования представляет собой разработанные дидактические модули, которые содержат вопросы, касающиеся когнитивной сферы личности, и сведения по педагогике и методике. Материал представлен разными темами, каждая из которых содержит контрольные вопросы и проблемы для разрешения. К каждой индивидуальной консультации, проводимой ежемесячно заведующим кафедрой, преподаватель должен отработать определенный раздел и отчитаться - подготовиться к собеседованию. Для преподавателя это возможность получить грамотную консультацию, а для заведующего кафедрой - это момент контроля и коррекции усвоения знаний. Эта программа дает возможность преподавателю как отвечать на все вопросы в электронном колледже самостоятельно, так и на индивидуальной консультации. И в том, и в другом случае преподаватель получает возможность консультации, а заведующий кафедрой осуществляет обучающий контроль и коррекцию.

Кроме самодиагностики, в ходе реализации программы повышения

педагогического мастерства проводятся такие рейтинговые мероприятия, как проведение открытых занятий, индивидуальные консультации, анкетирование, посещение занятий, участие в заседаниях кафедры, выступления на Круглых столах, участие в общеколледжных и городских конференциях, написание статей в журналы.

Компьютерная программа самодиагностики профессионального уровня преподавателя дает возможность организовать работу по самообразованию преподавателей в индивидуальном режиме; использовать данную информацию многоаспектно и оперативно; рационализировать использование времени заведующего кафедрой, что позволяет больше времени отводить на коррекцию и контроль при личностном общении.

Таким образом, можно констатировать наличие системного подхода к методической работе на кафедре, причем ее личностная ориентированность и четкое конкретное планирование осуществляется на основе самодиагностики профессионального уровня преподавателя.