О НАЧАЛЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТ В ПЕТРОВСКОМ КОЛЛЕДЖЕ».

 

Куликов А.В.,

завуч ГОУ СПО Петровский колледж,

Санкт-Петербург

 

В настоящее время российское общество, пожалуй, как никогда ранее, ощущает потребность в гибкой образовательной системе, которая должна удовлетворять нескольким принципам:

§          Быть доступной для любого индивида независимо от возраста, национальности, вероисповедания, имеющегося уровня образования;

§          Быть открытой за счёт не замкнутости учебного процесса и обеспечивать свободу выбора условий обучения;

§          Должна представлять собой сочетание различных форм обучения;

§          Позволять обучающемуся начинать, приостанавливать, возобновлять учебный процесс в любое удобное время и осваивать учебный материал в доступном ему темпе.

Очевидно, что традиционные формы обучения в полной мере этим условиям не удовлетворяют. Одним из возможных направлений решения данной проблемы является использование такой формы подготовки специалистов, как экстернат. Применять слово «обучение» по отношении к экстернам

Экстернат – это аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины согласно основной профессиональной образовательной программе по избранной специальности. Подготовка по форме экстернат предполагает ускоренное освоение программы среднего профессионального образования по отдельным модулям, блокам, дисциплинам, курсам и ступеням по конкретной специальности с последующей аттестацией.

Актуальность внедрения экстерната как формы обучения обусловлена социальными запросами общества и объясняется следующими причинами:

1) Произошла реструктуризация экономики в России. В связи с этим у большинства населения, ранее занятого в промышленности, возникла необходимость в переподготовке, повышении квалификации в сокращенные сроки в других отраслях, например, в сфере услуг.

2) Изменения на рынке труда. Сегодня используются уже иные критерии подбора кадров, оценки профессиональной пригодности. Работодатель предъявляет к работнику свои требования, многие из которых выходят за рамки образовательных стандартов. Например, от работника, претендующего на должность бухгалтера, требуют умения работы на компьютере, знания английского языка, знания ВЭД и др. В этих условиях любое базовое стандартное образование требует дополнения. Экстернат помогает решить эти проблемы.

3) Изменение социально-экономической ситуации. В процессе возникновения коммерческих структур появляется тенденция, связанная с нежеланием частного производителя отрывать людей на длительное время от работы для обучения. В этих условиях возможность долгосрочного профессионального обучения (заочная и очно-заочная форма) становится все более проблематичной и невостребованной. Экстернат характеризуется более высокой мобильностью и гибкостью, легче адаптируется к запросам обучающегося контингента.

4) Социально-экономические трудности, ухудшающие условия жизни, парадоксальным образом оборачиваются веским аргументом в пользу жизненной ценности образования. И молодежь, и взрослые убеждаются, что без образования невозможно успешно решить проблему трудоустройства, добиться устойчивого социального положения, обеспечить для себя и своей семьи достойный уровень дохода. Образование осознается как необходимое условие жизненного успеха, как своеобразный капитал, обеспечивающий и выживание, и конкурентоспособность на рынке труда.

5) В настоящее время при лицензировании предприятий государственные органы требуют подтверждения квалификации работников документами государственного образца высших или средних профессиональных учебных заведений, а не удостоверениями краткосрочных курсов (например, бухгалтерских).

6) В условиях экономического кризиса образование становится практически единственной сферой надежного и разумного вложения средств, сил, энергии, становится средством сохранения человека для будущего, средством самосохранения. В условиях нестабильности рынка труда люди стараются получить специальность про «запас», чтобы подстраховать себя в будущем.

7) Конкуренция на рынке образовательных услуг вызывает необходимость индивидуализации обучения, приспособления к различным категориям населения. Наиболее успешно индивидуальное обучение можно реализовать в форме экстерната.

Таким образом, популярность этой формы обучения растет быстрыми темпами, т.к. экстернат как нетрадиционная форма обучения предоставляет многим новые возможности.

Однако распространение экстерната, как одной из популярных и актуальных форм получения образования, ставит перед учебными учреждениями, реализующими данную форму обучения, довольно непростые задачи, среди которых можно выделить такие как:

·         Разработка эффективной системы контроля качества обучения экстернов;

·         Интеграция экстерната с очными формами обучения;

·         Разработка учебно-методического и нормативного обеспечения функционирования экстерната;

·         Оптимизация учебно-организационных процессов при реализации такой формы обучения, как экстернат.

Одним из инструментов решения всех этих проблем (в особенности проблемы оптимизации учебно-организационных процессов при подготовке экстернов) является внедрение технологий дистанционного обучения.

Дистанционное обучение уже давно рассматривается, как одна основных технологий при подготовке экстернов, ведь большую часть учебного материала экстерны осваивают самостоятельно. Как правило, под дистанционным обучением подразумеваются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Данный подход отражён в приказе министерства Науки и образования Российской Федерации от 1 марта 2005 года «О порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий». Впрочем, остаётся открытым вопрос о правомочности такого одностороннего подхода к пониманию сущности дистанционного обучения, ведь, как явление в сфере образования, дистанционное обучение было известно задолго до внедрения информационных технологий в учебный процесс. Пожалуй, было бы более корректно воспринимать использование информационных технологий не, как суть дистанционного обучения, а лишь, как одно из эффективных инструментов по его реализации. Так же вполне закономерен вопрос о возможностях эффективного внедрения системы дистанционного обучения на базе современных информационных технологий при отсутствии серьёзного опыта внедрения дистанционного обучения вне современной информационной среды.

Создание современной и эффективной системы дистанционного обучения требует значительных усилий со стороны большинства подразделений учебного заведения. Попытка свести процесс организации дистанционного обучения к решению узкого круга технических проблем, может обернуться серьёзными проблемами для самого учебного заведения, отразившись на качестве подготовке специалистов. В большинстве случаев, при внедрении технологий дистанционного обучения, требуется серьёзный анализ преимуществ и недостатков использования данных технологий, способных отразится на качественной составляющей всего учебного процесса.

К преимуществам внедрения системы дистанционного обучения мы можем отнести:

1.       «Гибкость» - обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

2.       «Модульность» - в основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3.       «Параллельность» - обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4.       «Дальнодействие» - расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5.       «Асинхронность» - подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

6.       «Широта охвата» - количество обучающихся не является критичным параметром.

7.       «Рентабельность» - под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного обучения.

К недостаткам дистанционного обучения относятся такие особенности, как:

1.       Отсутствие живого контакта между преподавателем и обучаемым.

2.       Отсутствие живого общения между обучаемыми.

3.       Высокая трудозатратность на первом этапе создания системы дистанционного обучения.

4.       Высокие требования к техническому обеспечению учащихся и учебных заведений.

5.       Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения.

Вполне осознавая сложность задачи по созданию дееспособной и эффективной системы дистанционного обучения администрацией Петровского колледжа было принято решение о создании проектной группы по разработке системы дистанционного обучения, отвечающей всем современным требованиям. Проект организационно оформлен как экспериментальная площадка Федерального Института Развития Образования на базе Петровского колледжа.

Основные задачи проекта:

·         Анализ преимуществ и недостатков использования дистанционного обучения, применительно к конкретным образовательным условиям;

·         Определение степени востребованности участниками образовательного процесса (прежде всего экстернами и преподавателями) таких технологий дистанционного обучения, как Интернет-технология и кейс-технология;

·         Определение требований к уровню развития материально-ресурсной базы учебного заведения для эффективной реализации технологий дистанционного обучения;

·         Определение требований к учебно-методическому содержанию дисциплин, изучающихся экстернами с помощью дистанционных технологий;

·         Тестирование готовых пакетов программ дистанционного обучения;

·         Определение возможностей интеграции различных обучающих технологий в рамках использования Интернет-технологии при подготовке специалистов по форме экстернат;

·         Определение требований к информационной безопасности, при организации обучения с использованием дистанционных технологий

·         Выявление эффективных методов оценки качества образовательного процесса при реализации технологий дистанционного обучения;

Условия осуществления проекта:

·         Условие «поэтапности» – все этапы проекта взаимосвязаны, успешное завершение каждого предыдущий этап является основой для успешной реализации следующего этапа.

·         Условие «движение от простого к сложному» - ни один процесс в ходе реализации проекта не может быть запущен, до тех пор пока досконально не будут изучены и проработаны все подпроцессы его составляющие.

·         Условие «сфокусированности или концентрации усилий» - проведение проекта и внедрение его результатов осуществляется в отдельно взятом структурном подразделении колледжа и лишь после удачного завершения проекта, его результаты могут быть распространены на другие подразделения.

·         Условие «открытости для сотрудничества» - реализация проекта предполагает обращение к опыту других учебных заведений (прежде всего учреждений среднего профессионального образования, работающих в аналогичных направлениях, а так же сотрудничество с этими учебными заведениями по вопросам реализации технологий дистанционного обучения.

Этапы проведения проекта:

Задачи этапа

Результат

1. Организационно-подготовительный этап (сентябрь 2006 – ноябрь 2005)

·        формирование творческой рабочей группы из числа сотрудников колледжа

·        разработка анкет и анкетирование экстернов

·        формирование первичной ресурсно–информационной базы, необходимой для начала реализации проекта

·        разработка календарного графика работы

·        анализ анкет, использование результатов анализа для работы над проектом

·        открытие Интернет – представительства учебной части неочных форм обучения ОМПЭУ

2. Проектировочный (разработка учебно-методического обеспечения проекта)

ноябрь 2006 – февраль 2006

·        определение перечня дисциплин, проведение аттестации по которым может быть проведена с использованием дистанционных технологий

·        адаптация учебно-методических материалов с учётом специфики использования технологий дистанционного обучения

·        разработка необходимых дидактических материалов, для проведения аттестации с использованием дистанционных технологий

·        Перечень дисциплин, внесённый в протоколы заседаний аттестационных комиссий

·        учебно-методические материалы размещённые в Интернет - представительстве

3. Экспериментальный этап февраль 2006– май 2007

·        апробация технологий дистанционного обучения

·        отработка схем управления организацией дистанционного обучения экстернов

·        проведение анкетирования экстернов и преподавателей с целью выявления сильных и слабых сторон дистанционного обучения

·        выделение контрольных групп экстернов и проведение фронтального тестирования

·        результаты аттестации студентов с использованием дистанционных технологий

·        составление организационной схемы процесса

·        результаты анкетирования

·        результаты тестирования

4. Аналитический этап июнь 2007

·        анализ анкет экстернов и преподавателей

·        анализ результатов тестирования экстернов

·         отчет о ходе реализации первой части проекта

5. Итоговый июнь 2007 – июнь 2008

·        проведение научно-практических конференций и обучающих семинаров для заинтересованных образовательных учреждений

·        публикация учебно-методических разработок

·        предложения в адрес органов управления образованием по вопросу модернизации экстерната

·         распространение опыта проекта и реализация экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования