АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС»

 

Лесина О.А.,

ФГОУ СПО «Приморский политехнический техникум»

 

Наличие рынка труда, расширение самозанятости населения, проявления экономической нестабильности диктуют необходимость формирования человека, способного к самостоятельному поведению в окружающей его действительности. Основы такого поведения закладываются в период его взросления, и в значительной степени, в ходе получения им образования, в том числе и профессионального.

Еще на заре профессиональной педагогики в работах ученых четко прослеживался акцент на самостоятельность студентов. Известный методист производственного обучения конца XIX- начала XX века С.А.Владимирский писал о том, что задачи профессиональной школы должны состоять в интеллектуальном развитии студента, в сообщении ему теоретических сведений, дающих возможность сознательно относиться ко всем явлениям, имеющим место в сфере его специальности.

Как видим, педагогов всегда волновали и волнуют вопросы организации учебного процесса, вопросы умелого применения форм, методов и средств обучения. Использование традиционных форм и методов не в полной мере решают задачи подготовки современных, конкурентно-способных специалистов. Необходимо постоянно быть в поиске наиболее эффективных форм, методов и средств обучения, которые способствовали бы развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов.

В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает преподавателя сделать каждого студента участником учебного процесса, ведущим поиск путей и способов решения проблем.

Актуализация познавательной деятельности может осуществляться через активные методы обучения. Понятие активные методы обучения распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий:

- анализ конкретной ситуации (например - организовать рабочее место администратора гостиницы или телефонный разговор с гостем);

- решение проблемных задач (например – двойное бронирование номера в гостинице);

- деловые игры («Интеллектуальное казино», «Счастливый случай» и т.д.);

- работа с деловыми бумагами (например – бланки регистрации гостей, принятие брони на номер, счет гостя и т.д.).

Гибкость и адаптивность активных методов обучения позволяет преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих случаях:

- в качестве введения в урок – постановка практической проблемы, которую предстоит решить;

- в заключении урока – как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса;

- вместо лекции – вся тема урока раскрывается при помощи активного метода;

- параллельно лекции – часть материала передается в устном изложении, а другая – посредством активного метода (на примере написания бизнес-плана гостиничного предприятия).

На протяжении последних лет в экономике появилось такое понятие как бизнес-планирование. Это важный элемент любой деятельности. С одной стороны бизнес-план – это инструмент для достижения определенной цели, с другой – это документ общепринятый в большинстве стран с развитой экономикой. Поэтому каждый современный специалист должен уметь составить его со знанием своего дела. По программе спецдисциплин студенты специальности «Гостиничный сервис»  выполняют практические работы. К тематике этих работ можно подойти формально, а можно и творчески. Я предлагаю не традиционное решение.

Выполнение практических работ заключается в следующем. Всем студентах выдается задание – составить бизнес-план гостиничного предприятия. Выбор типа предприятия, размеры, характеристика номерного фонда, ассортимент дополнительных услуг предоставляется определить самому студенту. Целью данного вида работы является повышение интереса к своей специальности, развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельно принимать решения, адаптироваться на рынке услуг.

Основная задача – это комплексное применение полученных теоретических знаний и развить способность студентов самостоятельно извлекать знания из дополнительных источников.

Написанию бизнес-плана предшествует большой подготовительный этап по сбору информации. Средства и методы в этот период разнообразны: это и индивидуальная работа, и обсуждение в группах, и общий анализ.

На одном из практических уроков студентам предлагается деловая игра – «Выбор целевых рынков». Как единичный сегмент – это одна из гостиниц города Владивостока, то есть это микро-ситуация реально приближенная к профессиональной деятельности.

Студенты разбиваются на микро-группы по 3-4 человека. Каждой группе дается целевая установка, то есть разработка и защита определенного раздела.

Актуализация знаний студентов происходит через теоретические знания, и через те умения и навыки, которые они приобрели в период производственной практики.

В первом разделе студенты вырабатывают ясный и убедительный стиль изложения своей идеи. Ведь бизнес-план - это документ, с помощью которого можно привлечь на свою сторону инвесторов, ценных работников и просто единомышленников. На практическом уроке микрогруппа доказывает целесообразность составления бизнес-плана, и какие проблемные ситуации можно решить с его помощью.

Во втором разделе студенты кратко описывают гостиничный комплекс. К этому разделу они подходят очень творчески, не только пишут, но и рисуют, чертят, делают макеты. Микрогруппа делает анализ состояния дел на предприятии, вносит корректировки по использованию площадей, предоставляемым дополнительным услугам. В период изучения дисциплины «Организация туризма» студенты получают знания по экскурсионному обслуживанию. Для гостей города Владивостока предлагаются экскурсии (например «Вдоль по Светланской»).

В подготовке к практическим работам студенты проводят маркетинговые исследования в плане выявления конкурентов (сильные и слабые стороны) и гостей своих предприятий.

Деятельность любого предприятия начинается с названия. На одном из практических уроков студентам предлагается сделать рекламу своей гостиницы, придумать логотип.

Другая микро-группа занимается решением кадровых вопросов и менеджментом. Вся работа идет под лозунгом «Кадры решают все. Правильный подбор сотрудников снимает массу трудностей в будущей работе». В ходе практических работ студенты определяют необходимую численность обслуживающего персонала (в дальнейшем они сравниваются с действительностью), их обязанности, возможность совмещения должностей.

При написании раздела «Финансово-экономическая деятельность» студенты опираются на знания, полученные на дисциплинах – бухгалтерский учет, экономика и т.п. Студенты ведут расчеты по определению рентабельности, прибыли, стоимости проживания.

Проведение таких работ способствует повышению междисциплинарных связей, практическому применению полученных знаний по специальности в комплексе.

Выбор того или иного активного метода обучения или варианта его использования зависит от целей урока, его содержания, состава учебной группы. При относительном приоритет активных методов на занятиях отводится свое место и лекции, и самостоятельной работе студентов.

В учебном процессе необходимо единство всех методов обучения, что делает его подлинно проблемным по содержанию и эффективным по форме, а самое главное в результате из стен учебного заведения выходит конкурентоспособный выпускник, умеющий адаптироваться на рынке труда.