«УЧЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ» - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Леонтьева Л.В., ФГОУ СПО «Мелекесский сельскохозяйственный техникум» г. Димитровград
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности всех отраслей народного хозяйства. Каждому преподавателю специальных дисциплин образовательного учреждения среднего профессионального образования приходится отвечать на очень важные вопросы: как разработать технологию преподавания на уровне современного развития науки и техники, как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе теоретических знаний, как содержание образования увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки? Возможности педагогического воздействия в процессе обучения профессионала заключаются во влиянии на профессиональное становление личности, развитие ее готовности к профессиональному росту, в подготовке студентов к усвоению того или иного материала путем вовлечения их в практическую деятельность, где наибольший эффект могут дать практические действия адекватные мыслительным, которые приходится выполнять студентам в процессе изучения той или иной конкретной темы. Учитывая все это, а также тот факт, что в современных условиях в подготовке специалистов на первый план выдвигается деятельностно-организационная способность человека «расти» в профессии, умение анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать новые знания, преподаватели дисциплины «Бухгалтерский учет» техникума широко используют в учебном процессе практикоориентированные методы обучения: решение конкретных профессионально-практических ситуаций, моделирование проблемных ситуаций будущей специальности, производственных задач, студенческие научно-исследовательские работы и т.д. Использование метода имитации профессиональных условий в «Учебной бухгалтерии» в период практики для получения первичных профессиональных навыков по дисциплине «Бухгалтерский учет» – один из основных методов практико-ориентированного обучения, главной целью которого является формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности и превращение практического обучения в центральную осевую составляющую профессиональной подготовки специалиста. Учебно-методический комплекс организации практики через «Учебную бухгалтерию» является межпредметным, внутри которого «переплетаются» такие дисциплины как, «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Налоги и налогообложение», «Аудит», «Документационное обеспечение управления», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия». Построенная таким образом учебная работа отличается высокой степенью сотрудничества преподавателя и студента, гибкостью, предельной индивидуализированностью. В период данной практики преподаватель: помогает студентам в поиске источников, способных помочь им в выполнении заданий; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет студентов; поддерживает непрерывную обратную связь с целью продвижения студентов в работе.
Практическая работа в учебной бухгалтерии, способствует: активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов; формированию навыков их практической деятельности; развитию и реализации творческого потенциала; формированию и развитию внутригрупповых отношений, умений работать в коллективе. Практика для получения первичных профессиональных навыков является продолжением и составной частью учебного процесса, где происходит закрепление и углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков по дисциплине «Бухгалтерский учет». Практика проводится по методу имитации профессиональных условий в учебной бухгалтерии техникума по реальным данным сельскохозяйственного производственного кооператива им. Н.К. Крупской Мелекесского района Ульяновской области – одного из ведущих высокотехнологичных предприятий аграрного сектора нашего региона и России и обеспечена полным комплектом первичных документов по учету. Расчеты проводятся в рабочей тетради, разработанной преподавателями техникума. Студенты поочередно выполняют программы, которые соответствуют структуре реальной бухгалтерии сельхозпредприятия и меняют за время практики 9 рабочих мест. Происходит погружение будущих специалистов в квазипрофессиональную деятельность. Они ведут первичный учет, составляют, принимают и обрабатывают отчеты (кассовые, авансовые, материальные); производят расчеты по начислению заработной платы, удержаниям из нее и начислениям на нее; ведут учет расчетов с поставщиками и покупателями, с бюджетом и внебюджетными фондами, с разными дебиторами и кредиторами; ведут аналитический учет материальных запасов, животных, расчетов, затрат на производство и выхода продукции; ведут синтетический учет в журнально-ордерной форме учете, являющейся основой компьютерной версии 1С: Бухгалтерия. Завершается месячный цикл работы бухгалтерии составлением оборотного и сальдового баланса. Затем начинается второй этап работы: подготовительная работа перед составлением годового отчета – закрытие операционных счетов и составление годового заключительного баланса и других форм годового отчета. Таким образом, в миниатюре отрабатывается как бы годовой цикл работы бухгалтерии, что дает студенту полное представление о бухгалтерском учете на предприятии. Руководители практики оказывают студентам методическую помощь, осуществляют контроль за правильностью выполнения работы, оценивают результаты выполнения программы практики, обеспечивают и контролируют соблюдение студентами правил внутреннего распорядка, создают необходимые условия для освоения практических навыков бухгалтерского учета.
Стадии работы над проектом «Учебная бухгалтерия»
Перечень рабочих мест практики по получению первичных профессиональных навыков по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Такая организации учебной практики, способствует систематизации знаний студентов, развитию и закреплению умений комплексного применения знаний, формированию целостности профессионального мировоззрения. Умелое использование методов практикоориентированной технологии обучения преподавателями техникума приводит к положительным результатам в подготовке конкурентоспособных специалистов, а именно: знания приобретают качество и системность; формируются профессиональные умения; умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую; развивается экономическое мышление; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов студентов, саморазвитие личности; более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности; усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности. Таким образом, преимущество практикоориентированной технологии обучения заключается в ее высокой коммуникативности, активном включении студентов в будущую профессиональную деятельность и их осознании личной ответственности за продвижение в обучении.
|