О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ

ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РОСОБРАЗОВАНИЮ  УЧРЕЖДЕНИЙ НПО И СПО

 

Шайхутдинова Г.А.

к.п.н., ИПП ПО РАО

 

Качество подготовки выпускников учреждений НПО и СПО уже давно перестало соответствовать требованиям работодателей. Рост конкуренции на рынке труда увеличивает спрос на практикообразующие профессиональные квалификации, многофункциональные умения и навыки. Вакансии по рабочим профессиям все чаще заполняются выпускниками системы СПО. Таковы жесткие требования современного производства. Специфические особенности преемственности начального и среднего профессионального образования определили необходимость организационного и содержательного реформирования профобразования.

Особенность системы состоит в подготовке практикоориентированных специалистов, которые заняты на особо сложных рабочих профессиях по обслуживанию и эксплуатации современной техники, операционных и информационных систем, на должностях линейных руководителей инженерно-технических работников производства, а также находят применение в социальной сфере.

Для большинства молодежи системы НПО и СПО стали формой социализации, получения базовых профессиональных знаний, компетенции, началом формирования профессиональной карьеры.

В то же время системы НПО и СПО - ее структура, объемы, содержание, методы профессиональной подготовки и управления, сроки обучения, состояние учебно-материальной базы - не в полной мере соответствует требованиям современной экономики и перспективам ее развития, потребностям личности и общества. Произошел разрыв связей учебных заведений с предприятиями и организациями. Усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом рынка труда на специалистов, а также между уровнями профессионального образования. Снижается качество кадрового потенциала. Передача ряда ссузов с федерального на региональный уровень снизила качество управления ими и объемы их финансирования. Не эффективной, противоречивой остаются законодательная и нормативная база, система финансирования и система налогообложения учебных заведений.

Современное состояние системы СПО требует принятие неотложных и конкретных мер по ее дальнейшему развитию. В модернизации нуждаются не только ее внешние, но и внутренние условия, направленные, как определено в Концепции, на опережающий уровень развития. Эти изменения особенно актуальны в условиях повышения роли профессионального образования в решении экономических и социальных задач, складывающейся демографической ситуации, при росте платежеспособности граждан, большей открытости и доступности только высшего образования. Изменения необходимы и в связи с вхождением России в Болонский и Копенгагенский международные образовательные процессы.

Ряд мер по изменению ситуации уже реализованы. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года и принятые федеральные законы сформировали существующую на сегодняшний день сеть подведомственных Рособразованию учреждений образования и организаций:

-           об утверждении перечня федеральных образовательных учреждений - от 30.08.2004 № 1139-р (251 образовательное учреждение НПО; 437 ссузов);

-           об утверждении перечня  подведомственных Рособразованию ГОУ ВПО, учреждений дополнительного образования и ФГУПов - от 24.01.2005 № 64-р (335 вузов, 12 ФГУПов, 7 учреждений дополнительного образования);

-           о передаче в Рособразование учреждений из других министерств (ведомств) - от 24.01.2005 № 64-р (1 ОУ НПО; 447 ссуза; 6 вузов; 47 учреждений ДО);

-           о передаче образовательных учреждений СПО Минэкономразвития России в ведение Рособразования - от 24.0.2005 № 64-р (10 ссузов)

-           о передаче  подведомственных Рособразованию образовательных учреждений НПО и СПО в субъекты Российской Федерации - от 03.12.2004 № 1565-р (2727 ОУ НПО; 178 ссуза);

-           о закреплении за Рособразованием федеральных организаций, включая научно-исследовательские, дополнительные, молодежные, подлежащих различным формам реорганизации и ликвидации от 28.06.2005 № 892-р (107 организаций);

-           о закреплении за Рособразованием федеральных унитарных предприятий, подлежащих различным формам реорганизации и ликвидации 04.07.2005 № 931-р (69 ФГУПов).

Анализ первого опыта реструктуризации региональных образовательных сетей НПО и СПО показал необходимость рассматривать образовательную сеть Рособразования не как совокупность изолированных образовательных учреждений с обособленными, негибкими образовательными программами, а как целостную систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей социальных групп с одной стороны, и обеспечивать развитие различных секторов экономики и социальной сферы государства, с другой. Проведенный анализ позволил выявить ряд противоречий, связанных с реструктуризацией образовательной сети НПО и СПО и направленных на достижение ее качества, доступности и эффективности. Сюда следует отнести противоречия между: необходимостью создания инновационной модели развития учреждений подведомственных Рособразованию, реализующих государственный заказ на подготовку кадров и отсутствием организационного механизма, обеспечивающего его выполнение; необходимостью включения в систему повышения квалификации всех субъектов образовательной политики, участвующих в управлении реструктуризацией сети НПО и СПО и отсутствием таких механизмов в реальной практике.

Для учреждений НПО И СПО, подведомственных Рособразованию, характерны определенные трудности:

1. Отсутствие модели - совокупности инновационных характеристик образовательной сети, адекватной задачам социально-экономического развития общества и государства.

2. Нерешены проблемы, связанные с комплексной оптимизацией системы функционирования учреждений НПО и СПО (структуры, функций, образовательных программ) в соответствии с требованиями государственного заказчика и направленная на повышение ее качества, доступности и эффективности.

3. Государственный заказ на подготовку работников квалифицированного труда – должен строиться на согласовании, удовлетворении и опережающем формировании спроса на выпускников учреждений НПО и СПО.

Предлагаемые меры основываются на принципах сохранения и развития исторических традиций и сильных сторон профессионального образования России, объективно сформированных в последнее время, необходимости усиления роли государства в создании оптимальных условий для эффективного функционирования и развития системы ОПО, сохранения ее социальной направленности.

Реализация мер должна носить поэтапный и экспериментальный характер, системный подход, создавая условия для большей привлекательности и соответствия потребностям личности, семьи, всего общества, государства, рынка труда. Реализуемые меры призваны сформировать новое общественное мнение о социальной значимости профессионального образования.

Государство как главный заказчик кадров является важнейшим фактором, определяющим содержание, требования, форму образовательной программы и методического обеспечения.

В настоящее время в России идет становление новой системы профессионального образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит эволюционная модернизация парадигмы управления системой НПО и СПО: предлагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иные структуры, иные ресурсы, иные модели. Стратегический вектор управления развитием НПО задается Национальной Доктриной образования, государственными институтами и конкретизируется в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики (2000-2010 г.г.). Базовым принципом стратегии Правительства впервые определена приоритетность образовательной сферы в модернизации, — эволюционном обновлении общественных отношений, государства и экономики. Модернизация общества предполагает переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот процесс в значительной степени опирается на развитие образовательной системы НПО и СПО. Неотъемлемое условие модернизации общества — освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан, социального диалога и партнерства с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Кроме того, основными задачами модернизации систем НПО и СПО являются - противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, криминализация молодежной среды, вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью; * обеспечение социально-профессиональной мобильности в обществе через поддержку профессиональной карьеры талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Образование должно реализовать ресурс свободы, поле профессионального выбора для каждого индивида, получающего образование, инвестирующего в себя. Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система профессионального образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать ее от агрессии. Профессиональное образование играет, и будет играть все возрастающую роль в модернизации российской экономики. Росту российской экономики в скором будущем будут препятствовать нехватка не только материального, но и человеческого капитала. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста». Профессиональное образование, инвестиции в повышении качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской эко-номики. В интересах модернизации экономики необходимо обеспечить: фунда-ментализацию профессионального образования, поскольку высоко-технологичные производства требуют людей не узкой специализации, а кадры с фундаментальным уровнем образованности, способным переключиться с одного вида профессиональной деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками; точную адаптацию системы НПО и СПО к актуальным и перспективным потребностям рынка труда – в докладе В.В.Путина обозначены приоритетные направления, такие как энергетика, космос, нанотехнологии, современные коммуникации, авиация, ориентацию на которые должны лежать в «меню профессиональных карьер» учреждений НПО и СПО подведомственных Рособразованию. Эти учреждения должны создать такой квалификационный запас, т.е. подготовки такого числа квалифицированных кадров, которое сегодня может показаться избыточным, но в после-дующие годы даст возможность развивать высокотехнологичное производство. Для выполнения всех указанных требований необходимо обеспечить открытость системы профессионального образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержания высоких академических стандартов и автономности образовательных учреждений. Стратегия развития образования задает идеологию управления реструктурированием всей системы образования.