ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ – ТРАДИЦИЯ КУНГУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА

 

Лецких Л.А.,

 зам.директора по НМР КГХПК

Кунгурский государственный

 художественно - промышленный колледж,

 

Среди распространенных звериных стилей

особое и видное место занимает

пермский звериный стиль, распространенный

в эпоху железного века в некоторых областях

Северо-востока европейской части России.

А.В.Шмидт.

 

Одним из загадочных видов традиционной культуры Прикамья является пермский звериный стиль. Включение этой темы в содержание учебных программ нашего колледжа не случайно. Этот стиль не просто культурное наследие далекого прошлого, достойное лишь исключительно академического интереса, а это есть первое и поэтому самое памятное, незабываемое прозрение человеческого разума, начавшего впервые постигать строй и смысл бытия, поэтому его надо изучать. Лучшие произведения пермского звериного стиля сегодня по праву входят в сокровищницу исторических памятников.

Знакомство с пермским звериным стилем  в нашем колледже проходит на первом курсе при изучении «Народного орнамента». Студенты знакомятся с историей возникновения данного стиля, символикой образов. Выполняя отмывки (копирование в цвете), глубже воспринимают художественные произведения, познают законы пропорции, гармоничности, стилизации фигуры человека и животного, приобретают эстетическую грамотность. Более глубокое осмысление мифологических сюжетов проходит у студентов на уроках композиции.

Погружаясь в историю духовной культуры Прикамья, они получают интересную историческую информацию. Например, о том, что

·           название «звериный стиль» достаточно условно, в широком смысле в него входят изображения животных и человека вместе с животным, выполненные в разное время, из разног материала, разными художественными средствами. В более узком смысле к звериному стилю относятся предметы художественного металлического литья, основу сюжетов которого составляют образы животных. В интереснейших магических изделиях отражен весь микрокосм первобытного человека;

·           что наивысшее развитие изображенного искусства в Прикамье приходится на период ломоватовской культуры (IIIVIII вв.н.э.), который А.А.Спицын назвал «золотым веком пермского звериного стиля);

·           из письменного источника XIV в «Житие Стефана Пермского»: коми почитали «болванов истуканных, изваянных, издолбленных» из дерева;

·           а у соседей коми – пермяков – манси Северного Урала – одним из наиболее почитаемых божеств был медный гусь, который считался владыкой всех водоплавающих птиц;

·           что изображение медведя впервые встретилось в Верхнем Прикамье среди неолитических рисунков Писаного камня. Медведя почитали многие народы Урала. У коми в прошлом существовал культ медведя – «Оша». Изображения его встречаются на костяных рукоятках и бронзовых бляшках в памятниках ананьинской культуры и др.

Таким образом, решая образовательные задачи, преподаватели нашего колледжа добиваются главного – развития личности студента. Внедряя деятельностный принцип в образовательный процесс, пытаются личным примером (своими творческими работами) показать, что глубинные народные традиции не утрачены, они живут. Покажем это на работах наших преподавателей. (Смотри Приложение № 1).

Знакомство студентов с работами их преподавателей помогает им в создании художественных образов при дипломном проектировании. Среди удачно выполненных ими работ в названном нами стиле – декоративные панно, вазы, подсвечники, шахматы и др. (Смотри Приложение № 2)

Как мы видим, во всех этих изделиях пермский звериный стиль использован в духе сегодняшних эстетических представлений с учетом основного исполнительского материала. В каждой работе чувствуется удивительное бережное отношение к истории и безупречное чувство меры и такта в тех случаях, когда образ нужно подчинить утилитарному назначению предмета. Декор и форма создают единое целое, сохраняя чистоту стиля. А это значит, что обращение субъектов образовательного процесса к наследию прошлого стало традицией в нашем колледже, благодаря которому решаются актуальные воспитательные задачи.

Приложение №1

Творческие работы преподавателей

Кривощеков С.С.  Член Союза художников России.

Трудно найти на Урале мастера более знающего и любящего

тему «Пермский звериный стиль».

                             

 

Оглезнева Т.М.  Преподаватель композиции, цветоведения.

Прекрасно решает проблему «Пермского звериного стиля»

   

 

Приложение № 2

Творческие работы студентов