МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

 

Мелькина Ю.Р.,

ГОУ СПО Смоленский промышленно-экономический колледж

 

Появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью современного общества в образованных специалистах, способных к проявлению мировоззренческой позиции и к компетентному профессиональному действию. И это не случайно, так как речь идет о новой единице измерения "образованности" человека. Если раньше такой единицей были знания, умения, навыки, то теперь этого недостаточно. В последнее время в педагогической общественности растет число сторонников применения компетентностного подхода в образовательном процессе.

Компетентный специалист не только обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе. Для него характерна внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности. Он относится к своей профессии как к ценности. Именно поэтому можно утверждать, что складывающаяся в настоящее время концепция компетенции играет ведущую роль в области профессионального образования.

Термин «компетенция» (competentia) переводится с латинского языка как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает соответствующими знаниями и опытом. Понятие компетенция широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Член-корреспондент РАО, д.п.н. А.В. Хуторской дает следующее определение компетенции: «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [4, с. 53]. При этом всю совокупность можно разделить на несколько основных групп, называемых ключевыми компетенциями. Их формирование является ведущим критериям качества современного образования. Это:

§    политические и социальные компетенции, включающие умение брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;

§    компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: отсутствие расизма и ксенофобии, нетерпимости; понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий;

§    компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества; к этой же группе можно отнести владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение;

§    компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, рекламе;

§    компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни [5].

Перед современным средним профессиональным образованием стоит цель сформировать у выпускника комплекс ключевых компетенций, которые позволят ему быть постоянно  востребованным на рынке труда. И одной из важнейших задач, которую нужно выполнить для достижения поставленной цели, является анализ расхождений между существующими и ожидаемыми компетенциями. В связи с этим возрастает значимость диагностических процедур в процессе формирования профессиональных компетенций.

Под мониторингом в педагогической системе понимается совокупность контролирующих, диагностирующих и корректирующих операций, осуществление которых определяется целями процесса обучения и предусматривает анализ динамики усвоения студентами учебного материала. Таким образом, мониторинг включает постоянные проверяющие действия, позволяющие отмечать и корректировать продвижение студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Так как понятие мониторинга довольно близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям (обратная связь, рефлексия, контроль, аттестация), целесообразно выделить отличительные особенности мониторинга.

Первая особенность состоит в том, что мониторинг является целостностью, состоящей из взаимозависимых частей, обеспечивающих его функционирование, то есть мониторинг представляет собой систему, а указанные выше педагогические и психологические понятия – это его элементы.

Вторая особенность – это то, что существует перечень аспектов, присущих мониторингу, отличающих его от аналогичных процессов. К ним относятся:

§         непрерывность (постоянный сбор данных);

§         диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

§         информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

§         научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

§         обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс) [2].

Объектом мониторинга в данном случае является уровень сформированности профессиональных компетенций специалиста, а также средства достижения этого уровня.

Целью мониторинга является непрерывное, научно-обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за характером процесса формирования компетенций.

В задачи мониторинга входит:

1) сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах адаптации и функционирования студентов в период обучения;

2) своевременное выявление нарушений в этом процессе и их адекватное исправление;

3) своевременное выявление достижений в ходе обучения, анализ условий, обобщение опыта;

4) профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов в учебной деятельности студентов.

Целесообразным является применение трех основных форм мониторинга:

1.       Стартовый мониторинг предполагает диагностику возможностей студентов, важных для успешного профессионального становления будущего специалиста, его интересов, склонностей, особенностей мотивации. Стартовый мониторинг необходимо проводить сразу же после зачисления студентов в колледж, еще до начала занятий, чтобы кафедры и преподаватели, непосредственно работающие со студентами, имели четкое представление об исходном уровне подготовленности студентов к овладению профессией.

2.       Текущий мониторинг (экспресс-диагностика) применяется для определения уровня профессионального развития в течение всего времени обучения. На основе полученных данных должны строиться учебные занятия, проектироваться учебные задачи и ситуации, проводиться корректирующие действия в случае необходимости.

3.       Финишный мониторинг позволяет определить уровень сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, диагностика степени развития профессиональных компетенций.

При осуществлении любой из форм мониторинга можно использовать следующие методы.

1. Наблюдение. Получение информации происходит путем регистрации преподавателями или сотрудниками службы мониторинга (если таковая имеется в образовательном учреждении) определенных действий, поступков студентов. Наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса. Достоинством метода является высокая объективность, так как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события. Кроме того, есть возможность учесть неосознанное поведение студентов.

2. Метод тестовых ситуаций. Состоит в создании специальных условий, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо (приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановка уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий).

3. Опрос. Позволяет получить информацию о развитии студентов на основе анализа ответов на специально подобранные вопросы. Опрос может проводиться как в устной, так и в письменной форме.  Этот метод дает  возможность определить специфики направленности обучаемых, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества, что, в конечном счете, позволяет оценить уровень сформированности ключевых компетенций.

4. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности. Является одним из действенных методов мониторинга, при котором не только анализируется текущая успеваемость студентов, но и подробно  изучаются творческие,  работы, технические изделия, графические материалы обучаемых.

5. Тестирование. В целях мониторинговой деятельности широкое распространение получили практические тестовые задания, процессуальные тесты, интеллектуальные, личностные, межличностные тесты. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что дает возможность сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.

Совместно с выбором методов осуществления мониторинга необходимо определить набор критериев, которые будут оцениваться.   Так,  в качестве критериев профессиональной компетентности могут выступать:

  • видение предстоящей деятельности с разбивкой на конкретные технологические операции;
  • выделение необходимой информации для осуществления работы;
  • прогнозирование процесса и результата деятельности, исходя из условий профессиональной ситуации и уровня сформированности знаний и умений;
  • самостоятельное формулирование целей деятельности
  • владение студентами знаниями и умениями;
  • оперирование теоретическими знаниями в ходе аргументации собственных профессиональных действий;
  • пооперационный контроль;
  • оценка полученного результата;
  • способность выйти на взаимодействие с другими специалистами для ликвидации затруднений.

Помимо мониторинга усвоения теоретических знаний и практических умений в рамках текущего и финишного мониторинга преподавателями и сотрудниками мониторинговой службы, а также независимыми экспертами с предприятий должен фиксироваться уровень сформированности профессионально важных и личностно значимых качеств студента.

Так как профессионализм характеризуется, прежде всего, высокой продуктивностью или эффективностью деятельности, то для оценки сформированности профессиональных компетенций могут использоваться три уровня, характеристика которых представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Уровни сформированности профессиональных компетенций студента колледжа

Показатели

Уровни

Высокопродуктивный

(оптимальные характеристики)

Малопродуктивный

(допустимые характеристики)

Низкопродуктивный

(критические характеристики)

Когнитивный

Владеет глубокими, системными, осознанными, личностно принятыми знаниями в сфере специальности

Легко оперирует информацией из опыта и «открыт» для новой

Постоянно переосмысливает собственную теоретическую подготовленность

Владеет знаниями в сфере специальности, но недостаточно глубоко

Ситуативно оперирует информацией из опыта и «открыт» для новой

Не всегда переосмысливает собственную теоретическую подготовленность в данной сфере.

Владеет минимальными знаниями в сфере специальности

 

С трудом оперирует информацией из опыта и «закрыт» для новой

Не переосмысливает собственную теоретическую подготовленность в данной сфере

Эмоциональный

Увлечен овладением специальностью

 

Эмоционально адекватно реагирует на достижения и неудачи.

Проявляет интерес к овладению специальностью

 

Эмоционально не всегда адекватно реагирует на достижения и неудачи.

Проявляет эпизодический интерес к овладению специальностью

Эмоционально не адекватно реагирует на достижения и неудачи.

Деятельностный

Подготовлен выполнять профессиональные действия

Умеет качественно работать с необходимыми инструментами и приборами

 

Всегда принимает самостоятельные решения

 

Успешно выполняет индивидуальные задания.

Подготовлен выполнять работу в благоприятных условиях

Умеет удовлетворительно работать с необходимыми инструментами и приборами

Принимает самостоятельные решения 

 

Выполняет индивидуальные задания в зависимости от сложности

Недостаточно подготовлен выполнять работу

 

Умеет работать с некоторыми необходимыми инструментами и приборами

 

Посредственно принимает самостоятельные решения после совета наставников Выполняет индивидуальные задания при их поддержке.

 

Таким образом, осуществление педагогического мониторинга формирования профессиональных компетенций специалиста позволяет обеспечить высокий уровень соответствия индивидуальных показателей выпускника среднего профессионального образовательного учреждения ожиданиям работодателя и общества.

 

Литература

  1. Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Под ред. Г.В. Безюлевой. – М., Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005
  2. Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Официальные документы в образовании. - 2002. -  № 8.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - №2. С.58-64.
  5. Шишов С.И., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998