ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛХОВСКОМ АЛЮМИНИЕВОМ КОЛЛЕДЖЕ

 

Минаева Н.В.

ГОУ СПО «Волховский алюминиевый колледж»

 

В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года одной из ключевых идей является идея формирования нового качества российского образования.

А что такое качество? Анализ этого понятия показывает, что оно неоднозначно. Если в разговорном языке мы слышим выражение «высококачественное изделие», то при этом представляем себе хорошо сделанный отличный продукт.

Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000 – 2001 качество трактуется как степень соответствия присущих характеристик требованиям. Применительно к среднему профессиональному образованию качество – это способность удовлетворять современные и перспективные требования работодателей, общества и государства в области подготовки специалистов, а также потребности личности в самообразовании, самосовершенствовании, самореализации.

При определении «качества образования» выделяют следующие факторы:

ü                  Качество управления учреждением;

ü                  Качество исходного материала (студента);

ü                  Качество содержания образовательного процесса;

ü                  Качество научно-методического обеспечения учебного процесса;

ü                  Качество педагогического персонала;

ü                  Качество материально-технической базы и др.

Для успешного функционирования и развития учебного заведения руководство обеспечивает его необходимыми ресурсами, в первую очередь высококвалифицированными кадрами. Персонал, выполняющий работу, которая непосредственно оказывает влияние на качество подготовки специалистов, должен быть компетентным в силу наличия полученного образования, подготовки, навыков и опыта.

Администрация  колледжа понимает, что без проведения научно-исследовательской работы в сфере организации учебно-воспитательного процесса существенного улучшения качества образования не произойдет. Поэтому с 2004 года колледж работает в тесном сотрудничестве с ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».

На базе колледжа был организован курс лекций на тему: «Основы психолого-педагогической деятельности преподавателей профессионального образования», по окончании которого вышел первый сборник научных публикаций сотрудников и преподавателей колледжа. В июне 2005 года на базе Волховского алюминиевого колледжа проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Социальное партнерство в системе профессионального образования».

Большинство учебных заведений среднего профессионального образования приоритетной считают классно-урочную модель обучения. Но современный студент изменился, кардинально изменилась педагогическая парадигма – отношение студента и преподавателя в учебном процессе, стиль поведения преподавателя. Сегодня задача преподавателя – помочь студенту в учении в соответствии с его способностями и возможностями. Тип преподавателя – информатора, транслятора известной информации уходит в прошлое, гарантированные стабильные и прочные знания можно сформировать только на основе современных педагогических технологий и информационных систем.

В коллеже проводятся научно – методические семинары «Перспективные педагогические технологии», занятия в школе «Информационные технологии в педагогической деятельности».

Преподаватели внедряют в учебный процесс коллективный способ обучения, модульное и проектное обучение, активные методы обучения как широко известные, так и методы модерации и кейсов.

В образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. В колледже работают 5 компьютерных классов, обеспечивающих учебный процесс. Большим успехом пользуются мультимедийные технологии, они используются не только на занятиях, но и при проведении педагогических советов, семинаров, конференций. Работает отделение дополнительного образования, на котором студенты могут осваивать новые компьютерные программы.

Для осуществления образовательного процесса каждым преподавателем разработаны учебно-методические комплексы, в которые входят: рабочая программа, задания для контрольных работ, методические указания к лабораторным работам, методические указания к практическим работам, указания к выполнению самостоятельных работ,  задания и методические указания к курсовому и дипломному проектированию, методические указания к написанию рефератов, разработка дидактических материалов, публикации преподавателей в научных изданиях.

На основе опыта общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования в колледже разработана система рейтинговой оценки деятельности педагогического коллектива. Оценочная шкала предусматривает конкретные показатели работы с балльной системой оценки по каждому показателю, введен коэффициент значимости: для мероприятий российского уровня – 4, для  регионального – 2.

Итоги рейтинга подводятся в июне каждого года, анализируются администрацией, по их результатам ставятся задачи на новый учебный год, поощряются преподававтели.

Для получения полной и объективной информации о состоянии образовательного процесса и управления его качеством в Волховском алюминиевом колледже проводится  мониторинг качества образования. Отслеживаются следующие данные: показатели нового набора студентов отдельно по всем специальностям, уровень остаточных знаний студентов младших курсов, анализ результатов семестровых контрольных работ, семестровые показатели успеваемости и посещаемости студентов как отдельно по группам, так и по специальностям, средний балл успеваемости студентов за учебный год по специальностям, результаты технологической практики, результаты промежуточной аттестации по семестрам,  результаты защиты выпускных квалификационных работ и проектов.

Опыт показал, что эффективным средством, повышающим ответственность как преподавателя, так и студента за качество знаний является предварительная аттестация студентов. В нашем колледже два раза в год (ноябрь, апрель) проводится промежуточная аттестация. Она помогает своевременно обнаружить пробелы в знаниях студентов и принять необходимые меры, тем самым, сохранив контингент обучающихся в колледже. Мониторинг охватывает также воспитательную работу и диагностику работы преподавателя. Анкетирование студентов, проводимое в рамках воспитательной работы позволяет выявить и устранить недостатки в работе, а также построить воспитательный процесс с учетом мнения «нового» поколения.

Новым в работе колледжа является создание портфолио как преподавателей, так и студентов, в котором учитываются личностные достижения.

Эффективному управлению качеством образования способствует развитие материально-технической базы среднего специального учебного заведения:  оснащение учебных аудиторий современным оборудованием, компьютеризация образовательного процесса; студенты привлекаются к процессу модернизации устаревшего оборудования посредством предметных кружков и т.д.

Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром (услугой), и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Эти требования могут быть выражены четко или нечетко, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными.

Представление современного потребителя о качестве образовательных услуг несколько изменилось:

ü                  Появились гибкие образовательные  технологии;

ü                  Изменилась методика преподавания дисциплин;

ü                  Вместо лабораторных и практических работ, проводимых опытным путем, активно используются аналогичные компьютерные программы, позволяющие сократить время на подготовку к работе;

ü                  В учебную работу студентов включается учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность.

В организации системы управления качеством образования важную роль играет связь с потребителем. К сожалению, требования к качеству подготовки специалистов формируются вне системы образования. Они исходят из общих социально-экономических, научно-технических, социокультурных целей государства и конкретизируются в рамках отдельных предприятий, исходя из особенностей производственной деятельности. Волховский алюминиевый колледж успешно сотрудничает с предприятиями группы Сибирско-Уральской алюминиевой компании (филиалы «Волховский алюминиевый завод – СУАЛ», «Пикалевский глиноземный завод – СУАЛ», «Надвоицкий алюминиевый завод – СУАЛ», «Кандалакшский алюминиевый завод – СУАЛ»), ЗАО «Метахим», ОАО «Бокситогорский глинозем», ОАО «Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат», Волховстроевским отделением Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД», муниципальными учреждениями и организациями. 

Предприятия оказывают помощь колледжу в разработке содержания программ обучения, определении и выработке единых требований к выпускникам и оценке качества подготовки выпускников, организации производственной практики, проведении экскурсий и уроков на производстве, организации стажировки преподавателей. Руководители и главные специалисты осуществляют руководство дипломным проектированием, являются председателями государственных аттестационных комиссий.

В Волховском алюминиевом колледже на основании требований, предъявляемых работодателями к специалистам, разработана модель выпускника:

ü                  Высокий уровень общей и профессиональной культуры;

ü                  Творческое мышление;

ü                  Способность генерировать идеи;

ü                  Конкурентоспособность на рынке труда и профессиональная мобильность (четкое осознание того, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены на практике);

ü                  Созидательная мотивация к труду путем определения четких жизненных целей;

ü                  Способность грамотно работать с информацией;

ü                  Коммуникабельность, контактность;

ü                  Способность самостоятельно критически мыслить;

ü                  Владение навыками предпринимательской деятельности.

Отзывы предприятий о качестве подготовки специалистов среднего профессионального образования являются результатом слаженной работы педагогического коллектива.

Управление качеством образования – это творческий процесс, здесь важны и общие знания управления качеством и умение анализировать конкретные ситуации, делать правильные выводы. Руководитель управляет, используя свои знания и опыт. Знания помогают определить стратегию, принять компетентное решение. Поэтому управление качеством образования является не только наукой, но и искусством, проявлением высшего профессионализма руководителя.