ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛХОВСКОМ АЛЮМИНИЕВОМ КОЛЛЕДЖЕ
Минаева Н.В. ГОУ СПО «Волховский алюминиевый колледж»
В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года одной из ключевых идей является идея формирования нового качества российского образования. А что такое качество? Анализ этого понятия показывает, что оно неоднозначно. Если в разговорном языке мы слышим выражение «высококачественное изделие», то при этом представляем себе хорошо сделанный отличный продукт. Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000 – 2001 качество трактуется как степень соответствия присущих характеристик требованиям. Применительно к среднему профессиональному образованию качество – это способность удовлетворять современные и перспективные требования работодателей, общества и государства в области подготовки специалистов, а также потребности личности в самообразовании, самосовершенствовании, самореализации. При определении «качества образования» выделяют следующие факторы: ü Качество управления учреждением; ü Качество исходного материала (студента); ü Качество содержания образовательного процесса; ü Качество научно-методического обеспечения учебного процесса; ü Качество педагогического персонала; ü Качество материально-технической базы и др. Для успешного функционирования и развития учебного заведения руководство обеспечивает его необходимыми ресурсами, в первую очередь высококвалифицированными кадрами. Персонал, выполняющий работу, которая непосредственно оказывает влияние на качество подготовки специалистов, должен быть компетентным в силу наличия полученного образования, подготовки, навыков и опыта. Администрация колледжа понимает, что без проведения научно-исследовательской работы в сфере организации учебно-воспитательного процесса существенного улучшения качества образования не произойдет. Поэтому с 2004 года колледж работает в тесном сотрудничестве с ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования». На базе колледжа был организован курс лекций на тему: «Основы психолого-педагогической деятельности преподавателей профессионального образования», по окончании которого вышел первый сборник научных публикаций сотрудников и преподавателей колледжа. В июне 2005 года на базе Волховского алюминиевого колледжа проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Социальное партнерство в системе профессионального образования». Большинство учебных заведений среднего профессионального образования приоритетной считают классно-урочную модель обучения. Но современный студент изменился, кардинально изменилась педагогическая парадигма – отношение студента и преподавателя в учебном процессе, стиль поведения преподавателя. Сегодня задача преподавателя – помочь студенту в учении в соответствии с его способностями и возможностями. Тип преподавателя – информатора, транслятора известной информации уходит в прошлое, гарантированные стабильные и прочные знания можно сформировать только на основе современных педагогических технологий и информационных систем. В коллеже проводятся научно – методические семинары «Перспективные педагогические технологии», занятия в школе «Информационные технологии в педагогической деятельности». Преподаватели внедряют в учебный процесс коллективный способ обучения, модульное и проектное обучение, активные методы обучения как широко известные, так и методы модерации и кейсов. В образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. В колледже работают 5 компьютерных классов, обеспечивающих учебный процесс. Большим успехом пользуются мультимедийные технологии, они используются не только на занятиях, но и при проведении педагогических советов, семинаров, конференций. Работает отделение дополнительного образования, на котором студенты могут осваивать новые компьютерные программы. Для осуществления образовательного процесса каждым преподавателем разработаны учебно-методические комплексы, в которые входят: рабочая программа, задания для контрольных работ, методические указания к лабораторным работам, методические указания к практическим работам, указания к выполнению самостоятельных работ, задания и методические указания к курсовому и дипломному проектированию, методические указания к написанию рефератов, разработка дидактических материалов, публикации преподавателей в научных изданиях. На основе опыта общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования в колледже разработана система рейтинговой оценки деятельности педагогического коллектива. Оценочная шкала предусматривает конкретные показатели работы с балльной системой оценки по каждому показателю, введен коэффициент значимости: для мероприятий российского уровня – 4, для регионального – 2. Итоги рейтинга подводятся в июне каждого года, анализируются администрацией, по их результатам ставятся задачи на новый учебный год, поощряются преподававтели. Для получения полной и объективной информации о состоянии образовательного процесса и управления его качеством в Волховском алюминиевом колледже проводится мониторинг качества образования. Отслеживаются следующие данные: показатели нового набора студентов отдельно по всем специальностям, уровень остаточных знаний студентов младших курсов, анализ результатов семестровых контрольных работ, семестровые показатели успеваемости и посещаемости студентов как отдельно по группам, так и по специальностям, средний балл успеваемости студентов за учебный год по специальностям, результаты технологической практики, результаты промежуточной аттестации по семестрам, результаты защиты выпускных квалификационных работ и проектов. Опыт показал, что эффективным средством, повышающим ответственность как преподавателя, так и студента за качество знаний является предварительная аттестация студентов. В нашем колледже два раза в год (ноябрь, апрель) проводится промежуточная аттестация. Она помогает своевременно обнаружить пробелы в знаниях студентов и принять необходимые меры, тем самым, сохранив контингент обучающихся в колледже. Мониторинг охватывает также воспитательную работу и диагностику работы преподавателя. Анкетирование студентов, проводимое в рамках воспитательной работы позволяет выявить и устранить недостатки в работе, а также построить воспитательный процесс с учетом мнения «нового» поколения. Новым в работе колледжа является создание портфолио как преподавателей, так и студентов, в котором учитываются личностные достижения. Эффективному управлению качеством образования способствует развитие материально-технической базы среднего специального учебного заведения: оснащение учебных аудиторий современным оборудованием, компьютеризация образовательного процесса; студенты привлекаются к процессу модернизации устаревшего оборудования посредством предметных кружков и т.д. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром (услугой), и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Эти требования могут быть выражены четко или нечетко, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление современного потребителя о качестве образовательных услуг несколько изменилось: ü Появились гибкие образовательные технологии; ü Изменилась методика преподавания дисциплин; ü Вместо лабораторных и практических работ, проводимых опытным путем, активно используются аналогичные компьютерные программы, позволяющие сократить время на подготовку к работе; ü В учебную работу студентов включается учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. В организации системы управления качеством образования важную роль играет связь с потребителем. К сожалению, требования к качеству подготовки специалистов формируются вне системы образования. Они исходят из общих социально-экономических, научно-технических, социокультурных целей государства и конкретизируются в рамках отдельных предприятий, исходя из особенностей производственной деятельности. Волховский алюминиевый колледж успешно сотрудничает с предприятиями группы Сибирско-Уральской алюминиевой компании (филиалы «Волховский алюминиевый завод – СУАЛ», «Пикалевский глиноземный завод – СУАЛ», «Надвоицкий алюминиевый завод – СУАЛ», «Кандалакшский алюминиевый завод – СУАЛ»), ЗАО «Метахим», ОАО «Бокситогорский глинозем», ОАО «Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат», Волховстроевским отделением Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД», муниципальными учреждениями и организациями. Предприятия оказывают помощь колледжу в разработке содержания программ обучения, определении и выработке единых требований к выпускникам и оценке качества подготовки выпускников, организации производственной практики, проведении экскурсий и уроков на производстве, организации стажировки преподавателей. Руководители и главные специалисты осуществляют руководство дипломным проектированием, являются председателями государственных аттестационных комиссий. В Волховском алюминиевом колледже на основании требований, предъявляемых работодателями к специалистам, разработана модель выпускника: ü Высокий уровень общей и профессиональной культуры; ü Творческое мышление; ü Способность генерировать идеи; ü Конкурентоспособность на рынке труда и профессиональная мобильность (четкое осознание того, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены на практике); ü Созидательная мотивация к труду путем определения четких жизненных целей; ü Способность грамотно работать с информацией; ü Коммуникабельность, контактность; ü Способность самостоятельно критически мыслить; ü Владение навыками предпринимательской деятельности. Отзывы предприятий о качестве подготовки специалистов среднего профессионального образования являются результатом слаженной работы педагогического коллектива. Управление качеством образования – это творческий процесс, здесь важны и общие знания управления качеством и умение анализировать конкретные ситуации, делать правильные выводы. Руководитель управляет, используя свои знания и опыт. Знания помогают определить стратегию, принять компетентное решение. Поэтому управление качеством образования является не только наукой, но и искусством, проявлением высшего профессионализма руководителя.
|