ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Мирсаетова А.А

методист Екатеринбургского

автомобильно-дорожного колледжа

 

Изменения в политической, экономической, социальных сферах нашей жизни побудили общество по-новому взглянуть на профессиональное образование.

В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Рассматривая материалы «О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области» можно заметить, что речь идёт только об изменении содержания основных профессиональных образовательных программ. Изменяя методологический подход к развитию содержания среднего профессионального образования, следует изменить структуру «получения» образования. На сегодняшний день структура СПО такова: общеобразовательные дисциплины, общепрофессиональные, профессиональные. Такая структура логична, но на данный момент мало эффективна.

Каждый блок дисциплин изучается обособленно и это напоминает строительство фундамента здания без его укрепления.

Общеобразовательный курс на любом отделении одинаковый (за исключением содержания дисциплины «Введение в специальность») и поэтому студент не ощущает особую принадлежность к выбранной профессии, а это в свою очередь приводит к потере учебной мотивации.

Второй курс (особенно для дорожных строителей) является кризисным, что приводит к самому большому проценту отчислений.  Без особых осложнений проходит для студентов первый курс, так как все изучаемые предметы являются продолжением школьных, при изучении большинства из них достаточно иметь хороший уровень общего развития, немного усердия и небольшой мотивации. На втором курсе изучение большинства предметов начинается с «чистого листа» и поэтому растёт нагрузка, которую не каждый способен осилить.

Слабые межпредметные связи. На дисциплине «Геодезия» элементы инженерной графики нужны с самого начала, так как с сентября в каждом разделе выполняется практическая работа. Но и с сентября начинается изучение дисциплины «Инженерная графика», что вызывает большие проблемы студентов второго курса дорожно-строительного отделения. Если первую часть «Инженерной графики» начать изучать на первом курсе второго семестра, то это позволит иметь навыки, необходимые для выполнения практических работ, но снизить нагрузку на втором курсе и позволит серьёзней отнестись не только к изучению спецдисциплин.

Преподаватели гуманитарных дисциплин отмечают, что современные образовательные стандарты не учитывают возрастную специфику, не рассчитаны на «реального» студента. Для студентов, поступивших на базе 9 классов,  большинство вопросов, которые поднимает дисциплина «Философия», просто не стали ещё актуальными.

Конечно, в статье рассмотрены не все причины, которые могли бы безоговорочно убедить изменить структуру среднего профессионального образования, но данный материал, по моему мнению, имеет право на внимание. Изменение структуры образовательного процесса естественно повлечёт и изменение содержания.