СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Михалевич С.В.,

ФГОУ СПО «Белогорский технологический

техникум пищевой промышленности»,

 

Управление учебным процессом можно определить как целенаправленную деятельность по регулированию образовательной деятельности в целях перевода ее на более высокий уровень. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в учебном процессе необходимо определить содержание контроля, объект, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни.

В теории педагогического менеджмента существует достаточное количество определений понятия «контроль образовательного процесса». Под ним понимается управленческая функция, направленная на систематическую проверку состояния образовательного процесса, с целью получения достоверного знания о ходе и результатах учебно - познавательной деятельности учащихся и учебно - воспитательной деятельности педагогов, его анализа и принятия управленческого решения.

Существует также достаточное количество определений мониторинга:

1.       как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

2.       непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образовательного процесса на основе использования компьютерной технологии сбора и обработки получаемой о нем информации.

3.       систематическая и регулярная процедуру сбора данных по важным образовательным аспектам работы образовательного учреждения.

Таким образом, анализируя взаимосвязь понятий «контроль образовательного процесса» и «мониторинг», приходим к выводу, что в понятии мониторинга информационно - аналитическая, операционально - действенная, оценочно - критериальная и временная составляющие контроля  определены в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Другими словами, мониторинг - это контроль на новом качественном витке, который стал возможен  в результате развития научно-педагогического сознания, совершенствования педагогического менеджмента, информатизации и компьютеризации образования и т.д.

Нам ближе всего определение мониторинга как целенаправленного, относительно непрерывного отслеживания хода и результатов образовательного процесса в вербальных и математических показателях в их взаимосвязи и взаимообусловленности с применением средств новых информационных технологий. Понятно, что качество контроля и мониторинга напрямую зависит от профессиональной компетентности менеджера образования.

В настоящее время функция контроля за ходом и результатами образовательного процесса осложнена вариативностью учебного плана, разноуровневостью учебных программ, наличием разнообразных учебных пособий по предметам, ярко выраженной акцентуацией личностных притязаний администрации, преподавателей, студентов и их родителей и т.д.

Чтобы управлять не формально, а реально образовательным процессом и жизнью учебного заведения, принимать правильные, научно обоснованные решения менеджерам образования, на наш взгляд, необходимо концептуальное осмысление мониторинга образовательного процесса - нового качественного состояния контроля.

 Многоуровневый характер и специфика технологии управления образовательным процессом таковы, что руководители образовательных учреждений не могут непосредственно сами постоянно контролировать развитие каждого студента, фиксировать каждое изменение в нём, в проявлениях его личности, выяснять причины изменений, их направленность и т.п.

Первичный контроль, учёт и анализ осуществляют непосредственные участники и исполнители педагогического процесса - преподаватели. Между тем, наименее сформированным среди других педагогических умений у преподавателей является умение изучать учащихся, осуществлять первичное и, в силу этого, фундаментальное звено в контроле учебного процесса внутри учебного заведения.

Поэтому первой задачей контроля со стороны администрации является контроль  достоверности данных первичного учёта и анализа, развития студентов, во-первых, и за умением преподавателей вести первичный учёт и анализ (диагностику), во-вторых.

Вторая задача контроля - изучение работы коллектива и отдельных преподавателей, приведшей к достигнутому или ведущей к ожидаемому результату. Эта область контролирующей деятельности охватывает большой круг задач: изучение опыта работы каждого преподавателя, выявление его сильных и слабых сторон, определение затруднений, в преодолении которых он нуждается, поддержка творческого поиска учителя и помощь ему в самоутверждении среди коллег, проверка выполнения каждым работником техникума служебных обязанностей и поручений, контроль за реализацией субъектами учебного процесса ,своих прав, и т.д.

Третья задача контроля - контроль за работой по организационному, научно-методическому, финансово-хозяйственному и кадровому обеспечению педагогического процесса, своевременностью и качеством выполнения намеченного.

С 2005 учебного года Белогорский технологический техникум  пищевой промышленности работает над созданием собственной системы мониторинга качества знаний, умений и навыков обучаемых.

В настоящее время можно констатировать, что элементы мониторинга качества обучения на первичном уровне (уровне преподавания отдельной дисциплины), на уровне специальностей по профилю обучения прочно вошли в практику образовательной деятельности учреждения.

Разрабатываются формы документов информационного отслеживания результативности учебного процесса, внедряются в практику преподавания новые модели проведения контрольных срезов знаний учащихся.

С целью привлечения всего педагогического коллектива к процессу создания системы мониторинга в 2005-2006 учебном году проведены тематические педагогические советы

Так, в ноябре 2005 года состоялся теоретический педсовет «Совершенствование системы управления и контроля учебно-воспитательного процесса техникума», посвященный вопросам реализации требований ГОС СПО в содержании рабочих программ учебных дисциплин, контролю в  организации практического и дополнительного образования.

По рекомендациям данного педагогического совета в январе 2006 года состоялся педагогический совет-конференция по теме «Совершенствование контроля знаний, умений и навыков студентов как средство повышения качества образования», на котором ведущие педагоги техникума представили обобщенный опыт работы по созданию и реализации моделей контроля ЗУН в преподавании отдельных дисциплин.

Обобщен опыт работы преподавателя высшей категории Чурилиной Л.Н. по теме «Развивающие формы контроля знаний студентов в преподавании общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

По итогам образовательной деятельности первого семестра проведен педагогический совет, на котором были представлены элементы системы мониторинга качества образования в техникуме на уровне отделений по профилю обучения; проанализированы данные об успеваемости и качестве знаний студентов техникума в сравнении с предыдущими годами; даны рекомендации преподавателям по совершенствованию индивидуальной работы не только со слабыми, но и сильными учащимися через внедрение новых форм контроля знаний, умений и навыков.

Важнейшими принципами контроля учебного процесса в Белогорском технологическом техникуме признаются:

·      плановость и систематичность;

·      актуальность и объективность;

·      открытость и гласность;

·      адресность и персональная направленность.

Принцип плановости и систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах учебного процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения.

Объективность и актуальность заключается в научно обоснованном содержании контролируемых направлений деятельности, содержании контрольных заданий, вопросов, равном отношении преподавателя ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений, навыков студентов. Практическая объективность контролирующих и диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

Принцип гласности и открытости заключается, прежде всего, в доведении целей, задач, процедуры и результатов контроля, как до сведения педагогического коллектива, так и студентов. Принцип гласности требует также оглашения мотивации направлений.

Персональная направленность (адресность) подразумевает реализацию и использование индивидуального подхода в осуществлении контроля учебного процесса.

Основными направлениями контроля учебного процесса в техникуме являются следующие:

·      контроль выполнения требований нормативных документов;

·      ведение рабочей документации преподавателя;

·      состояние преподавания учебных дисциплин;

·      уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся;

·      мониторинг качества образования.

Если первые направления контроля являются вполне традиционными и глубоко вошедшими в практику учебной деятельности всех образовательных учреждений, то создание системы мониторинга качества образования для Белогорского техникума является своего рода инновацией.

На данный момент можно говорить о прочном внедрении в практику работы некоторых элементов этой системы.

Так, основными видами контроля учебного процесса с целью совершенствования системы мониторинга качества образования, в техникуме являются:

1.  Тематический контроль (глубокая всесторонняя проверка по многим вопросам или проблемам, волнующим как отдельного педагога, так группу или весь педагогический коллектив). Например, анализ состояния преподавания специальных дисциплин на отделении заочного обучения или административный контроль качества выполнения курсовых работ и проектов.

2.  Предупредительный контроль (выявление актуальных проблем и вопросов, профилактика возможных негативных последствий). Например, контроль ведения рабочей документации преподавателя; оценка содержания практических и лабораторных работ.

3.  Ознакомительный контроль (введение в проблему, установлении исходного уровня развития  сторон  личности обучаемого или преподавателя, диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированным). Например, входной контроль уровня знаний, умений и навыков групп нового набора; отслеживание процесса адаптации молодых преподавателей, ознакомление с методическим стилем работы преподавателя и т.д.

4.  Персональный контроль (диагностика и анализ деятельности каждого преподавателя, классного руководителя, членов администрации). Например, контроль с целью оказания методической помощи молодым преподавателям; оценка уровня профессиональной компетентности преподавателя в период аттестационных процедур; взаимопроверка ведения рабочей документации структурными подразделениями техникума.

5.  Комплексно-обобщающий контроль (всесторонняя проверка по всем проблемам учебно-воспитательной работы специальности по профилю обучения или групп специальностей).

Но, как уже отмечалось выше, фундаментальным звеном в контроле учебного процесса внутри учебного заведения является первичный контроль, учёт и анализ  состояния ЗУН студентов, осуществляемый непосредственными участниками и исполнителями педагогического процесса - преподавателями.

Для оценки качества подготовки обучаемых и выпускников техникума создана система контроля теоретического и практического обучения. Основными видами контроля являются: входной, текущий, рубежный, итоговый.

Входной контроль используется при формировании качественного контингента в период приема в техникум и включает вступительные экзамены. Итоги вступительных экзаменов обеспечивают достаточный конкурсный отбор абитуриентов. В 2005 году конкурс при зачислении составил от 1,5 до 4,5 человек на плановое место в зависимости от специальности, что можно считать удовлетворительным показателем.

В процессе изучения дисциплин преподаватели практикуют различные виды контроля знаний:

·    текущий (промежуточный) контроль – устный опрос, тестовый опрос (безмашинный и компьютерный), решение практических задач;

·    рубежный (итоговый) контроль – многовариантные задания, контрольные работы, зачет по разделу или курсу, экзамен, защита курсовой работы. Задания по всем видам контроля разработаны в соответствии с уровнем требований к знаниям  и умениям учащихся, заложенным в содержании учебных дисциплин.

Согласно ГОС СПО итоговая государственная аттестация студентов проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена (по специальностям 0201, 0608, 2702, 2710, 3108) и защиты дипломной работы (1701).

Создание системы мониторинга качества образования подразумевает взаимодействие педагогического коллектива техникума на разных уровнях:

1.     отслеживание качества образования студентов по отдельной дисциплине и циклу дисциплин в течение учебного периода (главная роль принадлежит преподавателю-предметнику, составу предметно-цикловых комиссий);

2.     определение уровня учебной подготовки отдельной группы, отслеживание успеваемости и качества знаний студентов, индивидуальная работа с  обучаемыми (реализуется во взаимодействии преподавателей и классного руководителя);

3.     анализ результатов успеваемости и качества знаний студентов по итогам семестра и учебного года (невозможен без тесного сотрудничества педагогов, цикловых комиссии, заведующих отделениями по профилю обучения);

4.     комплексный анализ качества знаний и уровня подготовки студентов и выпускников на протяжении некоторого периода времени – семестра, учебного года, нескольких учебных лет (осуществляется во взаимодействии администрации и всего педагогического коллектива).

Таким образом, перефразируя известные слова Джона Локка применительно к образованию, можно сказать: единственная возможность эффективно управлять образовательным процессом - это получить исчерпывающее знание о нем, т.е. информацию, обладающую свойствами полноты, релевантности, адекватности, объективности, точности, своевременности, доступности, непрерывности, структурированности и т.д., которые, в свою очередь, являются также и свойствами мониторинга.

Одним из многочисленных определений информации является следующее: «информация - это уменьшение неопределенности». Чем меньше «terra incognitа» о действительных результатах образовательного процесса, тем больше представление о степени достижения студентами базовых образовательных стандартов, т.е. «выход» образовательного процесса. Это, в конечном счете, и является одной из задач мониторинга.