СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО -  МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СТУДЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ГОС СПО

 

Моисеева Г.К.,

преподаватель социально-экономических дисциплин и

специальности «Правоведение»,

руководитель СНО техникума,

председатель городского объединения преподавателей ГСЭдг.

«Комсомольский–на-Амуре техникум легкой промышленности»

 

Работа по созданию учебно-методического комплекса студента - «Портфеля студента» – это конкретный заказ информационно-методического центра Техникума Легкой промышленности. Заказ был сделан в 2002 году. И вот уже 4 года в нашем техникуме создаются и применяются «Портфели студента» по различным преподаваемым дисциплинам. За прошедшие три года накоплен и проанализирован опыт применения учебно-методического комплекса. Сделаны выводы, которыми мы поделимся.

Технология «Портфель студента» ориентирована на личность учащегося, учитывает его индивидуальные особенности и способности. В данной технологии выделяются следующие основные аспекты:  

- в центре учебного процесса находится обучаемый, его познавательная и творческая деятельность;

- роль преподавателя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;

- ответственность за успех учебной деятельности студенты в большей степени берут на себя;

- главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей обучаемых, их нравственных ценностей.

Структура учебно-методического комплекса, стиль изложения материала, комплекс вопросов и заданий к темам позволяют преодолеть излишнюю дидактичность, репродуктивность, которые, к сожалению, еще встречаются в учебных изданиях.

Итак, «Портфель студента» – это учебно-методический комплекс, в который входят: краткий курс лекций, рабочая тетрадь, электронный учебник, итоговый тест, который проводится в компьютерной аудитории.

Структура «Портфеля студента»

Комплект документов по отбору материалов в «Портфель»

Дидактические средства (рабочая тетрадь)

Электронный вариант «Портфеля»

КИМ ы

Теоретический материал

Комментарии экспертов и студентов

 

В комплект документов входят: анкеты экспертов, требования к оформлению и отбору материалов в портфель.

Теоретический материал – это, как правило, курс лекций или учебное пособие.

Дидактические средства – это рабочая тетрадь, в которой находятся схемоконспекты, тесты, кроссворды, творческие задания поискового характера, ситуации для анализа, задачи требующие использования нормативно-правовых актов и т.д. Контрольно-измерительные материалы – КИМы - содержат практические задания, контрольные работы, рубежные и итоговые тесты, задания к семинарам, экзаменационные билеты. Итоговое тестирование позволяет выявить студентов, более подготовленных по дисциплине для дальнейшей научно - исследовательской работы. Преподаватель делает для себя определенные выводы. И, именно студенты, получившие оценку «5», как правило, представляют техникум на городских и краевых олимпиадах по данной дисциплине, конкурсах, фестивалях и семинарах. Итоговое тестирование оценивается по пятибалльной шкале, но постепенно преподаватели переходят к рейтинговой системе оценивания.

В электронном варианте «Портфеля», как правило, заложены теоретические и практические материалы. Данный вариант учебника позволяет студентам знакомиться с дисциплиной без участия преподавателя. Он позволяет, как изучить новый материал, так и проверить на практике полученные знания. Электронный учебник подходит студентам, как заочного отделения, экстерната, так и студентам дневного отделения, которые по объективным причинам не могут присутствовать на занятиях. Этот учебник можно найти на сайте техникума. 

Комментарии экспертов – это письменная рецензия и оценка экспертов.

Анализ собственных результатов студента – это и есть комментарии, которые студенты пишут в конце рабочей тетради.

Нами были разработаны принципы, рекомендации по созданию и требования к оформлению «Портфеля студента».

Принципы использования:        

1.          Самоконтроль и самооценка студентами результатов овладения знаниями в определенной области, сюда входят:

а) особенности предметной области познавательной деятельности в соответствии с программой обучения. (Например, «Портфель студента» по Теории государства и права будет отличаться от «Портфеля студента» по Высшей математике);

б) формирование умения обучаемого самостоятельно критически и творчески мыслить, принимать и корректировать решения в процессе использования данного пособия;

в) дифференцированный подход к способностям студента в умениях аргументировать и анализировать собственную деятельность.

2.          Систематичность и регулярность самомониторинга.

3.          Структуризация материалов «Портфеля».

4.          Целостность, тематическая завершенность представленных материалов в «Портфеле».

Рекомендации по созданию «Портфеля»:  

1.            Создание условий для формирования самостоятельности мышления обучаемого;

2.            Взаимосвязь знаний в определенной области;

3.            Отражение собственного мнения студента относительно представленных работ;

4.            Наглядность в процессе решения проблем.

Требования к оформлению «Портфеля»:   

1.        Титульный лист.

2.        Содержание.

3.        Краткое описание и пояснение с указанием причин, по которым этот материал отобран.

4.        Срок создания «Портфеля».

5.        Теоретический материал.

6.        Краткая история успехов обучаемого. (Анализ собственных результатов по дисциплине: что легче дается, что труднее, в чем трудности).

7.        Контрольные, самостоятельные работы. (2-3 работы по разным темам).

8.        Тесты (не менее трех различных тестов, не менее, чем по трем темам).

9.        Работы, характеризующие индивидуальность студента, оригинальность мышления.

10.    Занимательные задания (кроссворды, задания – викторины).

11.    Тезаурусы (словари терминов, ключевых слов по курсу).

12.    Оценка экспертов (письменная рецензия экспертов).

Работа с учебно-методическими комплексами на занятиях предполагает использование интерактивных методов обучения, реализацию межпредметных связей по дисциплинам. Особенно ярко это проявляется в процессе работы студентов со словарями. Словари содержат как специальные термины, так и те, что заимствованы из других отраслей знаний.

Работа с учебно-методическими комплексами в определенной мере способствует формированию информационной культуры студента, которая выражается в овладении комплексом знаний, умений, способов общения в системе «Человек – информация».

Здесь уместно вспомнить слова  пословицы: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Мной были разработаны «Портфели студента» по трем дисциплинам: «Теория государства и права» в 2003 году, «Основы философии» в 2004 году и «Основы права» в 2005 году.

Работа по данным технологиям создает у студентов достаточную уверенность в собственных силах, умственных способностях. У обучаемых повышается мотивация учения, формируется самостоятельное критическое мышление, появляются навыки самооценки.

Перед тем как внедрить использование «Портфеля студента» в учебный процесс был проведен эксперимент на 2 группах.

Эксперимент показал, что успеваемость, качество знаний и средний балл в группе, участвовавшей в эксперименте выше, чем в контрольной группе, обучающийся по традиционным пособиям. В группе, участвующий в эксперименте - средний балл: 3,8; качество усвоения: 100%; качество знаний: 77%, а в контрольной группе - средний балл: 3,6; качество усвоения: 100%; качество знаний: 59%.

Можно сделать вывод, что работа с учебно-методическим комплексом существенно повышает мотивацию учебно-познавательного процесса, значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет создать необходимые условия для реализации студентами различных видов учебной деятельности, развивает их творческую активность. Хотелось бы отметить, что инновационные технологии стоят на особом месте в реформе образования, именно они должны дать качественный скачок в формировании конкурентоспособного специалиста, профессионала способного мобильно перестраиваться в меняющихся условиях рыночных отношений.