СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Моисеенко Т.П.,

ФГОУ СПО «Белогорский технологический

техникум пищевой промышленности»,

 

Возрастающие требования к качеству обучения предполагают постоянное совершенствование профессиональной подготовки преподавателей, повышение их педагогического мастерства. Поэтому одним из направлений деятельности методической службы техникума является создание условий для профессионального роста преподавателей.

Анализ уровня квалификации педагогических кадров показал, что одной из главных задач методической работы должно стать обеспечение непрерывного повышения квалификации преподавателей. Для ее решения в коллективе были использованы различные формы, и за пять лет сложилась определенная система.

Все преподаватели техникума прошли обучение с отрывом от производства на ФПК ведущих институтов Минобразования или стажировку на пищевых предприятиях и в ВУЗах. Активное участие в работе методических объединений Амурского совета директоров ССУЗ, очно-заочных региональных тематических семинаров, межвузовских научно-практических конференциях, публикации материалов в методических сборниках стали большим стимулом для творческого роста коллектива.

Реальному повышению уровня квалификации преподавателей, их педагогического мастерства способствует не только учеба на ФПК, но в большей мере непрерывная самообразовательная деятельность каждого педагога. В техникуме созданы условия для профессионального роста преподавателей разного уровня квалификации: Факультеты молодого и творческого преподавателя, Факультет информационных технологий, Временные творческие группы. Они работают по отдельным планам, на основе разработанных Положений. Руководители факультетов назначаются приказом директора по рекомендации научно-методического совета.

Факультет молодого преподавателя (ФМП) объединяет преподавателей с педагогическим стажем до 3 лет и преподавателей, начинающих свою педагогическую деятельность в техникуме.

Задачи:

·                   поддержка молодого преподавателя в период адаптации к новым профессиональным условиям;

·                   овладение, систематизация и закрепление теоретических знаний в области содержания и методов обучения;

·                   освоение навыков разработки УМК дисциплины;

·                   выработка навыков воспитательной работы.

Работа ведется через постоянно действующий теоретический семинар молодого преподавателя и практикум «Учимся у старших». На теоретический семинар выносятся вопросы современной педагогики и психологии, теории обучения и воспитания:

·                   организация работы ССУЗа;

·                   планирование работы преподавателя;

·                   требования к ведению учебной документации, организации учебного занятия, контроля знаний, самостоятельной работы студентов;

·                   организация профориентационной работы и т.д.

В рамках практикума «Учимся у старших» опытными преподавателями проводятся открытые уроки для начинающих преподавателей. Тематика практикума меняется: в прошлом году на открытых уроках начинающих преподавателей учили методике организации урока, изучения нового материала, подготовки и проведения ЛПР, организации самостоятельной работы студентов. В новом учебном году практикум работает по теме: «Виды и формы нестандартных уроков и методика их проведения»; уже проведены урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, урок-игра. По каждому уроку оформляется методический материал в помощь молодому преподавателю и выпускается методический бюллетень по этой же теме. Все материалы находятся в методическом кабинете.

В состав Факультета творческого педагога (ФТП) входят председатели ПЦК, руководители кафедр, преподаватели высшей и первой квалификационной категории, творчески работающие преподаватели.

Задачи ФТП:

·        изучение, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта;

·        совершенствование профессионального педагогического мастерства преподавателей.

Работа факультетов молодого и творческого педагога тесно связана: организация и проведение практикума «Учимся у старших» и подготовка вопросов на теоретический семинар для молодых преподавателей включены в план работы ФТП.

Традиционным стало проведение научно-практических педагогических конференций «Опыт. Творчество. Мастерство». На этих конференциях опытом работы делятся преподаватели, аттестующиеся на высшую и первую квалификационную категорию. В 2006 году такая конференция проведена по теме: «Совершенствование контроля знаний, умений, навыков студентов как средство повышения качества образования», на 2007 год запланирована тема «Воспитание формирует личность».

Участие педагогического коллектива в региональных и федеральных этапах  конкурсов современных педагогических технологий и на лучшую организацию практического обучения было отмечено дипломом Министерства сельского хозяйства и свидетельством участника финала  Министерства образования РФ. В техникуме конкурсные материалы были представлены авторами на мастер-классе «Опыт создания и реализации авторских педагогических технологий».

Методическая деятельность многих педагогов все более обретает творческий поисковый характер с эле­ментами опытно-экспериментального апробирования ее результатов, в связи с чем, обобщение передового педагогического опыта становится одним из важней­ших средств повышения эффективности их работы. За два года методической службой обобщен опыт преподавателей:

·        Асташова В.В. «Профессиональная направленность в преподавании русского языка»;

·        Протасовой О.Р. «Формирование профессионализма технолога на лабораторно-практических занятиях по специальности»;

·        Мальцевой Л.К. «Нестандартные уроки математики»;

·        Баранниковой Л.К. «Использование регионального компонента на уроках истории»;

·        Сметана Н.А. «Учебно-исследовательская работа в подготовке технолога»;

·        Чурилиной Л.Н. «Формы и методы контроля знаний по дисциплине Основы права».

С переходом на новые образовательные стандарты обновилось и усложнилось содержание методиче­ской работы, ориентированное на длительную перспек­тиву по разработке новых учебных планов и программ, отвечающих требованиям ГОС СПО, на создание оптимального комплексного методического обеспечения образователь­ного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.

Ежегодное проведение смотра-конкурса методической работы преподавателей дало положительные результаты, которые коллектив сумел оценить при аттестации техникума в 2005 году. Всеми преподавателями к аттестации были представлены УМК дисциплин, соответствующие требованиям ГОС СПО, что было отмечено членами аттестационной комиссии.

Активное участие в конкурсе методической работы молодых преподавателей (он проходит под девизом: «Педагогические надежды») и положительные  рекомендации комиссии дали им возможность аттестоваться на квалификационную категорию, имея педагогический стаж 2-3 года.

С целью выявления талантливых, творчески работающих преподавателей в техникуме регулярно проводится конкурс «Преподаватель года».

Факультет информационных технологий (ФИТ) создан по решению НМС в рамках реализации Программы развития техникума в условиях информатизации и компьютеризации (эта программа разработана в 2001 году и рассчитана на 5 лет). Цель: обеспечить максимально полное использование информационных технологий в профессиональной деятельности. В состав факультета входят преподаватели, имеющие опыт работы с информационными технологиями и внедряющие их в учебный процесс. Большой популярностью пользуются практикумы «Использование приложений MS Office в подготовке методического обеспечения на электронных носителях» и «Использование информационных технологий в курсовом проектировании».

Для решения конкретных учебно-воспитательных задач и активизации деятельности педагогического коллектива по выбранному направлению в техникуме создаются временные творческие группы. В 2005-2006 учебном году созданы группы по разработке программ дополнительного образования (руководитель Пальченко Н.В) и по организации профориентационной работы на регион (руководитель Осетрова О.А.). Основная задача первой – обеспечение требований ГОС СПО в части практического обучения. На сегодня членами этой группы разработаны программы рабочих профессий, лучшие из которых были представлены к экспертной оценке в Департамент образования Амурской области и получили положительную оценку.

Работа группы по профориентации рассчитана на несколько лет; ее цель: привлечение абитуриентов из городов и сел Дальневосточного региона для обучения в БТТПП.

В 2006-2007 учебном году начала работу временная творческая группа по разработке методического обеспечения курсового проектирования.

Кроме массовых форм повышения мастерства преподавателя большое внимание уделяется индивидуальным формам, одна из которых – наставничество. Наставничество в техникуме организуется с целью оказания практической помощи молодым преподавателям и начинающим классным руководителям в период их вхождения в профессиональную деятельность. Предложения о закреплении наставников вносят председатели ПЦК, заведующие отделениями, заместители директора. Наставник назначается приказом по техникуму и на первом заседании НМС происходит представление наставников в присутствии молодых преподавателей. Наставнику вручается свидетельство, в котором оговорены его права и обязанности. О своей работе наставники периодически отчитываются на заседании ПЦК и НМС. В конце учебного года проводится обязательное анкетирование молодых преподавателей и их наставников.

Все, о чем говорилось выше, нашло отражение в  индивидуальном творческом плане повышения профессионального мастерства преподавателя.

Сложившаяся в техникуме система непрерывного повышения  педагогического мастерства преподавателя дает первые результаты, в том числе и такие, как:

·                   реальное повышение уровня квалификации пре­подавателей, их методического мастерства, подтверждаемое ими при проведении учебных занятий и в ходе их аттестации на квалификационные категории;

·                   фактическое наличие у преподавателей новой учебно-программной документации, отвечающей требо­ваниям образовательных стандартов, и комплексное методическое обеспечение дисциплины;

·                   владение современными информационными технологиями и использование их в учебном процессе.