ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Корчагин Е.А.,

зав. лабораторией ИПП ПО РАО, д.п.н.

 

Поиск путей оптимизации образования, с одной стороны и обеспечения жизнедеятельности учебных заведений в новых социально-экономических условиях с другой, способствовали организации многоуровневой и многоступенчатой подготовки и выработке новых подходов к целям, структуре и содержанию образования в профессиональной школе. Возникли и развиваются многоуровневые и многоступенчатые учебные заведения, в их числе лицеи и колледжи, различные образовательные центры и комплексы.

Становлению, функционированию и развитию этих учебных заведений посвящены многочисленные публикации. Цель нашей статьи – рассмотреть содержательный аспект интеграции 2-х ступеней профессиональной подготовки: ступеней начального и среднего профессионального образования. В рамках каждой ступени выделяются уровни подготовки. Например, на ступени начального профессионального образования – уровни подготовки рабочего 2-ого, 3-го и т.д. разрядов; на ступени среднего профессионального образования – уровни техника, техника повышенного уровня квалификации.

Дело в том, что в условиях все более углубляющейся интеграции учебных заведений различных ступеней в единое образовательное пространство возникла объективная потребность в проектировании согласованных, взаимосвязанных между собой образовательных программ различных ступеней профессиональной подготовки.

Интеграцию различных ступеней подготовки студентов в единую систему схематично можно представить в виде формулы «школа - ПУ (лицей) - ССУЗ (техникум, колледж) – производство» (рис. 1).

С философских позиций подготовка студентов в учебных заведениях, принадлежащих к различным, по восходящей линии, ступеням, интегрированным в единое образовательной пространство (вследствие чего можно говорить о модели многоступенчатого образовательного пространства), опирается на идею общественного развития. Человек испытывает биосоциальную потребность в образовании и система образования должна быть сформирована таким образом, чтобы удовлетворить эту потребность. В частности, идея непрерывного профессионального образования предполагает, в том числе, последовательный переход от начального к среднему, а затем к высшему профессиональному образованию. Эта идея потребовала для своей реализации соответствующих организационных форм, в том числе многоступенчатой подготовки. Многоступенчатая подготовка рабочих и специалистов основана на постепенном восхождении от низшей к высшей ступеням: квалифицированный рабочий – техник – инженер, т.е. построена на вертикальной структуре взаимодействия и реализуется комплексом учебных заведений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь этих ступеней образования.

 

Рис. 1. Ступени профессиональной подготовки студентов в профессиональной школе.

 

Многоступенчатая подготовка базируется на четырех основных принципах: завершенности, целостности, преемственности и открытости в плане развития.

В соответствии с принципом завершенности на каждой ступени студент должен получить целостную подготовку к предстоящей профессиональной деятельности, предполагающую наличие у него всего комплекса необходимых знаний, умений и навыков для успешного выполнения трудовых функций. Эта целостная подготовка предполагает не только готовность к выполнению профессиональных функций, но и определенные уровни интеллектуального развития и профессиональной культуры, достигаемые благодаря ГОС по специальности (профессии). Каждая ступень представляет собой завершенный этап профессиональной подготовки, и после завершения каждой ступени студенту выдается документ о получении определенной специальности (профессии).

Принцип целостности основан на деятельностном подходе и состоит в том, что при разработке содержания обучения профессиональная деятельность моделируется в учебном процессе таким образом, чтобы, во-первых, сформировать у студентов правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности от целеполагания до анализа процесса и результатов труда, и, во-вторых, обеспечить такое полное овладение способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности, чтобы молодой специалист мог быстро адаптироваться к конкретным условиям труда.

Принцип преемственности в профессиональной подготовке – это, прежде всего, последовательность и системность при формировании требований к выпускнику, последовательность и согласованность в содержании образования, формах и методах обучения, характере учебной деятельности студентов. Преемственность можно рассматривать в качестве интегрирующего фактора многоступенчатой системы профессиональной подготовки. Каждая предшествующая ступень профессиональной подготовки должна готовить к последующей. При этом особенность преемственности обусловливается степенью родственности специальностей (профессий), по которым ведется подготовка. Преемственность часто нарушается на стыках ступеней подготовки. Для ее обеспечения необходимо четко определить: во-первых, функции каждой ступени профессиональной подготовки в формировании личности специалиста; во-вторых - конечные результаты обучения на каждой ступени.

С позиции конечных результатов каждая ступень решает совершенно самостоятельные задачи. Например, на ступени СПО цель подготовки, ее конечный результат – это специалист среднего звена, а не абитуриент для высшего учебного заведения. Если же выпускник ССУЗ хочет продолжить обучение в вузе, тогда высшее образование является последующей ступенью по отношению к среднему профессиональному, возникают иные взаимоотношения и взаимодействие между ступенями и актуализируется преемственность как связь предыдущего и последующего.

Таким образом, принцип преемственности применительно к содержанию подготовки состоит в том, что на каждой высшей по рангу ступени подготовки при определении содержания обучения учитывается все то, что было изучено на ранних ступенях, и с ориентацией на это разрабатываются состав и структура содержания учебного материала, а также определяется организация учебного процесса.

Принцип открытости в плане развития состоит в формировании у студента такой профессиональной культуры и такого инновационного мышления, которые бы способствовали удовлетворению его потребности в непрерывном повышении своего образовательного потенциала.

В процессе интеграции рассматриваемых ступеней профессиональной подготовки производится систематизация, оптимизация и взаимная увязка всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих экономически оптимальный уровень качества обучения специалиста в требуемые сроки с учетом опережающих требований.

Среди таких взаимодействующих факторов мы выделили:

- типы профессиональной деятельности специалистов рабочей квалификации и среднего звена;

- государственные образовательные стандарты в начальной и средней профессиональной школе;

- сроки подготовки студентов на каждой ступени.

Тип профессиональной деятельности характеризуется предметом труда и классом профессиональных задач, решаемых специалистом. Предметом труда у работников, занимающихся физическим трудом (квалифицированный рабочий), выступают материальные ценности, у работников умственного труда (специалист среднего звена, инженер) – информация. Содержание деятельности работников физического труда составляет работа на станках, механизмах и т.д.; работников умственного труда – мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) с информацией и управление технологическими процессами.

Обычно выделяют три класса профессиональных задач, решаемых работником в процессе профессиональной деятельности: стереотипные (квалифицированный рабочий), диагностические (специалист среднего звена), эвристические (инженер). Естественно, деление это условное: каждый тип профессиональной деятельности (рабочего, специалиста средней квалификации, специалиста высшей квалификации) несет в себе в разных соотношениях все классы профессиональных задач, однако принципиально важным является, во-первых, место (удельный вес) задач каждого класса, во-вторых, нацеленность специалиста на тот или иной класс профессиональных задач, готовность их решать. Анализ показывает, по характеру труда специалисты со средним профессиональным образованием ближе к специалистам с высшим образованием, нежели к рабочим. Тип профессиональной деятельности определяет требования к содержанию и уровню профессиональной подготовки специалиста на той или иной ступени. Интеграция ступеней неизбежно ведет к расширению профиля квалификации специалиста (по вертикали). Можно сказать, системообразующим фактором многоступенчатой подготовки является квалификация широкого профиля, определяющая учебно-воспитательный процесс в учебном заведении и новый характер взаимоотношений и связей профессиональной подготовки с другими структурами, в том числе и с социальными партнерами, при реализации функций этой подготовки. Требования к различным уровням квалификации (по горизонтали), применительно к конкретным профессиям и специальностям, регламентируются документами существующей системы аттестации и тарификации. Интеграция ступеней и подготовка специалистов широкого (как по вертикали, так и по горизонтали) профиля требуют пересмотра этой документации. Такая широкая квалификация имеет ряд особенностей. Во-первых, она позволяет повышать производительность труда за счет сокращения персонала и одновременно увеличивать творческую заинтересованность работников, их ответственность за качество продукции. Во-вторых, важной особенностью квалификации широкого профиля является ее интеллектуализация. В-третьих, такая квалификация динамична. Совокупность профессиональных знаний и умений, ее составляющих, должна динамично обновляться по мере развития производства и появления новых технологий.

Материальной основой возникновения специальностей широкого профиля являются интеграционные процессы в производстве и вызываемые ими расширение зон обслуживания и совмещения профессий (специальностей). И при определении содержания многоступенчатой подготовки специалиста необходимо исходить из единства, общности технологических процессов производства на всех его уровнях. Кстати, этого же требует фактор автоматизации производственных процессов, связывающий в единое целое различные участки производства и порождающий коренные преобразования в характере и содержании труда специалистов.

Поэтому многоступенчатая подготовка должна строиться в расчете на интеграционные процессы в техническом базисе производства и вызываемые ими расширение зон обслуживания и совмещение профессий (специальностей). Отсюда вытекает необходимость разработки новых подходов к разработке дидактических систем обучения, которые за непродолжительный срок обучения позволили бы студентам освоить большой объем научно-технической и производственной информации, обеспечивая при этом более высокий квалификационный уровень подготовки. Это, во-первых.

Во-вторых, подготовка специалистов на многоступенчатой основе должна ориентироваться на выполнение студентами комплекса различных видов производственной деятельности. Такой подход в большей мере отвечает современным задачам социально-экономического развития страны.

И, в-третьих, принципиально важным при разработке теоретических и методических основ формирования содержания профессиональной подготовки при интеграции различных ступеней является вопрос о сопряжении государственных образовательных стандартов.

Проблеме сопряжения, преемственности содержания различных ступеней непрерывного образования в последние годы уделяется большое внимание. Она является одной из центральных в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования.

Стандарты должны быть:

·           скоординированы по структуре;

·           согласованы и взаимосвязаны по содержанию;

·           преемственны в части составляющих программы, обеспечивающих непрерывное поступательное развитие личности студента.

ГОС регламентируют ступени образования (НПО, СПО и ВПО) и определяют минимум содержания для каждой ступени профессионального образования, исходя из особенностей профессии, специальности и квалификации. Согласованность ГОС НПО и ГОС СПО обеспечивает реальную возможность не только сокращения сроков обучения, но и разработку оптимального содержания обучения при таком сокращении. И самое главное, стандарты ступеней образования должны формироваться во взаимосвязи с тем, чтобы обеспечить развитие личности студента при ее движении в непрерывном образовательном пространстве.

Первым элементом согласованности содержания многоступенчатой подготовки является унификация структуры ГОС НПО и ГОС СПО, представляющей собой комплекс взаимосвязанных нормативных документов. В состав этого комплекса входят, в том числе, учебный план, учебные программы:

·         по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам;

·         по математическим и общим естественно-научным дисциплинам;

·         по общепрофессиональным дисциплинам (для данной группы профессий в НПО; специальностей – в СПО);

·         по специальным дисциплинам.

Вторым важным элементом согласованности содержания подготовки на ступенях НПО и СПО является согласование перечней профессий и специальностей. Они определяют многообразие основных образовательных программ каждой ступени, отражающее тенденции развития рынка труда. Такая согласованность служит основанием для развития сокращенной подготовки специалистов в ССУЗ на базе НПО или в вузе на базе СПО.

Возможность сокращенной подготовки предусмотрена, в частности, Законом РФ «Об образовании». В соответствии с ним выпускники ССУЗ имеют право обучаться в высших учебных заведениях по родственным специальностям в сокращенные сроки. Процедура такой подготовки раскрывается в письме Минобразования России от 30 марта 1999 г. № 14-55-156 ИН/15 «О подготовке специалистов по сокращенным программам» и Приказе Минобразования России от 13.05.2002 г. «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки».

При этом, например, в качестве опорных сроков профессиональной подготовки специалистов среднего звена, способных к самостоятельной трудовой деятельности может рассматриваться интервал в 2-3 года. Кроме того необходимо учитывать срок, необходимый для адаптации выпускника собственно в рабочей обстановке и становлении его как профессионала, способного к оперативному решению не только стандартных задач, но и принятию стратегических решений на качественно более высоком техническом уровне. Как правило, данный временной интервал характеризуется нижней границей «от 6 месяцев и более».

В связи с подписанием Болонской конвенции серьезной модернизации подлежит, прежде всего, вся система среднего профессионального образования в техникумах. Программы обучения в техникумах и система обучения в целом должны быть переориентированы на подготовку и выпуск специалистов с высшим образованием – бакалавров, но дополнительно обладающих определенной профессиональной подготовкой. Значительная часть техникумов должна органически войти в структуру высших учебных заведений. При этом меняются требования к абитуриентам. Следует заметить, что к настоящему времени около 70% поступающих в техникумы имеют законченное среднее образование. Другая определенная часть техникумов должна стать образовательными центрами в подготовке (переподготовке) высококвалифицированных специалистов с начальным профессиональным образованием.

В настоящее время серьезным изменениям в сторону профессионализации подлежит и система общего среднего образования. При этом необходимо учитывать отсутствие в настоящее время в школах современной учебно-производственной базы, на формирование которой необходимо привлечение существенных инвестиций. Кроме того, и многие промышленные предприятия в силу ряда объективных причин утратили свой технический потенциал и не располагают передовыми технологиями, а, следовательно, серьезным образом не могут рассматриваться в качестве перспективных учебно-производственных площадок. Так, степень износа эксплуатируемого технологического оборудования, станков и машин доходит до 90%, применяемые технологии отвечают уровню развития науки и техники 60-80 годов прошлого столетия. Важным является не потерять зря общественно-затраченное время и инвестиции на подготовку специалистов, уже не отвечающих современному опережающему уровню развития науки и техники. Определенную роль в профессиональной профильной подготовке выпускников средней школы может принадлежать образующимся на базе техникумов Центрам профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов начального профобразования.

В решении проблемы интеграции профессионального образования в рамках «ССУЗ – предприятие» также возможны различные варианты. Одним из них может стать создание на промышленном предприятии филиалов (отделений) учебного заведения, специализирующихся на профессиональной практике студентов. При этом в основу данных филиалов должен быть положен принцип междисциплинарной интеграции. Это дает возможность профессиональной подготовки специалистов широкого профиля в условиях конкретного предприятия (производственников, технологов, менеджеров, экологов и др.). Организационно данная интеграционная структура образуется на основе делегирования ей некоторых полномочий по производственному обучению выпускающими отделениями учебного заведения и отделами подготовки кадров промышленного предприятия. Учебное заведение обеспечивает методическую подготовку организации производственного обучения, а промышленное предприятие обеспечивает организационно-техническое сопровождение производственной практики и специализации. С самим практикантом могут быть установлены контрактные отношения. Производственная практика осуществляется по согласованным программам в условиях производственного объекта с привлечением высококвалифицированных специалистов со стороны учебного заведения и предприятия. Финансирование осуществляется на бюджетной основе с привлечением средств внебюджетного характера и в том числе средств самого предприятия и практиканта (кредитное финансирование).

Учитывая наметившиеся неблагоприятные тенденции в демографическом развитии страны, становится необходимым задействовать в полной мере имеющийся творческий потенциал и учебные ресурсы, сосредоточенные, прежде всего, в высших учебных заведениях. Вузы должны превратиться в интегрированные структуры – образовательные центры, в которых осуществляется многоступенчатая профессиональная подготовка (переподготовка) квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена и высшей квалификации.

Наряду с общеобразовательной подготовкой, студент на 1-2 курсах осваивает рабочую специальность по выбранному направлению, на 2-3 курсах по выбору студента возможно получение среднего профессионального образования, а последние курсы обучения соответствуют получению высшего профессионального образования.

В этой схеме существенная роль принадлежит производственной практике на всех ступенях обучения с соответствующим перераспределением часовой нагрузки, повышением эффективности обучения и возможным увеличением общего срока обучения на 6-8 месяцев.

 

Выводы

 

В процессе интеграции ступеней начальной и средней профессиональной подготовки производится систематизация, оптимизация и взаимная увязка всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих экономически оптимальный уровень качества обучения специалиста в требуемые сроки с учетом опережающих требований.

Среди таких взаимодействующих факторов мы выделили:

- типы профессиональной деятельности специалистов рабочей квалификации и среднего звена;

- государственные образовательные стандарты в начальной и средней профессиональной школе;

- сроки подготовки студентов на каждой ступени.

Интеграция учебных заведений на содержательном уровне осуществляется через подготовку специалистов на последующей ступени в сокращенные сроки на базе родственного профессионального образования, полученного на предыдущей ступени по специальным учебным планам. На этапе разработки сквозных учебных планов на все ступени обучения должны быть выполнены следующие условия:

·           соблюдены принципы завершенности, целостности, преемственности профессиональной подготовки и ее открытости в плане развития на каждой ступени;

·           учтена специфика сходства и различия уровней образования;

·           взят за основу принцип преемственности образовательных программ.

Реализация многоступенчатой подготовки позволяет создать оптимальные условия для развития творческих способностей и склонностей каждого студента, а также более полно реализовать право личности на выбор своего пути получения профессионального образования. Кроме того, такая подготовка является открытой, она позволяет выпускнику первой и второй ступени вернуться к обучению на следующих ступенях после работы на производстве.

Внедрение многоступенчатой профессиональной подготовки специалистов позволяет привлечь к сотрудничеству учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, проводить скоординированную политику в области набора, трудоустройства выпускников, их конкурентоспособности, более эффективно использовать кадровый потенциал и материальную базу учебных заведений.

Однако, в настоящее время в РФ не созданы необходимые условия для развития учебных заведений, реализующих многоступенчатую профессиональную подготовку, хотя на практике повсеместно формируются учреждения непрерывного профессионального образования. Но эти учреждения крайне нуждаются в нормативно-правовой защите, которая позволила бы проводить их лицензирование, аттестацию и аккредитацию по реализуемым в них образовательным программам подготовки рабочих и специалистов, а не по их типологии.

Анализ качества многоступенчатой подготовки, в том числе итогов защиты дипломных проектов, отзывы выпускников и предприятий - заказчиков свидетельствуют о перспективности такой системы. Однако для полного раскрытия ее преимуществ нужна кропотливая методическая и организационная работа.